Проблемы трудовой адаптации молодежи

В современных российских условиях вопросы материального благосостояния побуждают представителей студенческой молодежи к активному поиску заработка. Трудовая деятельность студентов обретает массовый характер. Поэтому проблемы трудовой адаптации выходят на первый план в изучении их социального функционирования.

Молодежь является особой социальной группой. Она выгодно отличается от других возрастных категорий способностью более быстрой адаптации к меняющимся внешним условиям, динамичностью, относительно высоким уровнем общего образования, специфическими психофизиологическими качествами [2]. Помимо этого в возрасте характерном для данной демографической группы люди принимают на себя новые социальные роли, на основании которых формируются жизненные ценности, планы. В современном обществе ее представители испытывают ряд трудностей в процессе включения в трудовые отношения. Затруднения обусловлены, в частности, такими причинами как: отсутствие взаимосвязи между институтом образования и предприятиями как относительно уровня востребованности специалистов на рынке труда, так и отсутствия системы распределения выпускников вуза, завышенными требованиями молодежи относительно перспектив своего трудоустройства, неадекватной оценкой собственных трудовых качеств, и др.

В социологии проблемы адаптации молодёжи, относятся к числу особо актуальных. Этой теме посвящены работы Э. Дюркгейма [4], М. Вебера [3], А.И. Кравченко, В.Т. Лисовского, Б.А.Ручкина, П.А. Сорокина [8], М. Мида [6], В.А. Ядова [9], Ж.Т. Тощенко [10], П.Д. Павленок [7], О.В. Ромашова, А.И. Ковалёвой и многих других.

Особые сложности в процессе адаптации испытывала молодежь России в постреформенный период. Основная проблема заключалась в том, что представителям данной социальной группы того времени необходимо было сформировать новый подход к трудовым отношениям и трудовые ценности, не основываясь на опыте предыдущих поколений. Переход к рыночным отношениям стал требовать от индивидов стиля мышления, поведения, иных компетенций и навыков, отличных от восстребованных в прошлые десятилетия. На протяжении многих лет советское общество готовило «человека-исполнителя», в то время как на настоящее время главной задачей социума является воспитание «человека-созидателя», конкурентоспособную личность [2].

Так во времена господства промышленного капитализма от работника требовалось выучить определенный набор приемов, достаточный для стабильной работы на долгие годы. В то время как на настоящий момент работник должен быть готов к переквалификации и постоянному овладению новыми навыками [1; 19]. Современный работник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление карьере, а интерес работе и признанию среди коллег-профессионалов. Свою карьеру, по мнению работодателей, человек делает сам [1; 37–46].

Современные социально-экономические условия заставляют молодых людей выходить на рынок труда, еще обучаясь в вузе. По мнению Г.А. Чередниченко, процесс последовательной смены учебной деятельности на трудовую все более уходит в прошлое, а на современном этапе широкое распространение среди молодежи имеют нестандартные формы занятости и новые формы гибкого использования рабочей силы, позволяющие совмещать учебу и работу. По данным социологических исследований, число работающих студентов на протяжении последнего десятилетия колеблется в пределах 40–45% [11].

Мотивы молодежи способствующие трудоустройству и занятости являются различными. Корж Н.В. выделяет две группы мотивов трудоустройства студенческой молодежи. К первой группе социолог относит общие для всех работающих студентов ценности, такие как необходимость зарабатывать деньги на жизненно необходимые вещи и достижение материального благополучия. Ко второй группе относит мотивы, которые связаны с материальным достатком их семьи. Трудовая деятельность для представителей среднеобеспеченных и высокообеспеченных студентов имеет такую ценность как потребность в профессиональной самореализации. В то время как для малообеспеченных студентов главным является материальный стимул, позволяющий зарабатывать деньги для обеспечения себя и своей семьи товарами первой необходимости [5].

В общем, анализируя современное положение представителей молодежи на рынке труда, следует отметить, что они обладают слабым уровнем конкурентоспособности, что обусловлено низким уровнем профессиональных знаний, квалификационных навыков и опыта. В связи с этим работодатели при приеме на работу отдают преимущество квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы. Работодателей сдерживает так же необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных Трудовым кодексом РФ в отношении подростков и перспектива увольнения молодых работников. К тому же работодатели не всегда готовы нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров [2].

Успешность процесса трудовой адаптации имеет зависимость в первую очередь от индивидуальных и трудовых ценностей, а также от уровня развития человеческих и трудовых качеств личности, овладения профессиональными навыками и умениями, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде. Процесс социальной адаптации молодого работника является сложным процессом. Молодой сотрудник должен ознакомиться с профессиональной работой, приобрести навыки профессионального мастерства, войти в коллектив, научиться воспроизводить нормы трудовых взаимоотношений, характерных для конкретной организации, согласовывать свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации. Процесс трудовой адаптации может проходить как успешно, так и неуспешно. Это связанно с тем, что характер складывающихся в трудовом коллективе отношений может не соответствовать ожиданиям молодых сотрудников.

Процесс включения студенческой молодежи в трудовые отношения еще в процессе обучения имеет двоякое значения. С одной стороны создавая предпосылку к профессиональному становлению, накоплению опыта, а с другой негативно отражаясь на уровне качества образования. Личность проходит процесс трудовой адаптации каждый раз при смене трудовой деятельности, смене работы или повышении по карьерной лестнице. В целом трудовая адаптация способствует развитию таких качеств как активность, инициатива, компетентность, самостоятельность. Важность успешной трудовой адаптации молодежи заключается в том, что данный процесс позволят успешно социализироваться и участвовать в вертикальной социальной мобильности.

Литература

1. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования, 2006, № 4.

2. Андронова Е.В. Социальная адаптация молодежи к региональному рынку

труда: социологический аспект Автореф. … дис. канд. соц. наук. — М.,

2004.

3. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.

4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.,

1995.

5. Корж Н. В. Трудовые ценности современной студенческой молодежи

Автореф. … дис. канд. соц. наук. — Пенза, 2011.

6. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988.

7. Павленок П.Д. Социология. — М., 2002.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

9Социология в России / Под ред. В.А. Ядова, 2-е изд. — М.: Изд-во

Института Социологии Ран, 1998.

10. Тощенко Ж.Т. Социология. — М., 1998.

11. Чередниченко Г.А. Молодежь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории // Вестник Института социологии. 2011. № 2.

Е. С. Чичерина

студентка СПбГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: