Основные категории история свободомыслия. Факторы его возникновения

Факторы возникновения свободомыслия. Объективными факторами возникновения и развития свободомыслия являются рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком, возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие является органичным продуктом развития человеческой практики, естественных и гуманитарных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, готовящихся серьезных социальных перемен. Развитие науки, накопление знаний о мире приводили в те или иные периоды существования человечества к духовным революциям, в процессе которых появлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности. Вольнодумство – стремление к абсолютной свободе, воля не ограничена канонами, догматами, для него нет границ. Вольнодумство – стремление к независимому мышлению, к абсолютной, неограниченной свободе. В центр вольнодумстве сам человек, его желание думать как сам считает нужным. Противоречие – вольнодумец ограничивает сам себя своими собственными представлениями (это не абсолютная свобода). Он раб своих желаний. Вольнодумец оперирует эгоистическими (субъективными) доводами – наслаждаться жизнью. Материальные потребности превалируют над духовными. Вольнодумство – эпоха Просвещения – человек в центре мироздания (антропоцентризм). Вольнодумец – поклонение человеку (кумир) – идолопоклонство – добровольное рабство другому человеку, равному себе по плоти и духу. Основа вольнодумства – человеческий рассудок – поклонение ему. Следование закону => стремление к свободе – вражда друг к другу – закон (искусственно созданное право) для самосохранения. Может быть верующим – но как верует? – как ему хочется. Отличие вольнодумства от атеизма: 1) вольнодумец может быть верующим, атеист – нет, 2) вольнодумец допускает инакомыслие, атеист – борется, 3) вера сменяется идеологией, идеология выражает интересы строго определенного класса, группы, партии, всегда направлена на власть, как на материальную, так и на духовную, идеология порабощает человека, всегда разъединяет людей. Свободомыслие – человек свободно принимает догматы и требования Церкви, верующий человек может быть свободомыслящим в добровольно осознанных границах. Осознание – знание о себе самом. Слепая вера – человек себя не осознает (верует в силу традиции, вера предков и т.д.).

Свободомыслие проявляется в многообразных формах.

Богоборчество — наиболее ранняя форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем, неудовлетворенностью личной судьбой.

Скептицизм — сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Сомнение как методологический принцип познания — одно из орудий постижения истины. Скептицизм может проявляться не только у философа, но и у поэта, художника, естествоиспытателя, ученого-теоретика, любого труженика. Он способствует возникновению научно обоснованных форм критики религии.

Антиклерикализм - идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Сегодня антиклерикализм играет заметную роль в борьбе против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т. д.

Индефферентизм — безразличие, равнодушие к религии или ее существенным идеям. В века господства религии в обществе безразличие к религии далеко не всегда означало отсутствие духовности и мировоззренческую индифферентность. Об этом свидетельствуют произведения, свободные от обращения к богам, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность.

Нигилизм — бунт против религии с позиций эгоистического ин- дивила, считающего, что ему «все позволено». Это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. Нигилизм борется с религией во имя утверждения анархистского своеволия, «сильной личности», беззастенчиво попирающей ценность других людей.

Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, выступает против прелегавлений, признающих нечто сверхнриродное. С позиций натурализма человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественно-научные знания своего времени.

Атеизм — сознательное отрицание идеи Бога. Это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире. Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественной литературе, народном творчестве, научных, этических, философских и других сочинениях.

Светский гуманизм — течение в культуре разных исторических эпох, главной чертой которого является защита достоинства человеческой личности, ее нрава на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе духовное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: