Папамамалогия

Обратите внимание на папины плечи. Они гораздо шире, чем у мамы. И кости папиных рук — толще.

(Остер Г.)

Функция 2 — различение частей высказывания соответствен­но их смысловой важности.

Функция.3 — оформление высказывания в единое целое при одновременном расчленении его на синтагмы.

Безусловно, существует связь между знаками препинания и эмоциональной окрашенностью предложения, однако нельзя го­ворить о полном соответствии знаков препинания смыслу пред­ложения. На интонацию оказывают влияние контекст, в котором звучит фраза, коммуникативная задача, которая мотивирует ее произнесение, подтекст самого предложения.

Можно выделить общие значения знаков препинания, но нуж­но учитывать, что они обладают большой вариативностью, значительным потенциалом смыслов и ритмомелодики. «Ставлю точку — прекращаю разговор, отказываясь или соглашаясь; вос­клицательный знак — одобряя или протестуя; запятую — разви­вая мысль или завершая ее»[20]. А.Н.Петрова полагает, что «в пун­ктуации отражена не только действительность, но и характер ее видения автором, его отношение к фактам и образам, его пози­ция»[21].

Запятая в предложении служит для разделения его частей на более мелкие смысловые части. Запятая, как вы хорошо знаете, многозначна: она обозначает перечисление, противопоставление, сравнение, уточнение и т.д. Каждый случай требует специфиче­ской интонации.

При перечислении мы постепенно повышаем голос. При про­тивопоставлении повышаем голос на первом однородном члене и сильно понижаем его на втором, противопоставленном перво­му. Если противопоставлены не однородные члены, а предложе­ния, то повышение и понижение голоса будет приходиться на фразовые ударения. При уточнении голос повышается на уточня­емом слове и после паузы постепенно опускается к собственно уточняющему слову.

Однако не все запятые соответствуют паузам и отражаются в устной речи. Есть случаи, когда запятая не интонируется: при оди­ночном деепричастии, перед соединительными союзами, перед сравнительными оборотами, при таких вводных словах, как ко­нечно, вероятно, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, по-моему, к несчастью, к счастью, наконец; при обращениях, сто­ящих не в начале предложения.

Точка с запятой, по определению А.Н.Гвоздева, «является разграничительным знаком, занимающим среднее положение между точкой и запятой; она помогает устанавливать градации между деталями описания или повествования...»[22]. Для конструк­ций, оформленных этим знаком, характерна общая интонация понижения.

Двоеточие разделяет простые предложения в составе сложного в том случае, когда вторая часть поясняет первую. Пояснительная интонация выражается в речи паузой и повышением тона на од­ном из слов первой части, стоящем в ее конце или близко к кон­цу. В простом предложении двоеточие ставится после обобщаю­щего слова при однородных членах, и в этом случае соблюдается интонация пояснения. Если двоеточие отделяет авторский текст от прямой речи, то пауза сокращается, а авторский текст произ­носится в том же ритме, что и сама реплика, которая как бы «перехватывает» повышение голоса, отменяя его[23].

Тире — знак, обладающий разнообразными функциями. Это и выделение: два или одно тире обозначают вводные и вставные (эту роль выполняют и скобки) конструкции, завершение одно­родного ряда перед обобщающим словом, слова автора в потоке прямой речи. Кроме того, тире может служить для разделения противопоставляемых явлений. Часто тире в предложении играет не грамматическую, а только смысловую роль и указывает на не­обходимость психологической паузы или на быструю смену одно­го явления (действия, состояния) другим.

При прямой речи тирс отражается только паузами, слова авто­ра произносятся чуть быстрее, чем сама прямая речь, чтобы не «заслонить» ее,

Обычно перед тире голос повышается, а на противопоставля­емом слове понижается.

Задание для работы в парах. Прочитайте друг другу предложения из рассказа В.Драгунского «Удивительный день». Слушающий определяет, какой именно знак препинания интонировал читающий.

1. Тогда я сказал:

—Мишка, а мы давай считаться на космонавта?

Тогда я сказал:

—Мишка, а мы давай считаться на космонавта.

2. А я встал на ноги, прижал руки по швам и вежливо ей сказал:

— Здравствуйте, Зинаида Иванна! Не волнуйтесь, это я!

А я встал на ноги, прижал руки по швам и вежливо ей сказал:

— Здравствуйте, Зинаила Иванна. Не волнуйтесь, это я.

3. Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем, что куда: где вход, где выход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать.

Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем, что куда, где вход, где выход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать.

4. И мы приналегли, и очень скоро площадка была совершенно готова.

И мы приналегли — и очень скоро площадка была совершенно готова.

5. Теперь главное дело решить: кто будет космонавтом. Теперь главное дело решить, кто будет космонавтом.

6. Мишка ужасно разгорячился, он потрогал пальцем снизу сухой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером, и заорал.

Мишка ужасно разгорячился: он потрогал пальнем снизу су­хой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером, и заорал.

7. — Слушайте, ребя, а как же мы назовем наш корабль?

— «Торпедо»... — сказал Костик.

— Слушайте, ребя, а как же мы назовем наш корабль?

— «Торпедо», — сказал Костик.

8. Он сейчас же взял кисточку и принялся малевать, сопя но­сом. Он даже высунул язык.

Он сейчас же взял кисточку и принялся малевать, сопя но­сом, он даже высунул язык.

Теперь проанализируем одно предложение из рассказа В. Ю.Дра­гунского «Куриный бульон».

Условные обозначения:

/ — логическая пауза между синтагмами;

// — логическая пауза между простыми предложениями в составе слож­ного;

/// — логическая пауза между смысловыми частями сложного пред­ложения;

\ — психологическая пауза;

— мнимая пауза;

слово — повышение интонации;

слово — понижение интонации;

слово фразовое ударение;

слово — логическое ударение.

Я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям, и у меня сначала здорово выходило, но потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мой до дыра.

Это сложное повествовательное невосклицательное предложе­ние, состоящее из трех смысловых частей, соединенных сочини­тельной связью с помощью союзов и и но:

1) я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям;

2) у меня сначала здорово выходило;

3) потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мойдодыра.

Но первая и третья смысловые части — тоже сложные пред­ложения, состоящие из главного и придаточного, т.е. сложно­подчиненные. В последнем простом предложении есть однород­ные члены, противопоставленные друг другу, — не белочка, а дядь­ка — и обособленное определение — похожий на Мойдодыра.

Знаки препинания помогают нам расставить основные логи­ческие паузы, которые разделяют смысловые части и простые предложения в составе сложного и однородные и обособленные члены в последнем простом предложении. Каждая часть несет важ­ную информацию: первая — о намерениях рассказчика; вторая — о первой оценке результатов; третья — о повторной оценке. Инто­национно следует отделить каждую смысловую часть от другой.

Логические паузы между смысловыми частями должны быть самыми длинными, между простыми предложениями внутри смыс­ловых частей — чуть короче, между однородными и обособлен­ными членами — еще короче, а между синтагмами простого пред­ложения совсем короткими.

Я хотел нарисовать белочку, // как она прыгает в лесу по деревь­ям, /// и у меня сначала здорово выходило, /// но потом я посмотрел и увидел, // что получилась вовсе не белочка, / а какой-то дядька, / похожий на Мойдодыра,

В первой смысловой части два предложения. Какое из них нуж­но выделить с помощью фразового ударения? Главное предложе­ние — я хотел нарисовать белочку — содержит основную инфор­мацию, которая конкретизируется с помощью придаточного (что именно с белочкой в главной роли хотел нарисовать рассказчик?), поэтому именно главное предложение акцентируется с помощью фразового ударения. На какое слово мы его поставим? Разобьем первую смысловую часть на речевые такты-синтагмы (в них мо­жет войти несколько синтагм):

1) я хотел;

2) нарисовать белочку (намерение Дениски).

Эти синтагмы очень сильно связаны между собой, так как в первой мы видим модальный глагол хотел, а во второй — инфи­нитив нарисовать. Это части составного глагольного сказуемого. Поэтому мы не разделяем интонационно эти две синтагмы. Уда­рение обычно падает на последнее слово в такте, в данном случае на слово белочку;

3) как она прыгает.

Ударение — на слове прыгает.

4) в лесу по деревьям (что именно будет нарисовано).

Ударение — на слове по деревьям.

Фразовое ударение будет падать на слово белочку — оно будет самым сильным в первой смысловой части. Синтагмы во втором такте тесно связаны между собой, поэтому между ними будет очень маленькая, почти незаметная пауза. Сказуемое-глагол прыгает здесь сильнее обстоятельств места в лесу по деревьям, поскольку обсто­ятельства даны без противопоставлений. Поэтому логическое уда­рение во втором предложении первой части необходимо поста­вить именно на слове прыгает и сделать очень маленькую паузу перед следующей синтагмой. В первой синтагме тон голоса повы­шается на ударном слоге ударного слова белочку и тут же понижа­ется на заударных слогах (мы подходим к концу простого предло­жения), но не опускается «на самое дно», потому что сложное предложение еще не закончилось.

Поскольку более важным оказывается, что именно хотел на­рисовать Дениска, мы прочитаем главное предложение чуть мед­леннее, чем придаточное, и выделим дополнение — белочку. Вто­рая синтагма произносится с интонацией уточнения. Тон повы­сится на ударном слоге ударного слова прыгает и затем понизится к концу синтагмы. Скорость речи немного замедлим к концу вто­рой синтагмы, показав тем самым, что подходим к границе смыс­ловых частей, что произнесенная фраза обладает законченным смыслом.

Между первой и второй частью необходимо сделать смысло­вую паузу, обозначающую как некий временной интервал между намерениями и их осуществлением, так и начало новой смысло­вой части, новой информации.

Вторая часть состоит из двух синтагм:

5) и у меня сначала;

6) здорово выходило.

Логическое ударение в пятой синтагме падает на слово снача­ла, в шестой — на слово здорово. Поэтому между ними появляется мнимая пауза — повышение тона и замедление темпа.

Фразовое ударение падает на слово здорово, так как именно оно является главным носителем информации-оценки в этой ча­сти. Однако между третьей и четвертой синтагмами можно сде­лать не логическую мнимую, а небольшую психологическую па­узу: и у меня сначала \ здорово выходило. Чтобы сделать эту паузу, необходимо акцентировать слово сначала. Пауза после него при­влечет внимание слушателя к результату деятельности и подчер­кнет, что это только первая оценка, которая, возможно, изме­нится. Тон повысится перед паузой, а потом на ударном слоге понизится (голос опустится сверху вниз) и чуть поднимется на заударных. Скорость речи, как и в первой части, чуть ускоряется в начале и несколько замедляется после паузы к концу.

Логическая пауза между второй и третьей частью будет длить­ся дольше, чем в первом случае, потому что между второй и тре­тьей частями происходит переоценка, меняется точка зрения пер­сонажа на результат своей деятельности. Поэтому интонационно необходимо подчеркнуть большую самостоятельность третьей части.

Выделим в ней синтагмы:

7) но потом;

8) я посмотрел и увидел;

9) что получилась вовсе не белочка;

10) а какой-то дядька;

11) похожий на Мойдодыра.

Между синтагмами мы делаем небольшие логические паузы.

Основная информация третьей части сосредоточена как в глав­ном — посмотрел — увидел, так и в придаточном предложении, сообщающем, что же теперь увидел на своем рисунке Дениска — не белочку, а дядьку.

Седьмую и восьмую синтагмы разделяет мнимая логическая пауза: интонационно выделяем слово потом.

Между главным и придаточным предложениями (восьмой и девятой синтагмами) необходимо сделать паузу более долгую, чем между другими синтагмами (границы предложений), чтобы на­строить слушателя на восприятие новой информации.

Ударение по правилам будет падать на последний однородный член в четвертой синтагме — увидел.

Однородные члены, противопоставленные друг другу, долж­ны быть выделены ударением и отделены логической паузой — не белочка, / а дядька.

В последней синтагме логическое ударение придется на слово Мойдодыра.

Фразовые ударения следует сделать на восьмой и десятой син­тагмах.

Тон голоса будет повышаться к концу восьмой синтагмы на последнем слоге перед паузой, затем он понизится на последнем слоге слова белочка, повысится на ударном слоге слова дядька и понизится на заударном слоге и дойдет до самых нижних тонов к концу всего предложения.

Итак, мы определили, что самыми важными частями рассмат­риваемого предложения являются первая и третья, что в предло­жении мы можем выделить 11 синтагм — интонационно-смысло­вых единств, — в каждой из которых следует выделить определен­ное слово. Мы расставили логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения. Объединяет все части общая интонация повествования, т.е. замедление темпа речи и пониже­ние голоса к концу всего сложного предложения.

Я хотел нарисовать белочку, // как она прыгает в лесу по деревьям, /// и у меня сначала \ здорово ВЬ1ХОДИЛО, /// но потом | я посмотрел и увидел, // что получилась вовсе не белочка, / а какой-то дядька, / похожий на Мойдодыра.

Задание. Проанализируйте предложения, выделив в них смысловые части, установив связи между ними. Расставьте паузы между смысловы­ми частями, определите, на какую часть будет падать фразовое ударение. Прочитайте каждое предложение вслух и проверьте, удалось ли вам пе­редать содержащиеся в нем мысль и чувства.

1. И мы с Мишкой сразу отскочили от окна и уселись рядом на скамейке, потому что мой папа известный шутник и мы поняли, что сейчас будет что-то интересное (Драгунский В. Чики-брык).

2. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего подобного (Драгунский В. Девочка на шаре).

3. Бедная крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу! (Андерсен X. К. Дюймовочка).

4. Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе (Андерсен X. К. Дюймовочка).

5. Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги, и парады, театры, загородные прогулки занимали его только потому, что он мог тогда показаться в новом наряде (Андерсен X. К. Новое платье короля).

Функция 4 — выражение конкретных эмоций.

Она говорила взволнованно, страстно; Гневная речь его обруши­лась на присутствующих; Печально лились ее слова. Эпитеты в при­веденных предложениях характеризуют общую интонацию речи и уже связаны не только с целью высказывания, но и с эмоциями человека. Интонация помогает слушающим понять чувства гово­рящего.

Эмоции проявляются в нашей речи, потому что оказывают огромное влияние на дыхание человека. Обычно мы не замечаем его, оно осуществляется, как и многие физиологические процес­сы, без нашего сознательного внимания. Но стоит только развол­новаться, как ритм дыхания сбивается, оно становится неров­ным, неритмичным, что не может не сказаться на речи: ведь про­изнесение звуков непосредственно связано с дыханием. Состоя­ние любого возбуждения — радости, ликования, недовольства, возмущения, гнева — сопровождается учащенным, менее глубо­ким, чем обычно, дыханием. Чем сильнее эмоция, тем короче промежутки между вздохами. Неслучайно мы говорим: он зады­хался от гнева, ему не хватало воздуха. Чем мы спокойнее, отре­шеннее от действительности, тем наше дыхание глубже и мед­леннее. Поэтому чтобы передать интонационно ту или иную эмо­цию, необходимо изменить свое дыхание, вспомнив из личного опыта ситуации, в которых мы испытывали чувства, подобные тем, которые нужно воссоздать в чтении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: