Экзаменационные вопросы

ПО КУРСУ «СТИЛИСТИКА и ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ»

I

1. Стилистика как раздел языкознания. Охарактеризуйте предмет и задачи стилистики. Определите связь курса «Стилистика русского языка» с другими языковыми дисциплинами. Что такое языковая и стилистическая норма современного русского литературного языка. Виды стилистических ошибок.

2. Функциональная стилистика. Предмет. Задачи. Понятие о функциональном стиле языка. Подстиль. Что объединяет все книжные стили языка?

3. Официально-деловой стиль и его подстили. Текстовые нормы построения документа. Канцеляризм. Стилистические свойства официально-делового текста (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты).

4. Научный стиль. Функции научного стиля и его подстилей. Стилистические свойства научного стиля (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты).

5. Общая характеристика публицистического стиля (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты). Подстили публицистического стиля. Стилевые смешения как характерная особенность языка публицистики. Использование эмоционально-экспрессивных слов в публицистике.

6. Стилистика информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров прессы.

7. Понятие разговорной речи и её особенности. Стилистические свойства разговорной речи (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты)

8. Язык художественной литературы. Отношение языка художественной литературы к системе функциональных стилей современного русского литературного языка.

9. Структурная стилистика. Предмет. Задачи. Понятие стилистической парадигматики. Стилистическая согласованность и стилистический контраст. Роль стилистически окрашенных слов в общей стилистической системе языка. Коннотация.

10. Фонетическая стилистика. Типы произношения и функциональные стили. Фонетические средства, представляющие интерес для стилистики. Эвфония и дисфония. Устранение неблагозвучия речи.

11. Словообразовательная стилистика. Способы русского словообразования. Словообразовательные средства, представляющие интерес для стилистики. Специфика словообразования в функциональных стилях речи.

12. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи. Выбор слов. Плеоназм, тавтология и плерома как недостаток языка СМИ. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, омонимов и паронимов; слов иноязычного употребления, новых и устаревших слов, социолектов, диалектов. Стилистическое использование фразеологических средств. Межстилевая, книжная, разговорная фразеология. Фразеологизмы научного и официально-делового стиля. Публицистическая фразеология.

13. Функционально-стилистические возможности морфологии как уровня языка. Стилистический потенциал двух частей речи (на выбор студента).

14. Синтаксическая стилистика. Понятие синтаксической синонимии. Особенности синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидности литературного языка.

15. Языковая игра – роль в тексте. Уровни языковой игры. Примеры из публицистического стиля. Стилистические приемы речевой экспрессии на лексическом и синтаксическом уровне – роль в тексте.

II

1. Литературное редактирование как учебная дисциплина. История вопроса. Основатели и разработчики теории и пособий в этой области. Литературное редактирование как одна из составляющих профессии журналиста. Психологические основы редактирования.

2. Редактор и автор: основы профессионального общения. Редактор и читатель: прогноз восприятия текста аудиторией. Взаимоотношения в структуре «автор – текст – редактор – текст – читатель». Аргументы, необходимые для того, чтобы автор согласился пойти на изменения в тексте. Правовые и этические нормы.

3. Текст литературного произведения и его основные характеристики как предмет работы редактора. Принципы работы с текстом. Как вы понимаете фразу «Редактор должен знать все»?

4. Особенности редакторского чтения. Система рациональных приемов работы над журналистским текстом. Схема работы редактора над текстом. Три вида редакторского чтения: их цели и задачи.

5. Работа над композицией произведения. Типичные недостатки. Способы редактирования

6. Логические основы редактирования. Оценка логических качеств текста. Применяемые при этом законы логики. Языковые средства передачи логико-смысловых отношений. Типология наиболее распространенных ошибок и способы их устранения. Приведите примеры.

7. Правка текста при литературном редактировании. Правка-сокращение. Два варианта работы с текстом. Правка-обработка: ее цели. Типы вносимых редактором в текст изменений. Правка-обработка текстов, принадлежащих различным стилям и жанрам, а также в целях повышения информационной насыщенности.

8. Правка-вычитка. Корректор в печатных СМИ: за что конкретно он несет персональную ответственность? Корректорские знаки. «Глазные» ошибки (перечислите пять видов). Правка-переделка. Основная причина такого редакторского вмешательства, в каких конкретно случаях оно допустимо?

9. Литературное редактирование в условиях развития новых информационных технологий. Особенности редактирования в системе компьютерных телекоммуникаций. Характеристика текстового редактора WORD. Автоматизированные словари и переводчики. Общее и частное в работе сетевой журналистики.

10. Особенности редакторской работы в условиях различных каналов массовой коммуникации (в газете, на радио, телевидении, в информационном агентстве). Роль редактора при подготовке двух типов передач: в прямом эфире и в записи. Различия в редактировании письменных и устных текстов.

11. Принципы работы над фактическим материалом. Приемы проверки и обработки различных типов этого материала.

12. Коррекция текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью (редактирование рекламного текста; редактирование пресс-релиза).

13. Функционально-смысловые типы речи как способы изложения материала в зависимости от цели, поставленной автором и объекта изображения. Классификация функционально-смысловых типов речи, их определения.

14. Саморедактирование как средство улучшения текста. Особенности, связанные с созданием, восприятием и правкой текста. Редактирование как одно из умений журналиста.

15. Работа над языком и стилем авторского материала. Речевая «неудача» и «ошибка». «Уровневая» модель нормативного описания языковой системы (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические нормы). Классификация речевых ошибок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: