Г.Лебон и Г.Тард — оба в конце XIX века стояли у истоков исследований поведения больших групп. Более того, они выделили сам предмет исследований и создали основу понятийного аппарата «социологической» социальной психологии.
Толпа как социально-психологический феномен является объектом пристального внимания социологов, психологов, политиков, юристов. Интерес к явлению "толпы" возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций по изучению психологии толпы. Тема и по сегодняшний день является актуальной, пока остается без ответа главный практический вопрос, который интересует общество: как обеспечить контроль над поведением толпы.
Тард дает следующее определение этому понятию: "публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих ".[1]
Изначально существовала путаница в разделении понятий "публика" и "толпа". Например, говорят, публика какого-нибудь театра; публика какого-нибудь собрания; и здесь слово "публика" означает толпу. Но это смысл упомянутого слова не единственный и не главный, с точки зрения Тарда. И в то время как он постепенно утрачивает свое значение или же остается неизменным, новая эпоха с изобретением книгопечатания создала совершенно особый род публики, которая все растет, и бесконечное распространение которой является одной из характернейших черт нашего времени, утверждает Тард.[2]
Габриель Тард исследует феномен толпы. Он обращает внимание на то, что толпа притягательна сама по себе, более того, как он выражается, оказывает некоторое чарующее воздействие. Он проводит различие между такими понятиями как толпа и публика и считает современный ему век веком публики. Толпа, по его мнению, как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее.[3]
На взгляд современного исследователя, работы Лебона и Тарда с большим трудом можно зачислить в реестр строго научных: в них нет ни грамма привычного для нас измерительного подхода к исследованиям социально-психологических явлений. Их работы, если пользоваться терминологией их предтечи и соотечественника Огюста Конта, можно отнести к умозрительному знанию, основанному на индивидуальной наблюдательности, интуиции и здравом смысле исследователя.
Но основоположники социальной психологии обладали незаурядным интеллектом, а этот исследовательский инструмент их редко подводил. Лебон и Тардедины только в проблематике, которую исследовали, но не в подходах. Тард верит в интеллектуальный прогресс, считает, что будущий XX век будет не веком толп, а веком космополитичной публики — людей, опосредованно соединенных средствами массовой коммуникации. В толпе —большой группе людей, взаимодействующих непосредственно, он видит лишь отрицательные стороны; поведение толпы иррационально, деструктивно.
Лебон — сторонник биологической детерминации психики, проповедник теории иерархии рас (под расой он понимал национальность). История для него — история смены культурного доминирования рас: она идет по кругу, и движущая сила революций -толпа, способная не только на разрушения, но также на героизм и самопожертвование. И здесь он полемизирует с Тардом.
Референтным событием, показавшим всю важность психологии толпы, для французских психологов стала Великая революция 1789 года, а век последующий, «век революций» -- материалом для теоретического анализа.
И Г. Тард, и Г. Лебон были свидетелями Парижской коммуны 1871 года. Гюстав Лебон прожил долгий век: с 1841 по 1931 год. Он был блестящим публицистом и разносторонним мыслителем: занимался физикой, антропологией, археологией, социологией. Его работы читала вся образованная Европа. «Психология толп»[1] лежала на письменном столе В. И. Ленина. Трудами Лебона интересовались Теодор Рузвельт, Муссолини, Де Голль. В работах «Эволюция материи» (1886 г.) и «Эволюция сил» (1907 г.) он развивал идеи энергетизма и атомизма. В «Эволюции цивилизации» он изложил свою точку зрения на законы истории.
Лебон был ярым противником социализма и эгалитаризма. В распространении социалистических и уравнительных идей он видел угрозу европейской цивилизации, но прогноз его был пессимистичен. В трудах «Психология революций» и «Психология социализма» он констатировал кризис западноевропейской цивилизации, неизбежность распространения социалистических идей и предсказал катастрофические последствия, к которым они приведут. Он стал свидетелем подтверждения своих прогнозов. Лебон полагал, что всеми достижениями народы обязаны деятельности социальной элиты. Разделяя изобретателей и вождей масс («узколобых» людей одной идеи), он утверждает, что именно вторые творят ситуацию, навязывая массам идеи с помощью убеждения, заражения, повторения. Толпа руководствуется не разумом, а эмоциями. В толпе индивид превращается в подверженное влиянию крайних эмоциональных порывов и примитивных влечений существо.[4]
Взгляды Лебона на отношения личности и толпы ассимилировал 3. Фрейд, давший им психоаналитическую интерпретацию в своем классическом труде «Психология масс и анализ человеческого «Я».[5]
Приговор истории, который выносит Лебон, нелицеприятен: «Не в погоне за истиной, но, скорее, в погоне за ложью человечество истратило большую часть своих усилий. Преследуемых им химерических целей оно не в состоянии было достигнуть, но в их преследовании оно совершило весь прогресс, которого вовсе не искало».
Разумеется, сегодня многие из доводов Лебона нельзя воспринимать без улыбки или без возмущения ввиду их необоснованности; это касается, например, его антропометрических аргументов в пользу как неравенства рас, так и самой духовной иерархии народов. Слишком расширительно он толковал и само понятие «толпа», подразумевая под ним любую большую контактную группу. Невозможно без недоумения читать его нападки на процедуру демократических выборов или на особенности характера латинских народов (он любил англичан и терпеть не мог своих соотечественников — французов).
Гюстав Лебон похоронен на кладбище Пер-Лашез, неподалеку от деятелей и жертв революций, интеллектуальной борьбе с которыми он посвятил свою научную деятельность.
Габриэль Тард (1843-1904) — почти ровесник Гюстава Лебона, но ему была суждена более короткая жизнь. Тард по праву стал одним из основоположников социальной психологии. В полемике с Э. Дюркгеймом он отстаивал точку зрения на общество как на продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через общение людей. Решающую роль он отводил процессу творчества, изобретения, благодаря которому человек порождает новые элементы культуры. В свою очередь другие люди воспринимают изобретения путем подражания.
Если Э. Дюркгейм считал главными в регуляции общественных отношений коллективные представления и процесс их интериоризации отдельными индивидами, то Г. Тард полагал такую позицию ограниченной и не объясняющей прогресс и распространение социальных изобретений. К ним он относил язык, религию, экономику, и т. д., и т. п.
Идеи Тарда получили поддержку и распространение в США, а не в Западной Европе, поскольку они более отвечали эмпирическому и прагматическому духу американской социологии и социальной психологии.
Именно Тард ввел в практику социально-психологических исследований статистические методы и методы анализа исторических документов. На русском языке до революции издавались его книги «Законы подражания» (1892), «Социальная логика» (1904), «Социальные этюды» (1902) и предлагаемая вашему вниманию «Мнение и толпа», изданная в 1902 г. под названием «Общественное мнение и толпа».
В этом, ставшем классическим, произведении Тард анализирует особенности психологических процессов в больших группах. Основное внимание он уделяет процессу возникновения и распространения общественного мнения (дает классическое определение мнения), а также процессу общения - разговору. Главным достижением Тарда является разделение двух типов больших социальных групп: толпы и публики. Публика — социальная группа, состоящая из индивидов, объединенных общим источником информации (читатели газеты, зрители телепрограммы и т. д.). С точки зрения Тарда толпа — социальная группа прошлого, будущее принадлежит публике. Они — два полюса социальной эволюции. В отличие от толпы, в публике индивиды, «сливаясь в унисон», сохраняют свои индивидуальные различия. Тард видит в толпе нетерпимость, чувство безнаказанности, болезненную восприимчивость, склонность к крайностям и т. д., и полагает, что мир пойдет по пути интеллектуализации, если место толпы займет публика.
И вместе с тем, Тард не наивен: «За преступной толпой стоит еще более преступная публика, а во главе последней — еще более преступные публицисты». Читатель времен Г. Тарда мог принадлежать к разным публикам, читать разные газеты, свобода печати была неоспорима. Тард не знал силы воздействия пропаганды тоталитарного государства. Кто оказался прав в прогнозах: пессимист Лебон или «прогрессист» Тард? История человеческой цивилизации еще не закончена, и поэтому есть надежда, что прав последний.
Социальные психологи с интересом прочтут труды основоположников своей науки. Думаю, что не меньший интерес книги этой серии вызовут и у любого интеллигентного читателя.
[1] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Третий отдел. Классификация и описание толпы различных категорий. Глава 1.Классификация толпы. С.219.,Мнение и толпа. Публика и толпа. С.259.
[2] Личность и толпа. Очерки по социальной психологии / Г. Тард.
[3] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998.Глава I. Классификация толпы. C.219.
[4]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BD,_%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2
[5] Г. Лебон. Психология народов и масс. Издательство: Макет., 1995.
[1] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Третий отдел. Классификация и описание толпы различных категорий. Глава 1.Классификация толпы. С.219.,Мнение и толпа. Публика и толпа. С.259.
[2] Личность и толпа. Очерки по социальной психологии / Г. Тард.
[3] http://psyfactor.org/lib/tolpa5.htm
[4] http://psyera.ru/2504/harakteristika-razlichnyh-vidov-tolpy
[5] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998.Глава I. Классификация толпы. C.219.
[6] http://psyfactor.org/lib/tolpa.htm
[7] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/lebon/05.php
[8] http://allrefs.net/c14/15cgq/p4/
[9] http://www.ozon.ru/person/255071/
[10] http://www.epwr.ru/quotauthor/272/
[11] http://www.peoples.ru/state/lawyers/tarde/
[12] Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН; Издательство КСП, 1999.
[13] Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. - 640 С.
[14] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Глава I. Классификация толпы. C.178.
[15] Лебон Г. Психология народов и масс – СПб: Маркет, 1995.
[16] Г. Лебон., Г. Тард. Психология толп. Мнение и толпа. Издательство: М.: Институт психологии РАН, КПС+ 1998. Третий отдел. Классификация и описание толпы различных категорий. Глава 1.Классификация толпы. С.219.,Мнение и толпа. Публика и толпа. С.217.
[17] http://www.psi-test.ru/pub/Lebon/5-1-1.html
[18] http://tannarh.narod.ru/publ/obshhestvo/obshhestvennye_mekhanizmy/psikhologija_mass/17-1-0-94