Система работы и профессиональные задачи психолога в работе с подростками

Критерием перехода к подростковому возрасту является чувство взрослости (Эльконин и Драгунова).

Особенности подросткового возраста + начало юношества:

бурные физические процессы,

чувство взрослости,

осознание себя субъектом общества,

основы нравственного мировоззрения,

рефлексия,

личное и профессиональное становление,

изменение системы ценностных установок,

интимно – личностное общение со сверстниками.

Задачи возраста

помочь развиться рефлексии, когнитивной сферы (интеллектуальной: теоретическое и логическое мышление),

помочь подготовиться к подростковому кризису (эмоциональное саморегулирование),

адаптироваться к переходу среднего звена.

Групп риска. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.

Признаки нервно-психических нарушений нередко выглядят как трудности, достаточно типичные для подросткового возраста. Чтобы определить, в каких случаях у подростка именно такие трудности, а в каких он нуждается в более пристальном внимании и входит в «группу риска» возникновения нервно-психических расстройств, необходимо перечислить основные факторы риска заболеть, а также признаки, позволяющие отличить типичные для подросткового возраста трудности от аномалий психического и личностного развития.

Первым фактором риска следует назвать дисгармоничную семью. Это очень широкое понятие и включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:

1) семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом).

2) собственно дисгармоничные семьи, т. е. такие, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи.

3) семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания. Последние зачастую относятся к одному из вышеназванных типов дисгармоничных семей.

Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Хронические соматические заболевания, в особенности сочетающиеся с неправильным воспитанием, могут способствовать возникновению рентных установок по отношению к своему заболеванию, могут вызывать чувство неполноценности у подростка и т. д.

Третий фактор риска, о котором необходимо упомянуть, — неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками.

Этапы организации психологического сопровождения адаптации пятиклассников:

Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:

1. Разработка психологом школы программы адаптации учащихся.

2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.

3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.

4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).

5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей те-атральных кружков и т.п.) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.

Психолог изучает и степень, и особенности приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Цель данного этапа его работы состоит в определении основных причин проблемного поведения отдельных школьников и ухудшения результатов обучения. Хроническая неуспеваемость ученика может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности; появление неуверенно-сти в себе, тревожности может быть порождено страхом наказания родителей за оценки или неудовлетворяющим ученика положением в коллективе класса.

8 класс: можно сдвигать рефлексию на будущее, научить детей партнерским и равноправным отношениям, психологическая помощь для принятия физиологического я, эмоциональные приемы саморегуляции. Консультации личные, сексуального характера.

С 9 класса – работа в профориентации (диагностик возможностей, склонностей и интересов, формирование карьерных планов, построение перспектив…). Нужно рассказать об ошибках в выборе профессий. Хороши индивидуальные консультации, диагностика. К концу 9 класса – профилактика экзаменационного стресса: работа с навыками в больших объемах ИНФО, важность режима, питания. Направление профилактики: режим здорового образа жизни, питание, приемы самомассажа, техника визуализации положительного результата.

11 – адаптация, напряженный выбор профессии. Психолог должен снять напряжение.

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья.

Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одногруппников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал.

Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: