Исследование публики и толпы в работах Габриеля Тарда и Густава Лебона

Г.Лебон и Г.Тард — оба в конце XIX века стояли у истоков исследований поведения больших групп. Более того, они выделили сам предмет исследований и создали основу понятийного аппарата «социологической» социальной пси­хологии.

Толпа как социально-психологический феномен является объектом пристального внимания социологов, психологов, политиков, юристов. Интерес к явлению "толпы" возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций по изучению психологии толпы. Тема и по сегодняшний день является актуальной, пока остается без ответа главный практический вопрос, который интересует общество: как обеспечить контроль над поведением толпы.

Тард дает следующее определение этому понятию: "публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих ".[1]

Изначально существовала путаница в разделении понятий "публика" и "толпа". Например, говорят, публика какого-нибудь театра; публика какого-нибудь собрания; и здесь слово "публика" означает толпу. Но это смысл упомянутого слова не единственный и не главный, с точки зрения Тарда. И в то время как он постепенно утрачивает свое значение или же остается неизменным, новая эпоха с изобретением книгопечатания создала совершенно особый род публики, которая все растет, и бесконечное распространение которой является одной из характернейших черт нашего времени, утверждает Тард.[2]

Габриель Тард исследует феномен толпы. Он обращает внимание на то, что толпа притягательна сама по себе, более того, как он выражается, оказывает некоторое чарующее воздействие. Он проводит различие между такими понятиями как толпа и публика и считает современный ему век веком публики. Толпа, по его мнению, как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее.[3]

На взгляд современного исследователя, работы Лебона и Тар­да с большим трудом можно зачислить в реестр строго научных: в них нет ни грамма привычного для нас измерительного подхо­да к исследованиям социально-психологических явлений. Их работы, если пользоваться терминологией их предтечи и соотече­ственника Огюста Конта, можно отнести к умозрительному зна­нию, основанному на индивидуальной наблюдательности, ин­туиции и здравом смысле исследователя.

Но основоположники социальной психологии обладали неза­урядным интеллектом, а этот исследовательский инструмент их редко подводил. Лебон и Тардедины только в проблематике, которую исследовали, но не в подходах. Тард верит в интеллек­туальный прогресс, считает, что будущий XX век будет не веком толп, а веком космополитичной публики — людей, опосредован­но соединенных средствами массовой коммуникации. В толпе —большой группе людей, взаимодействующих непосредственно, он видит лишь отрицательные стороны; поведение толпы иррацио­нально, деструктивно.

Лебон — сторонник биологической детерминации психики, про­поведник теории иерархии рас (под расой он понимал националь­ность). История для него — история смены культурного домини­рования рас: она идет по кругу, и движущая сила революций -толпа, способная не только на разрушения, но также на героизм и самопожертвование. И здесь он полемизирует с Тардом.

Референтным событием, показавшим всю важность психоло­гии толпы, для французских психологов стала Великая револю­ция 1789 года, а век последующий, «век революций» -- мате­риалом для теоретического анализа.

И Г. Тард, и Г. Лебон были свидетелями Парижской коммуны 1871 года. Гюстав Лебон прожил долгий век: с 1841 по 1931 год. Он был блестящим публицистом и разносторонним мыслителем: занимался физикой, антропологией, археологией, социологией. Его работы читала вся образованная Европа. «Психология толп»[1] лежала на письменном столе В. И. Ленина. Трудами Лебона инте­ресовались Теодор Рузвельт, Муссолини, Де Голль. В работах «Эволюция материи» (1886 г.) и «Эволюция сил» (1907 г.) он раз­вивал идеи энергетизма и атомизма. В «Эволюции цивилизации» он изложил свою точку зрения на законы истории.

Лебон был ярым противником социализма и эгалитаризма. В распространении социалистических и уравнительных идей он видел угрозу европейской цивилизации, но прогноз его был пес­симистичен. В трудах «Психология революций» и «Психология социализма» он констатировал кризис западноевропейской ци­вилизации, неизбежность распространения социалистических идей и предсказал катастрофические последствия, к которым они при­ведут. Он стал свидетелем подтверждения своих прогнозов. Ле­бон полагал, что всеми достижениями народы обязаны деятель­ности социальной элиты. Разделяя изобретателей и вождей масс («узколобых» людей одной идеи), он утверждает, что именно вто­рые творят ситуацию, навязывая массам идеи с помощью убеж­дения, заражения, повторения. Толпа руководствуется не разу­мом, а эмоциями. В толпе индивид превращается в подвержен­ное влиянию крайних эмоциональных порывов и примитивных влечений существо.[4]

Взгляды Лебона на отношения личности и толпы ассимили­ровал 3. Фрейд, давший им психоаналитическую интерпретацию в своем классическом труде «Психология масс и анализ челове­ческого «Я».[5]

Приговор истории, который выносит Лебон, нелицеприятен: «Не в погоне за истиной, но, скорее, в погоне за ложью челове­чество истратило большую часть своих усилий. Преследуемых им химерических целей оно не в состоянии было достигнуть, но в их преследовании оно совершило весь прогресс, которого вовсе не искало».

Разумеется, сегодня многие из доводов Лебона нельзя воспри­нимать без улыбки или без возмущения ввиду их необоснованно­сти; это касается, например, его антропометрических аргументов в пользу как неравенства рас, так и самой духовной иерархии народов. Слишком расширительно он толковал и само понятие «толпа», подразумевая под ним любую большую контактную группу. Невозможно без недоумения читать его нападки на про­цедуру демократических выборов или на особенности характера латинских народов (он любил англичан и терпеть не мог своих соотечественников — французов).

Гюстав Лебон похоронен на кладбище Пер-Лашез, неподалеку от деятелей и жертв революций, интеллектуальной борьбе с ко­торыми он посвятил свою научную деятельность.

Габриэль Тард (1843-1904) — почти ровесник Гюстава Лебо­на, но ему была суждена более короткая жизнь. Тард по праву стал одним из основоположников социальной психологии. В по­лемике с Э. Дюркгеймом он отстаивал точку зрения на общество как на продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через общение людей. Решающую роль он отводил процессу творчест­ва, изобретения, благодаря которому человек порождает новые элементы культуры. В свою очередь другие люди воспринимают изобретения путем подражания.

Если Э. Дюркгейм считал главными в регуляции обществен­ных отношений коллективные представления и процесс их интериоризации отдельными индивидами, то Г. Тард полагал такую позицию ограниченной и не объясняющей прогресс и распро­странение социальных изобретений. К ним он относил язык, религию, экономику, и т. д., и т. п.

Идеи Тарда получили поддержку и распространение в США, а не в Западной Европе, поскольку они более отвечали эмпириче­скому и прагматическому духу американской социологии и со­циальной психологии.

Именно Тард ввел в практику социально-психологических ис­следований статистические методы и методы анализа историче­ских документов. На русском языке до революции издавались его книги «Законы подражания» (1892), «Социальная логика» (1904), «Социальные этюды» (1902) и предлагаемая вашему вниманию «Мнение и толпа», изданная в 1902 г. под названием «Общест­венное мнение и толпа».

В этом, ставшем классическим, произведении Тард анализи­рует особенности психологических процессов в больших группах. Основное внимание он уделяет процессу возникновения и рас­пространения общественного мнения (дает классическое опреде­ление мнения), а также процессу общения - разговору. Глав­ным достижением Тарда является разделение двух типов боль­ших социальных групп: толпы и публики. Публика — социаль­ная группа, состоящая из индивидов, объединенных общим ис­точником информации (читатели газеты, зрители телепрограммы и т. д.). С точки зрения Тарда толпа — социальная группа прош­лого, будущее принадлежит публике. Они — два полюса социаль­ной эволюции. В отличие от толпы, в публике индивиды, «сли­ваясь в унисон», сохраняют свои индивидуальные различия. Тард видит в толпе нетерпимость, чувство безнаказанности, болезнен­ную восприимчивость, склонность к крайностям и т. д., и пола­гает, что мир пойдет по пути интеллектуализации, если место толпы займет публика.

И вместе с тем, Тард не наивен: «За преступной толпой стоит еще более преступная публика, а во главе последней — еще бо­лее преступные публицисты». Читатель времен Г. Тарда мог принадлежать к разным публикам, читать разные газеты, свобо­да печати была неоспорима. Тард не знал силы воздействия про­паганды тоталитарного государства. Кто оказался прав в прогно­зах: пессимист Лебон или «прогрессист» Тард? История челове­ческой цивилизации еще не закончена, и поэтому есть надежда, что прав последний.

Социальные психологи с интересом прочтут труды основопо­ложников своей науки. Думаю, что не меньший интерес книги этой серии вызовут и у любого интеллигентного читателя.

[1] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Третий отдел. Классификация и описание толпы различных категорий. Глава 1.Классификация толпы. С.219.,Мнение и толпа. Публика и толпа. С.259.

[2] Личность и толпа. Очерки по социальной психологии / Г. Тард.

[3] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998.Глава I. Классификация толпы. C.219.

[4]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BD,_%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2

[5] Г. Лебон. Психология народов и масс. Издательство: Макет., 1995.


[1] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Третий отдел. Классификация и описание толпы различных категорий. Глава 1.Классификация толпы. С.219.,Мнение и толпа. Публика и толпа. С.259.

[2] Личность и толпа. Очерки по социальной психологии / Г. Тард.

[3] http://psyfactor.org/lib/tolpa5.htm

[4] http://psyera.ru/2504/harakteristika-razlichnyh-vidov-tolpy

[5] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998.Глава I. Классификация толпы. C.219.

[6] http://psyfactor.org/lib/tolpa.htm

[7] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/lebon/05.php

[8] http://allrefs.net/c14/15cgq/p4/

[9] http://www.ozon.ru/person/255071/

[10] http://www.epwr.ru/quotauthor/272/

[11] http://www.peoples.ru/state/lawyers/tarde/

[12] Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН; Издательство КСП, 1999.

[13] Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. - 640 С.

[14] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Глава I. Классификация толпы. C.178.

[15] Лебон Г. Психология народов и масс – СПб: Маркет, 1995.

[16] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Третий отдел. Классификация и описание толпы различных категорий. Глава 1.Классификация толпы. С.219.,Мнение и толпа. Публика и толпа. С.217.

[17] http://www.psi-test.ru/pub/Lebon/5-1-1.html

[18] http://tannarh.narod.ru/publ/obshhestvo/obshhestvennye_mekhanizmy/psikhologija_mass/17-1-0-94


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: