Г.Г. Литвинов. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). Спб. 2000

Глава 7. Место Болгарии и болгар в культурном преображении Руси

Нет данных об официальных отношениях Руси с Болгарией вплоть до походов Святослава. Но были торговые связи. Войны Болгарии с Византией могли затруднять торговлю русов с византийцами, но не могли помешать торговым операциям русов на Дунае, в частности в Переяславце. С 968 г. Святослав вмешался в дела Болгарии, последовали до лета 971 г. его войны с Византией на болгарской земле. Конечно, князь общался с духовенством и книжниками Болгарии. Он мог привезти в Киев в 969 г. для матери… славяноязычные книги (например, Изборник Святослава 1073 г.), мог доставить и группу болгарских книжников добровольно или невольно... Но нельзя забывать о том, что Русь была вплоть до 988-989 гг. языческой страной и ее официальные культурные отношения с Болгарией в духовной сфере были по необходимости ограниченными. Подлинно плодотворными культурные связи Руси с Византией стали после принятия Русью крещения. Они качественно изменились. Именно тогда Русь освоила главные ценности византийской цивилизации.

Встает, однако, кардинальной вопрос - служила ли непосредственным источником воспринимаемых Русью духовных ценностей сама Византия или же этот процесс совершался, через “болгарскую призму”, преломившую и адаптировавшую элементы византийской цивилизации в формы, приемлемые для славян…

Камнем преткновения при изучении этой проблемы являются: во-первых, единство литературного старославянского языка, распространенного в Болгарии, а затем - с ее участием - также на Руси, и, во-вторых, крайняя скудость известий о русско-болгарских контактах в X в., так как большую часть этого столетии Болгария находилась в состоянии почти непрерывной борьбы с (Византийской) империей (исключая 927-965 гг.)[1].

…Болгарские исследователи справедливо подчеркивают, что Болгария передавала Руси не только византийские, но и собственные культурные ценности, созданные в “Золотой век” болгарской культуры в конце IX – начале X в. Справедливо также утверждение, что византийцы толковали принятие от болгар христианства как переход в подданство империи и поэтому царь Борис так упорно добивался и, в конце концов, добился фактической независимости болгарской церкви. Подобного рода опасения с самого начала совершенно не беспокоили русского князя: церковной зависимости от империи здесь изначально не придавалось серьезного значения, так как она никогда не могла претвориться в политическую.

Для христианизации населения огромной страны были срочно и одновременно нужны тысячи священников и еще больше самых необходимых богослужебных книг. Все это…могли дать Руси только болгары, причем - только при организующей (не без насилия) роли византийского императора…. Болгарских книжников направляли туда скорее всего по воле императора, недобровольно, как пленников. Подобные меры …в отношении Руси представлялись еще более целесообразными потому, что миссионеры-болгары были тогда единоязычными с русскими.

…Сообщение летописи, что Владимир увел из Херсона попа Анастаса и других духовных лиц[2], в затем группу их привезла с собой и Анна, не дает права на заключение, что именно эти люди были причастными и к славяноязычной книжности и что ими вообще ограничивался первоначальный круг духовенства на Руси. Трудно себе представить, чтобы византийская сторона не представляла себе масштабы потребностей Руси в грамотном духовенстве и не предусматривала (вместе с Владимиром) никаких мер для удовлетворения этих потребностей…

С 1001 г. не было препятствий к общению русов с духовенством Северо-Восточной Болгарии, а с 1097 г…также и с церковью Западной Болгарии. Но эти связи установились тогда, когда обучение грамоте на Руси было уже налажено Владимиром и успешно развивалось при Ярославе. Поэтому я и заключал, что в период становления древнерусской культуры влияние болгар на Русь осуществлялось преимущественно по неофициальным каналам...

С середины XI в. русские книжники были уже в состоянии создавать собственные оригинальные сочинения - такие, например, как уже упомянутое знаменитое “Слово о законе и благодати” Илариона, анонимное житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского и “Чтение” о Борисе и Глебе Нестора, и др. В конце XI в. оформилась столь ярко оригинальная отрасль древнерусской литературы, как летописание.

Специфически местные акценты в переводных памятниках византийской литературы, пришедших на Русь непосредственно из империи или через южнославянское посредство, прослеживаются уже в XI в.; накапливавшиеся элементы смысловой, стилистической и грамматической переработки переводных византийских памятников постепенно превращали их из произведений иноземной литературы в явления актуальной культурной жизни Древней Руси.3

Итак, можно сказать, что вклад Византии был решающим в крещении Руси и минимален - в передаче ей славянской грамоты, тогда как, наоборот, заслуги Болгарии были далеко не определяющими в утверждении на Руси христианства, но решающими - в распространении славянской грамоты. При этом официальными культурные связи Руси были главным образом с Византией, а неофициальными - с Болгарией…

Задание 5. Одним из дискуссионных в русской истории является вопрос о существовании письменности в дохристианский период. На основании приведенных отрывков сделайте вывод о роли письменности в жизни восточных славян. Укажите итоги и последствия реформы Кирилла и Мефодия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: