Условия и закономерности психического развития

Развитие – качественно - количественные изменения в личностной, познавательной, поведенческой деятельности.

Движущие силы психического развития – это те факторы, которые определяют развитие, являются его причинами.

Особенности психического развития:

1. переходы в новое качество (скачки). Растянуты во времени

2. психическое развитие это процесс единый и целостный, непрерывный, но неравномерный.

3. движущими силами психического развития являются внутренние противоречия. Ведущие противоречия – это требования деятельности и личностным уровнем развития.

4. показателями психического развития являются:

- изменения в познавательной сфере, в системе личностных отношений, в овладении системой внешних и внутренних действий.

Условия – факторы, которые формируют динамику развития, его ход и результаты.

Условия, факторы психического развития:

1. биологический фактор:

- наследственность: видовая (строение тела, органов) и индивидуальная (цвет глаз, волос)

- врожденность (изменение в наследственности под влиянием внутриутробного развития)

2. социальный фактор:

- влияние макросреды: то окружение, в котором живет человек, но непосредственно с ним не взаимодействует

- микросреды: среда, с которой непосредственно контактирует, группы в которые человек входит.

3. деятельность

Рубинштейн: единство сознания и деятельности

Леонтьев: выделяет ведущие типы деятельности для каждого возраста, которые оказывают максимальное влияние на психическое развитие человека, в которых формируются базовые новообразования данного возраста, развитие новых прогрессивных видов деятельности, которые будут потом ведущими.

4. активность

Штерн: от активности самого ребенка будет зависеть, то, как он будет использовать среду в целях максимального выявления, использования природных задатков.

Формы активности: 1. избирательность: сначала на физиологическом уровне (питание, игрушки)

2. подражательность: на основе подражания взрослых, затем оно становится осознанным.

Проблема соотношения. Как соотносить между собой условия?

Главная проблема в соотнесении биологического и социального фактора психического развития:

По теориям или по направлениям (по Немову)

1) эволюционные теория развития (эндогенные теории, биологизаторские): заложены генетически, развертывание задатков (Пиаже, Айзенк, Гальтон):

- теория рекапитуляции (Холл): человек повторяет в своем развитие, развитие истории человечества.

2) революционная теория (экзогенные теории, социологизаторское направление):

Развитие зависит от социума, главное среда. (Дж.Локк, Бруннер)

Пример: бихевиоризм (развитие - система научения).

3)стохастический подход (вероятностный): развитие зависит и от природы и от среды, но определяется случайно возникшими обстоятельствами.

4) биосоциальный подход: во всей психических свойствах разное соотношение биологического и социального (например: темперамент больше определен биологическим); природный фактор создает основу для психического развития (Выготсткий)

5) функциоанльный подход: что востребовано в деятельности, то и развивается. КИТ Выготского о ВПФ. Рубинштейн: определяющая роль образа жизни на развитие человека.

Кистяковская: вырабатывала условный рефлекс у детей 1 года (1 группа: 1-2 мес, 2 группа 6-7 мес). У 2 группы потребовалось меньше подкреплений, из чего следует вывод о созревании мозга. Роль созревания: существуют сензитивные, чувствительные периоды для развития к тому или иному типу развития.

Соотношение обучения и развития: обучение только создает условия для развития.

Закономерности психического развития – механизмы, которые определяют, объясняют и описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Выготский

1)неравномерность: одна и та же функция может развиваться и бурно и медленно проходя периоды подъема и спада. (Пример: речь, бурно в 2 -3 года, затем медленно)

Гетерохронность - асинхрония: разные психические процессы имеют пики и подъемы, и проходят в разное время.

Сензитивность – чувствительность.

Сензитивный период – благоприятный период для развития определенной психической функции.

2)цикличность (стадиальность) психическое развитие идет неравномерно, но подчиняется периодам - возрастам, существует логика развития, которые не повторяются в других возрастах, каждый возраст имеет свои стадии и задачи развития.

- содержание в каждом возрасте специфично

-каждая стадия отличается свои темпом и ритмом (чем старше, тем темп псих. развития ниже)

-стадии следуют одна за другой, их нельзя изменить, вклад каждой.

Основные характеристики стадий:

1. ССР (Выготский): взаимодействие ребенка со средой. Единство внешнего воздействия на ребенка и внутренних факторов

2. Новообразования: то новое, что появляется и определяет развитие в данном возрасте.

3. Ведущий тип деятельности:

Раннее детство – эмоциональное общение

Детство – предметно – манипулятивная д-ть

Дошкольный – сюжетно – ролевая игра

Мл. школьный – учебная д-ть

Подростковый – общественно - полезная д-ть

Юноша – учебно – профессиональная д-ть

Взрослый – трудовая д-ть

3)Метаморфозы – качественное изменение психики от возраста к возрасту(переход психики в другую форму). «Ребенок не маленький взрослый»

4)Соотношение процессов эволюции и инволюции (без одной невозможно другое) эволюция возможна во все возраста. Инволюции подвергается то, что отжило на предыдущем этапе, сварачивание.

Обухова

-дифференциация и интеграция псих.процессов: процессы вытекают 1 из другого, процесс начинает жить самостоятельно, затем влиять на другие процессы. Мышление: наглядно-действенное - наглядно-образное - логическое мышление, интеллектуализация всех психических процессов.

-смена детерминант псих.развития: семья-д.с.-школа-любовь-труд коллективы. Детерминанты меняются.

-пластичность психики: неограниченная возможность развития психики, проявляется в компенсаторике. (Пример: язык, где вырос тот и выучил)

Реан:

-коммулятивность развития: накопление, развитие зависит от стадии предыдущей, то что было накоплено.

-дивергентность: расхождение, появление новых признаков.

- конвергентность: свернутость.

Отличие от закономерности дифф. и интегр. Обуховой, там рассматривалось вытекание одного из другого процессов, а у Реана рассматривается расхождение и свернутость одного процесса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: