Современные нормативные требования к психодиагностическим методикам и пользователям психодиагностического инструментария (Этический кодекс 1991 г., Ярославль; Этический кодекс РПО, СПб. 2003 г.).
Репрезентативность и область применения психодиагностических методик.
Понятие о валидности, надежности и разрешающей способности (дискриминативности) диагностических шкал. Основные их виды и интерпретация соответствующих коэффициентов.
Нормативные требования к разработке, адаптации и использованию психодиагностического инструментария.
Примерный вариант ответа:
Прежде всего, следует подчеркнуть, что идеального психодиагностического инструментария просто не существует. У любого инструмента измерений имеются как сильные, так и слабые стороны. Вместе с тем, имеются также и общепринятые в международном психологическом сообществе требования к психодиагностическим методикам и их использованию в практике. В нашей стране они изложены в ряде документов, начиная со «Стандартных требований к психологическим тестам», изданным в Ярославле в 1991-м году, и заканчивая новейшим требованиям к ПДМ, изложенным в Ежегоднике профессиональных рецензий методик психодиагностике (Челябинск, 2010). Кроме того, соответствующие требования неоднократно обновлялись на Съездах РПО, в т.ч. в СПб (2003) и в Ростове-на-Дону (2007). Именно с позиций этих требований и рассмотрим качество теста Мудрости.
Требования к ПДМ и их использованию | Сильные стороны Теста Мудрости | Слабые стороны ТМ |
1. Соблюдение авторских прав. 2. Соблюдение требования проф.тайны. | Тест в свободной продаже. Требования сохранения проф.тайны и, возможно, авторских прав, не соблюдаются. Это не соответствует международной практике. Профессиональный тест должен распространяться только сертифицированными центрами и для сертифицированных специалистов. | |
Требования к технологи адаптации зарубежного инструментария | Какие-то попытки адаптации инструмента проведены: он переведен на русский язык, проведено психометрическое исследование его работы на русской выборке, есть некоторые данные этого исследования | В руководстве нет никаких сведений о том, как и кем выполнялся перевод методики, соблюдались ли необходимые требования к такому переводу (обычно прямой и обратный переводы специалистами, свободно владеющими 2 языками). |
Описание конструкта и его структуры, а также соответствующих теоретических исследований | Такое описание совершенно отсутствует. Т.е. конструкт «мудрость» не операционализирован. Возможно, методика – салонный (развлекательный) или ориентировочный тест. | |
Область применения теста. Репрезентативность выборки стандартизации теста. | Психолог К. ищет инструмент для консультирования взрослых и пожилых людей. Однако Тест Мудрости «апробирован на русскоязычной выборке 53-х студентов гуманитарных специальностей одного из вузов России». Т.е. он совершенно непригоден для целей К. Тест пригоден только для студентов, да и то очень ограниченной выборки данного вуза (53 человека). Т.е. – выборка проверки теста не репрезентативна ни по количественному критерию (обычно от 200 человек и более), ни по качественному структурному критерию. Тест не годится «для широкого применения», реальная область применения теста очень узкая. | |
Психометрические параметры: Валидность; Надежность; Дискриминативность (разрешающая спос-ть) | Имеются 2 коэф-та надежности – альфа Кронбаха и ретестовой надежности | 1. Они «не доходят» до необходимого минимума = 0,7. Т.е. тест нельзя считать надежным. 2. Данные кроссвалидизации (связи с другими инструментами) недостаточны. Непонятно, почему именно эти тесты были взяты для сравнения (особенно тест Равена). Да и коэф-ты корреляции с этими тестами для выборки в 53 человека малы. |
Нормы | Представлены медианные нормы. | Ничего не сказано о нормальности распределения. Да и выборка, опять же, очень мала для использования таких норм. А на взрослых и пожилых эти «нормы» вообще распространить невозможно. |
Итог – данный тест совершенно не соответствует ни ожидаемой К.Н. области применения, ни тем требованиям, которые предъявляются к ПДМ в психометрике. Это касается репрезентативности выборки, параметров валидности, надежности, дискриминативности. Адаптация теста проведена некорректно. Кроме того, нарушаются авторские права в его адаптации и распространении.
ВЫВОД – данный тест использовать нельзя не только в практике К.Н, но и в практике любого психолога.
18. Динамика консультативного процесса в кризисных состояниях клиента.
Кризисное состояние (КС) –это особое, выходящее за рамки повседневной жизни состояние, бывающее в жизни каждого человека и возникающее как реакция на внешние или внутренние причины и обстоятельства.
Г.Хэмбли выделяет 2 вида кризисов:
1. кр. обстоятельств (ситуативный)
Это случайный кризис, обусловленный внешними причинами (утрата близких людей, невозможность достижения чего-либо, насилие, ЧС, катастрофы) и внутренними обстоятельствами (заболевания, травмы).
2. кр.развития
Обусловлен внутренними причинами, к которым относятся возрастные, физиологические, психологические факторы.
Компоненты КС:
· Эмоциональный – это эмоц. реакция на те или иные события; негативные, интенсивные, многообразные, противоречивые эмоции.
· Когнитивный и перцептивный. Чел. не способен самостоятельно найти выход из ситуации, видит ее одномерно.
· Ценностный. Происходит разрушение жизненных ценностей.
· Мотивационный и поведенческий. Проявляется в апатии и бездействии.
· Соматический. Физиологическое истощение, обострение хронических заболеваний, появление новых.
В терапии КС различают медицинский и психологический подходы, которые имеют разные цели и задачи.
Медицинский: рассматривает КС как болезнь. Цель- избавление от симптомов с помощью мед.препаратов. Используется в случае, когда КС не значительное (не задета я-концепция) или очень тяжелое (чел. не доступен для псих. контакта).
Психологический: КС- период временного психологического разнообразия, который значительно изменяет жизнь человека. Кризис как возможность личностного роста.
В обычной консультации ответственность психолога намного больше, чем у клиента в силу наличия профессиональных знаний, профессионального статуса. Ответственность распределяется примерно 70% на 30%. А в КС ответственность психолога еще больше, т.к. клиент не в состоянии принимать решение самостоятельно.
В процессе оказания кризисной поддержки консультант должен руководствоваться следующими принципами:
1) Презумпция значимости (любая ситуация должна восприниматься консультантом как значимая).
2) Создание безопасной атмосферы (создание отношений типа человек-человек).
Формы кризисной поддержки.
Ø Телефон экстренной психологической помощи.
Ø Очное консультирование
Ø Психологический дебрифинг (кризисное интервью. Ввел Дж.Митчел) в первые 72ч. С жертвами одного события. Это четко структурированное обсуждение пережитого с целью снижения тяжести псих.последствий.
Формы индивидуального консультирования.
- очное: наличие визуального контакта, доступ к невербальной информации, больше обратной связи, обеспечение индивидуального подхода. НО недоступность, платность.
-заочное (телефонное): выше уровень анонимности, более спонтанное реагирование, доступность. НО отсутствие визуального контакта, ограниченность консультанта в исследовании.
-групповые формы: яркая практическая направленность, возможность примеривания разных соц.ролей, общения. НО не всем подходит такая форма (девианты, акцентуированные личности и т.д.)
Этапы кризисной беседы.
1. принятие реакции на КС. Не подавлять и вытеснять, а осознать и принять.
2.переживание чувств. Процесс, длящийся во времени. Вербализация чувств, их оценка как естественных
3.обретение смысла. Человек находит новые личностные смыслы в замен утерянным.
Прохождение этих этапов является критерием эффективности.
Утрата – потеря личностно-значимой ценности, объекта, человека.
Ø Обратимые (ценность можно восстановить в том или ином смысле)
Ø Необратимые (смерть, инвалидизация)
Скрытая утрата – за переживанием одной утраты кроется непережитая ранее или более глубокая утрата.
Переживание утраты сопровождается специфической реакцией-
Горе – естественная реакция на особо значимую и необратимую утрату. Это комплекс переживаний, сила и спектр которых зависит от значения утраты для человека. Это процесс переживания утраты, направленный на ее принятие и интеграцию опыта.
Этапы горя:
1. Шок, отрицание утраты.
Человек не осознает потерю и не в состоянии осмыслить случившееся; основная функция – псих.анестезия. нельзя оставлять человека одного, им нужно мягко руководить.
2. Переживание, страдание (длительность до нескольких лет).
Понимание утраты достигает степени ясности и человек начинает эту утрату переживать (физич. и псих. страдания, чув-во вины, идентификация с утратой, повышенная суицидальная активность, изоляция, враждебные реакции).
3. Принятие утраты, интеграция опыта.
Человек возвращается к реальности, интенсивность переживаний снижается, планирует жизнь без утраченного человека. Спецификой психологической помощи является разговор об утрате, максимальная вербализация переживаний.
Суицидальная активность (СА) – любые формы активности, связанные с темой самоубийства или направленные на лишение себя жизни.
Степени СА:
1) Депрессивные фразы (все надоело) высказывания в общей форме.
2) Суиц.мысли (не хочется жить) конкретно о возможн. самоуб.
3) Суицид.намерения (есть продуманный план и способ)
4) Суицид.угрозы (готов совершить)
4.1) текущий суицид (только что сделал с собой что-то)
5) Суицид.попытки в прошлом.
Суицид. ключи – это внешние признаки, по которым можно предположить о наличии у человека СА
- ситуационные ключи: Наличие суицидогенной ситуации в жизни человека (это кризисная ситуация в значимой сфере жизни).
-поведенческие ключи: Снижение уровня жизненной активности, безразличие, неопределенные планы на будущее, апатия, написание завещания, приведение в порядок своих дел, раздаривание вещей, прощание с людьми, повышение интереса к суицидальной теме.
-вербальные ключи: Прямые и косвенные высказывания (я не хочу больше жить, вам не придется обо мне заботиться), другие формы (постоянное самообвинение шутливые разговоры о самоуб.)
Функции суицида:
1. Прекращение. Избавление от физич., эмоц., псих. страдания.
2. Воздействие. Попытка воздействия на конкретных людей, на общество в целом.
3. Отождествление. Как приобретение идентичности с другим человеком, персонажем, кумиром. ОЧЕНЬ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.
К консультированию суицидально-активных клиентов существует два подхода:
Оптимистический. Цель- изменение мыслей и поведения, избавление человека от СА любым путем (отвлечение, развлечение, манипулирование).
Эмпатический. Цель- понимание внутреннего мира человека, с помощью эмпатического слушания и обсуждения запретных тем.