Руководство борьбой с пожаром на судах

Предотвращение возникновения аварийных ситуаций является приоритетной задачей экипажа судна и судоходной компании, выполнение которой обеспечивается: - соблюдением экипажем судна мер безопасности; - поддержанием судна, его устройств и оборудования в рабочем состоянии; - разработкой и соблюдением безопасных приемов борьбы с авариями; - комплектацией судна квалифицированным экипажем; - наличием на судне необходимой документации; - проведением занятий, тренировок, учений по поддержанию компетентности экипажа. 2.2.1. Роль экипажа по предупреждению пожаров Выполнение требований пожарной безопасности на судне, знание и умение бороться с огнем является обязательными для всего экипажа. Каждому члену экипажа отводится определенная роль в программе предупреждения пожаров. Капитан судна несет ответственность за создание атмосферы сотрудничества, постоянно не упускает из поля зрения вопросы пожарной безопасности судна (совещания, на занятиях, неофициальные беседы). Командный состав должен определить отношение каждого подчиненного к предупреждению пожаров и уровень их подготовки. Ответственность экипажа – несут ответственность за повседневную работу судна, за устранение опасных условий в своих жилых, служебных помещениях, на рабочем месте, всюду, где он может выявить их, или за сообщение об этих условиях. Выработка ответственного отношения в деле предупреждения пожаров. 2.2.2. Программа предупреждения пожаров На судне должна быть разработана программа предупреждения пожаров на судне, содержащая следующие разделы: 10 - занятия и неофициальные собеседования; - периодические проверки; - техническое обслуживание и ремонт; - оценка действий и поощрения. Обучение должно быть направлено, главным образом, на предотвращение пожаров. Процесс обучения должен быть непрерывным, всеохватывающим. Пожарные обучения должны проводится не реже одного раза в месяц в разное время, чтобы в них обязательно присутствовал элемент неожиданности. Техническое обслуживание (смазка и уход, проверка и осмотр, ремонт и замена поврежденного узла, записи о выполненной работе). Использование воды для пожаротушения, ее влияние на остойчивость судна, меры предосторожности и меры по устранению отрицательных последствий Огнетушащая способность воды. Высокая огнетушащая способность воды обуславливается ее значительной теплоемкостью. Основное огнетушащее действие воды проявляется за счет поглощения тепла в очаге горения при испарении воды и превращении ее в пар. Не все вещества смачиваются водой, поэтому для повышения проникающей способности воды в нее добавляются смачиватели. Широко применяется распыленная вода для пожаротушения. Водяная пожарная система состоит из следующих основных элементов: 1. Пожарных насосов. 2. Пожарная магистраль. 3. Пожарных кранов. 4. Привод управления арматурой и насосами. 5. Контрольно – измерительных приборов. 6. Пожарных рукавов с быстросмыкающимися соединительными головками и стволами. Работа водяной противопожарной системы в условиях отрицательной температуры. 2.2.3. Тушение пожаров водой Для тушения пожаров водой к месту пожара прокладываются рукава. При прокладке рукавов необходимо соблюдать установленные правила. С пожарным стволом можно работать в трех положениях: «стоя», «с колена», «лежа». Использование ручного комбинированного ствола РСКМ (три режима работы). Наибольшая дальность подачи воды наблюдается при угле наклона струи к горизонту 33°. Строение компактной струи (три участка). Тушение пожаров водяными струями: - Подход к месту пожара; - Направление струи; - Тушение жидкого топлива; - Тушение пожара на вертикальных поверхностях. Интенсивность подачи воды на охлаждение переборок и палуб с наружной стороны аварийного помещения. Расчет количества стволов в зависимости от диаметра насадки ствола и производительности водопожарных насосов. Площади тушения пожара водой в зависимости от диаметра насадки ствола. Эффект воздействия воды на вещества и материалы. Влияние воды на остойчивость судна при применении ее для тушения пожаров. 11 Любое судно имеет ограниченный запас плавучести, то при неограниченном применении воды во время тушения пожара может наступить момент, когда дополнительный вес воды, поступающий внутрь судна, превысит запас плавучести и судно потонет. Судно может лишится остойчивости. Скапливающаяся вода на палубах вызывает крен судна. Опрокидывание горящих судов во время стоянки у причала случаются гораздо чаще, чем в море. 2.2.4. Связь и координация во время борьбы с пожаром Этапы: 1 этап – Первоначальные действия. Подача сигнала тревоги и сообщение о месте возникновения пожара. Меры предосторожности. Действия по общесудовой тревоге. 2 этап – Оценка пожарной ситуации. При оценке ситуации главную опасность представляет недооценка грозящей угрозы, в частности из-за недостатка информации. Действия группы разведки, командира аварийной партии, капитана. Способы ликвидации пожаров: - охлаждение зоны горения или реагирующих веществ, - изоляция реагирующего вещества от зоны горения, - разбавление реагирующих веществ новым, не поддерживающим горение веществом, - химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов. 3 этап – Атака на пожар. Прямая атака. Непрямая атака. Тактические приемы при пожаре в машинном помещении. 4 этап – Пожар под контролем. 5 этап – Ликвидация остатков пожара. Опасность вследствие ослабления внимания и утраты бдительности. Безопасность района пожара. 6 этап – Пожар потушен. 7 этап – Разбор. Поступающий свежий воздух к очагу пожара усиливает процесс горения и увеличивает скорость распространения огня – в машинном помещении огонь распространяется со скоростью 8 м/мин., жилых и служебных помещениях – 6 м/мин. При возникновении пожара на судне необходимо выключить всю механическую вентиляцию. Загерметизировать район пожара. Создать противопожарную зону. Проанализировать и принять меры к перекрытию путей распространения дыма и газов. Использовать вытяжную вентиляцию для удаления дыма из помещений, где находится очаг пожара и из соседних помещений. Эвакуация людей из задымленных помещений в кратчайшее время. Разлив горючей жидкости из расходной цистерны при пожарах и по другим причинам способствует развитию горения, создает сложные условия для тушения. Цистерны с топливом в машинном помещении пожароопасны, поскольку находятся в зоне потоков горючего воздуха. В случае пожара в машинном помещении использовать устройство для их быстрого опорожнения в цистерны междудонного пространства или в переливные цистерны. Использовать клапаны для опорожнения вне машинных помещений. 12 Остановка топливных и топливоперекачивающих насосов, а также насосов сепараторов может быть произведена извне помещений, в которых они расположены. Контроль заполнения водой коффердамов защищающих топливные цистерны. При распространении пламени в сторону топливных цистерн, следует оросить их распыленной водой, и если есть возможность, заполнить негорючим газом. Особый контроль отстойников, подвесных и бортовых цистерн. При наличии не полностью заполненных топливом цистерн, в них необходимо подкачать воду, чтобы предотвратить взрыв. Перекрыть все краны и клапаны на топливопроводах подводящих топливо к расходным цистернам. 2.2.5. Контроль за электрооборудованием 1. Остановка генераторов в аварийном отсеке. 2. Обесточивание отсека. 3. Использование углекислотных огнетушителей. 4. Введение в действие аварийных средств обеспечения электроэнергией. Практическое занятие в условиях, приближенных к реальным (Учение № 1). Опасности, возникающие в процессе борьбы с пожаром. Опасности при пожаре на судне для членов экипажа могут возникать сразу же после начала пожара, так и при выполнении обязанностей или приказаний начальников. Степень риска значительно снижается при знании правильных действий в различной сложной обстановке. 1. Опасности при использовании огнетушащих веществ: - пена; - углекислый газ; - огнетушащие порошки общего назначения; - галлоны (хладоны); - пар. 2. Опасности при горении металлов: - алюминий; - магний; - порошок титана; - щелочные металлы. 3. Опасности пожарной борьбы при сухой перегонке горючих металлов. Сухая перегонка – процесс горения при недостатке кислорода. Опасности сухой перегонки: - вспышка пламени в направлении открытия; - люди, находящиеся вблизи открытия могут получить увечья или вообще сгореть. Способы ликвидации сухой перегонки: - охлаждение; - проделывания отверстия в переборке (емкости) и подача распыленной воды через него; - не предпринимать поспешных действий, когда виден дым, просачивающийся из закрытого помещения. 4. Опасности пожарной борьбы при химических реакциях: - выход ацетилена при вступлении карбида кальция в реакцию с водой; - разложение пара на водород и окислы углерода при применении пара для тушения пожаров в газоходах котлов, двигателей внутреннего сгорания; - выход водорода при вступлении железа в реакцию с водой при температуре железа выше 700 °С.; 13 - окисляющиеся грузы (удобрения) поддерживающие огонь, даже если груз покрыт огнетушащим газом; - грузы, самопроизвольно возгорающиеся на воздухе (фосфор); - выделение метана до опасного уровня в угольных грузах при недостаточной вентиляции. 5. Опасности при возгорании типа «железо в пару». Раскаленное железо до 700°С и более соприкасаясь с паром, вызывает химическую реакцию, которая основана на процессе Лейни с выделением водорода. Реакция экзотермическая и сама себя поддерживает до тех пор, пока: - температура не станет ниже 700°С, или - все железо не окислится, или - не снизится подача пара. Такая реакция возникает в судовых паропроизводящих котлах при упуске воды из котла. Опасность такой реакции – взрыв, разрушение трубок котла. 2.2.6. Борьба с пожаром, связанным с опасными грузами Опасные грузы – вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению и заболеванию людей, животных, а также к взрыву, пожару и повреждению сооружений и транспортных средств. Классификация опасных грузов. Опасные грузы должны быть классифицированы в соответствии с международным Кодексом морской перевозки опасных грузов ИМО, а отправляемых с территории Российской Федерации согласно ГОСТ 19433 – 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», ГОСТ 26319 – 84 «Грузы опасные. Упаковка». Установлены 9 классов опасных грузов. Дать характеристику каждому классу. Пожарная безопасность при перевозке опасных грузов. На судах и в портах при перевозке опасных грузов, а также на судах при их перевозке должна быть разработана и выполнена организационно-технические мероприятия, направленные на: - обеспечение безопасности людей; - предотвращение пожара; - ограничение распространение пожара при его возникновении; - ликвидация пожара. Требования правил МОПОГ по каждому классу опасных грузов. Тушение пожаров в помещениях с опасными грузами. В аварийной ситуации с опасными грузами действовать согласно откорректированному оперативному плану. Основными целями борьбы с пожарами на судне являются: - спасение пассажиров и экипажа; - локализация пожара (предотвращение распространения опасных факторов пожара по судну, взрывов паров ЛВЖ, баллонов со сжатым газом, опасных грузов); - тушение пожара всеми имеющимися средствами; - сохранение остойчивости и запаса плавучести. Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать исходя из места пожара, его интенсивности и размеров, физико-химических свойств горящих материалов, имеющихся в наличии средств тушения пожара, количество экипажа, чтобы потушить пожар в минимальное время. 2.2.7. Борьба с пожаром на танкере14 Пожар на танкере, находящемся в море или на якоре: следует немедленно остановить любые грузовые, балластные, бункеровочные операции, а также операции по зачистке танка и перекрыть все клапаны, быстро перейти к действиям согласно аварийному плану. Танкер должен управляться таким образом, чтобы появилась возможность ограничить распространение пожара и не позволить очагу пожара оказаться с наветренной стороны. Пожар на танкере, стоящем у терминала: этот танкер должен поднять тревогу, подовая судовой сиреной сигнал тревоги, состоящей из серии гудков продолжительностью не менее 10 секунд каждый, до тех пор, пока терминал не известит судно о том, что его сигнал принят. Все грузовые, бункеровочные операции должны быть остановлены, а главные двигатели и рулевое устройство приведены в состояние готовности. Ответственность за действия по борьбе с пожаром на борту судна возлагается на капитана или другое ответственное лицо комсостава, получающее помощь судового экипажа. Следует быстро перейти к действиям согласно аварийному плану. После мобилизации терминала и, где возможно, береговых пожарных сил и оборудования, капитан или другое лицо комсостава, взаимодействуя с профессиональными пожарными, должны совместными усилиями взять пожар под контроль. 2.2.8. Первая медицинская помощь при пожарах Организационные меры по оказанию первой медицинской помощи на судне. Положения Кодекса ПДНВ по подготовке командного состава и рядового в вопросах оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Оценка обстановки, высвобождение пострадавшего, эвакуация, оказание первой помощи. Проведение сердечно-дыхательного оживления. Степени ожога, их признаки и первая помощь. Определение процента ожога тела человека. Первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при кровотечении. Первая помощь при поражении электрическим током. Первая помощь при отравлении углекислым газом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: