Культура современной молодежи

Люди, которым сегодня 14–20 лет, через очень короткое время будут составлять основу нашего общества. Так какая же она, современная молодежь России? Что ценит? Каковы ее устремления?

Молодежь-это будущее страны, ее дальнейшее развитие, и только молодое поколение будет определять, каким будет это развитие прогрессивным или регрессивным. Именно от молодежи зависит, выживет или погибнет Россия как общество, как страна, как нация.

Многие, как зарубежные, так и отечественные социологи приходят к выводу о сложности процессов, происходящих сегодня в молодежной среде. Все они вынуждены признать, что социальное и экономическое положение молодежи заметно ухудшилось за последнее десятилетие. К сожалению, данное ухудшение нашло свой выход именно в изменениях ценностных ориентаций молодежи.

Несомненно, до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности как: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Однако в последнее время происходит резкое противопоставление любви — комфорту, дружбы — выгоде, материального достатка — жадности или стремлению к власти. И вследствие возникновения этого противостояния у любого молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Ценности — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала [2; 271].

Все чаще молодые люди главной ценностью считают материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Причем, цель получения денег может достигаться любым доступным путем. Большинство молодых Россиян ориентировано на получения именно «легких денег», то есть, не прикладывая особых усилий или труда. Это является главным отличием сегодняшнего поколения, например, от поколения наших родителей, то есть конца 1970 годов, когда молодежь именно своим трудом и упорством добивались материального благосостояния.

Недавние исследования Русского консалтингового центра, показали, что конкретное воплощение успеха в жизнь молодежь видит, прежде всего, в достижении материального достатка (43,8 %), а также в любви и создании счастливой семьи (43 %). Следующим по значимости типом успеха является карьера и служебный рост.

Локальные исследования в г. Челябинске (лицей №11) и в г Тюмень поддерживают эти выводы. Так, по результатам опроса учеников старших классов ведущее место у них занимают следующие цели: «получить хорошее образование», «иметь интересную профессию» (50%), «обеспечить себе материальное благополучие», «добиться финансовой независимости», «положения в обществе» (25%) [3].

Утверждать, что удовлетворенность жизнью сводится исключительно к материальным благам неразумно. Бесспорной ценностью всех поколений россиян остается семья.

Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом — так называемым островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности — необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от негативного воздействия общественных процессов.

К сожалению, в области образования продолжается падение ценности умственного труда, образования и знаний. То есть в большинстве, подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями — лишь бы получить диплом. Образование рассматривается либо как возможность получить хорошее место работы, либо же высшее образование получают с целью свободного овладения иностранными языками, и соответственно возможностью жить и работать за границей.

Если говорить о нормах современной молодежи, то и здесь так же наблюдается стремительный упадок. Но этому есть объективное объяснение. Нынешнее поколение росло в условиях нарушения главной функции социализации. Функции социализации — это не только усвоение жизненных ценностей, обычаев, социальных ролей, но и поддержание уже существующего социального порядка. Современная же молодежь, социализировалась в период распада социальной системы, когда подорвано было доверие к прежним социальным институтам [2; 187]. Новое поколение практически было избавлено от усвоения традиционных ценностей и моральных норм, и эта «свобода» не могла не привести к ослаблению нормативности и даже законопослушности у молодого поколения. Однако, несмотря на упадок, морально-социальных норм и ценностей, современная молодежь, в отличие от представителей предыдущих поколений, более интернальна. То есть современная молодежь имеет более высокую мотивацию достижений, целенаправленности в поведении и способности управлять обстоятельствами собственной жизни.

Безусловно, с изменением идеалов общества произошла переориентация ее на материальную обеспеченную жизнь. Проблема физического выживания (или поддержания достойного уровня) выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи. Все больше в цене то, что приносит доход и позволяет удобно жить. Молодое поколение, обладая выраженным рационализмом, ориентируется на прагматические ценности. Несмотря на это стоит отметить, что для молодежи приоритетным, было и есть, остается создание семьи, но в наше время не только как «ячейки общества», но и как места духовного наполнения жизненной энергией.

Помните, что в нашей молодости — наша сила, в нашей неопытности — наша мудрость!

Литература

1. Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: Межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004, т. VII, № 1.

2. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. — Л., 1998.

3. Официальный сайт Российского консалтингового центра www.russever.ru [электронный ресурс].

Л. А. Чистякова

аспирант СПбГУСЭ

С. И. Бояркина

к.с.э., доцент СПбГУСЭ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: