double arrow

Как правильно организовать передачу информации.

Мы уже говорили, что передача информации - одна из наиболее древних функций общения. Вступаем ли мы с другим человеком в контакт на несколько секунд или дружим с ним годами, мы и в том и в другом случае обязательно обмениваемся информацией. Правда, ин формация одного может казаться нам всегда важной и интересной, мы стремимся к общению с этим человеком, информация же другого скучной и тривиальной, тогда мы стараемся по возможности меньше встречаться с этим субъектом. Про одного говорим "богатая, интересная личность", про другого - "бедная, убогая". Но всегда ли это так? Может быть, второй просто не владеет навыками передачи информации? Наблюдения показывают, что, действительно, это нередко является причиной нарушения общения.

В природе существует
масса разнообразных способов передачи информации. В человеческом общении основное распространение получили два из них: вербальный (словесный) и невербальный. Чаще всего люди используют сразу два вида или же один, невербальный. Один вербальный способ человек использовать не может, параллельно ему обязательно идет и невербальный. Что же из себя представляет вербальный способ передачи информации? Используя слова, речь, люди не только обмениваются знаниями, умениями и навыками об окружающем мире, помогают друг другу понять его и овладеть им, но и могут оказывать разного рода воздействие один на другого, управлять друг другом. Причем сила этого воздействия подчас бывает очень мощной. Вспомните, как писал об этом поэт В.Шефнер: "Словом можно убить. Словом можно спасти…" Это действительно так. Однако искусство вербального воздействия не рождается спонтанно, ему надо учиться. Остановимся на некоторых основных правилах словесной организации информации.

1. Намереваясь передавать кому-либо информацию, надо предварительно очень хорошо продумать тему разговора, основную проблему, которую вы собираетесь рассмотреть. Предположим, вы хотите рассказать своему другу о прочитанной книге. Но что, собственно, вы хотите сказать? Подробно передать сюжет повествования? Поведать о своих переживаниях, возникших у вас при чтении этой книги? Или подробней остановиться на проблемах, которые поднял автор? Конечно же, каждая из этих конкретных целей предполагает свою особую организацию информации о данной книге.

2. Все, что сообщается в процессе беседы, просто информирования, должно быть подчинено выбранной коммуникатором (человек, который передает информацию) цели. Сделать это позволит подробный план выступления, диалога, в котором необходимо обязательно учесть следующее:

а) на каких именно основных вопросах общей проблемы вы хотите остановиться;

б) обозначьте каждую из выделенных подпроблем;

в) продумайте, в какой последовательности следует их излагать, чтобы материал передавался естественнее, логичнее, убедительнее.

3. Следует также хорошо продумать логику раскрытия каждой из подпроблем. Какую аргументацию надо дать? Какие факты лучше проиллюстрируют сделанные выводы? В какой последовательности расположить аргументацию?

4.Очень важно, чтобы приводимые примеры не только точно отражали выводы, но были сами по себе интересными и запоминающимися, могли вызвать эмоциональный отклик в душе слушателя.

5. Всегда следует помнить о возрасте партнеров по общению.

Именно им определяется и тема, и проблема разговора, а все изложение организуется с учетом доступности и ясности. Однако при этом следует избегать излишнего упрощенчества и примитивизма, так как это оскорбляет самолюбие собеседника и снижает степень его внимания к информации.

6. Никогда не следует перенасыщать речь, особенно устную, научными терминами и иностранными словами, это признак дурного тона. Но если все же таковых не избежать, то непременно надо дать краткий комментарий к слову, объяснить его значение, сделать термин понятным для собеседников.

7.Любое целостное выступление обычно должно содержать три части: вступление, основную часть и заключение. По мнению психологов, вступление должно занимать 10-12% объема времени, заключение - 4-5%, а все остальное время приходится на основную часть.

8. Во "вступлении" предполагается решить следующие задачи:

установить контакт с собеседником(ками), преодолеть страх и волнение, если таковые имеются, обозначить вкратце проблему, вызвать у слушателей интерес к ней. Известны специальные приемы, которые позволяют коммуникатору решить все эти задачи. Назовем не которые из них.

Риторический вопрос. Это вопрос, на который не требуется ответа. Вопрос, насыщенный экспрессией, располагающий собеседника к согласию. Например: "Почему мир устроен так, что глупцы чаще всего оказываются на верху?!" Словесное рисование. Драматизация. Привлечь внимание к какой-либо очень серьезной проблеме можно, начав выступление с подробного описания какого-либо занимательного или драматического эпизода, так или иначе связанного с данной проблемой. Например, начать разговор о сложном научном открытии можно с описания некоторых подробностей дня, когда это открытие было сделано или с рассказа о спорах, которые велись в науке вокруг предмета открытия.

Столкновение "за" и "против". Используется чаще всего при информировании об очень сложных проблемах. Кратко сообщается существо научной дискуссии, и приводятся разные аргументы в пользу одного из подходов к ее решению, затем другого, третьего…

Гиперболизация. Прием сознательного преувеличения каких-либо элементов передаваемой информации. Можно начать так: "Представим себе…", "Если на миг вообразить…" Далее идет момент гиперболизации.

Прогнозирование. Суть приема заключается в том, чтобы предположить, как пойдет развитие событий, если проблема так и останется нерешенной, выделить все имеющиеся противоречия, нелепости, сложности, трагические места такого развития.

Экспрессия. В этом случае обычно начинают с объяснения проблемы, подают ее словами, насыщенными экспрессией - вырази- тельными, эмоциональными. Сравните:

Вариант 1 (без экспрессии) Вариант 2 (с экспрессией)
Общеупотребляемая, предметная, нормальная форма изложения, без стилистической яркости и особенного эффекта: «нулевая экспрессия» Оригинальная, необычная, стилистически яркая форма изложения, ориентированная на особенности партнеров по общению, возбуждающая внимание: «экспрессия»

Мы перечислили некоторые наиболее важные требования к организации содержательной стороны вербального способа передачи информации. Но всякая вербальная система имеет еще и свою форму, которая в свою очередь может либо улучшать данный процесс, либо нарушать его. Среди более существенных требований, предъявляемых к формальной стороне вербального способа передачи информации, следующие:

1. Звучащая речь должна окрашиваться разнообразной и выразительной мелодикой голоса. Даже самая интересная информация, если она передается монотонно и однообразно, перестает восприниматься слушателем.

2. Передавать информацию надо, используя строго определенную громкость голоса. Она должна регулироваться с учетом конкретной ситуации. Так, очень тихо звучащее в большой аудитории сообщение очень часто может быть просто недослушано даже до конца, равно как сильно раздражает партнера по общению собеседник, громко кричащий во время частной беседы.

3. Очень мешают нормальному восприятию информации всевозможные слова-паразиты. Кто из нас не считал в речи нерадивых ораторов таких всепоглощающих слов, как "значит", "так сказать", "ну" и т.п.

4. То, что человек говорит, должно быть грамотно оформлено. Причем не только лексически, грамматически, стилистически, но и орфоэпически, т.е. оно должно быть правильно и четко произнесено. Поэтому за своим произношением тоже надо следить.

З а д а н и е.

Наверное, следует напомнить одну старую истину: "Любое умение говорить начинается с умения слушать!" Давайте проверим, хорошие ли мы слушатели.

Тест "Умеете ли вы слушать?"

При ответе на вопросы этого теста используется 9-тибалльная шкала самооценки: 9 баллов - качество присуще вам в наивысшей степени; 1 балл - качество присуще вам в наименьшей степени; 5 баллов средний уровень проявления данного качества.

При ответе на вопросы теста будьте предельно искренни, если вас интересует истинное положение вещей.

Вопросы теста.

1. Как часто вы делаете вид, что слушаете, а сами думаете о другом?

2.Как часто вам приходится "закруглять" тему разговора, если собеседник вам не интересен?

3. Как часто манера речи и поведение вашего собеседника вас раздражают?

4. Как часто в процессе общения у вас возникают конфликтные ситуации?

5. Как часто вы прерываете своего собеседника, чтобы вставить свою реплику, акцентировать внимание на существе обсуждаемого вопроса?

6. Как часто вам приходится поправлять собеседника, если он использует неправильные термины, ударения?

7. Как часто в процессе беседы, общения вас провоцируют на то, чтобы вы повысили голос или грубостью ответили на грубость?

8. Как часто вам приходится говорить с собеседником в назидательном тоне?

9. Как часто вам приходится уходить от разговора, если ваш собеседник касается тем, проблем, которые вам неприятны?

10. Как часто вы перебиваете собеседника в разговоре и не превратилась ли эта особенность у вас в привычку?

Подсчитайте сумму баллов, которую вы набрали, и определите степень вашего умения слушать собеседника.

Сумма баллов Степень умения слушать собеседника
79-90 1 - очень низкая
71-78 2 - низкая
63-70 3 - ниже средней
55-62 4 - чуть ниже средней
47-54 5 - средняя
39-46 6 - чуть выше средней
31-38 7 - выше средней
23-30 8 - высокая
10-22 9 - очень высокая

Некоторые правила и приемы активного слушания.

Основное правило: внимательно слушайте собеседника, не спешите говорить сами!

Приемы и правила:

- В процессе слушания правомерно ставить вопросы, требующие уточнения, разъяснения, обоснования того, о чем идет речь.

- Любым доступным способом старайтесь понять позицию противоположной стороны. Но понимание не есть принятие!

- Стремитесь за фразами, словами говорящего уловить истинные мотивы, цели, суть его подходов к решению проблемы.

- Иногда очень уместны реплики типа: "Ваши доводы убедительны, но как быть с таким-то фактом?", "С вашей точки зрения это выглядит так, но…", "Какова ваша цель? способ? средство?" и т.д.

- Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованности в сообщаемом. Не следует делать вид, что вы понимаете, о чем речь, если на самом деле понимания нет.

Наиболее типичные помехи общению, создаваемые слушателем.

- Реплика типа: "Повторите еще раз! Я вас не понял!"

- Поучения: "Это неправильно…", "Нет, это не следует говорить…"

- Наставления: "В вашем-то возрасте так говорить!"

- Вопросы типа допроса: "Кто это сказал? Кто внушил вам эту мысль?

- Ироничная похвала: "Ты умный парень, но со мной эти штучки не пройдут!"

- Уход от существа проблемы: "Давайте поговорим об этом в другой раз!"

- Обвинение-унижение: "То, что вы сказали - сущая глупость!"

- Предупреждение-угроза: "Кого-кого, а меня вам вокруг пальца не обвести!"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: