Социально-политические, культурные и духовные предпосылки становления свободомыслия в древней Греции

С возникновением классового общества, с появлением людей умственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявляется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества. Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось неравномерно. Так, в крупных рабовладельческих деспотиях Древнего Востока (Египет, Вавилон), где фараон или царь обладали правом распорядиться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную касту, имели большую власть, свободомыслие пробивалось в духовную жизнь народа с трудом. Наиболее яркие проявления свободомыслия мы находим в Древней Греции и Риме. Благоприятные климатические и географические условия давали возможность человеку здесь чувствовать себя более независимым от природных стихий. Для древнегреческих городов-полисов было характерно демократическое устройство общества; свободных граждан здесь было больше, чем рабов, и они могли участвовать в управлении государством. Многие афинские граждане были грамотными. Жречество как особое сословие не сформировалось, ритуалы выполняли граждане, теология не была разработанной. Никто не был обязан верить в то, что говорили о богах и героях Гомер и Гесиод, хотя обрядовая сторона религии играла значительную роль, а страх перед богами и загробной жизнью присущ любому верующему греку или римлянину. В отличие от Египта или Вавилона в Греции и Риме развивалось философское учение, послужившее импульсом для критического осмысления религии.

Еврипид (ок. 480 - 406 до н. э.) написал драму "Вакханки", в которой царь Фив борется с богом Дионисом. Эсхил (ок. 525 – 456 до н. э.) в драме "Прикованный Прометей" использует миф о титане Прометее, пожалевшем людей, которых хотел уничтожить Зевс. Прометей похитил у Гефеста огонь для людей, научил их счету, чтению, письму, искусствам, дал им знания. За нарушение воли Зевса Прометей наказан, он жестоко страдает. Но богоборец Прометей предрекает падение Зевса и выражает свое отношение к богам: "Я ненавижу всех богов: они мне за добро мучением воздали". Появилась математика, не ставившая перед собой чисто утилитарных задач (школа Пифагора). В конце VI в. до н.э. была выдвинута идея сферичности Земли. Внерелигиозными были

знания об обществе. Именно в Греции возникла история как самостоятельная отрасль знания, в качестве таковой она развивалась и в Древнем Риме. Греческие и римские историки - Фукидид (ок. 460-400 до н. э.), Тит Ливии (59 до н. э. - 17 н. э.) - представили историю как развертывающийся процесс, не зависящий от богов: события, их результаты обусловлены человеческими действиями и характерами.

Античная философия явила миру образцы раскованного, творческого подхода к проблемам бытия и познания. Многообразны суждения древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух, стихии, нус, апейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направлений - Демокрит, Сократ, Лукреций и др. – свободно рассуждали о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний о

мире. По мере развития философской мысли происходит еще одно событие: она стремится освободить внутренний мир человека от страх ьперед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли религии в обществе.

Критика учения о богах. У тех, кто задумывался над вопросом о с позиций здравого смысла природе представлений о богах, возникало недоумение по поводу несоответствия этих представлений многочисленным фактам реальной жизни. Сохранились сведения о Диагоре (V в. до н. э.), в веселых шутках которого содержалась изрядная доля сомнения в религиозном учении. Когда он прибыл в Самофракию, его друг обратил внимание на то,

что в храме много табличек с надписями, пожертвованных людьми, спасшимися от кораблекрушения. "Так-то оно так, - ответил Диагор, - только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила и они сами погибли в море". Были у древних греков и другие соображения: "Если бы боги действительно пеклись о роде человеческом, то они должны были бы сделать всех людей добрыми или, по меньшей мере, особенно опекать добрых".

Раскрывалась и логическая противоречивость мифологии: если, согласно греческим мифам, боги рождались, то они должны и умирать подобно людям, но, согласно мифам, они бессмертны; боги в мифах предстают как подчиненные друг другу, а это не соответствует представлению об их всемогуществе" и т. д. Греческий философ-скептик

Карнеад из Кирены (214 - 129 до н. э.) выступал против телеологического доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира и жизни. Вот одно из рассуждений Карнеада: если боги существуют, то они живые существа, значит, у них должны быть чувства, а если это так, то они должны ощущать не только сладкое, но и горькое; в таком случае бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению в худшее, значит, он тленен, следовательно, он не бог. О причинах возникновения религии В сочинениях целого ряда философов древности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, характер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры в богов Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.). Согласно философу, источник веры в богов - сами люди, они творят богов по своему образу и подобию: "...эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы - рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы - также подобными себе, египтяне также изображают их по собственному образу".

Философы античности создали широкий спектр самых разных идей о происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н.э.) полагал, что боги - олицетворение полезного: "Солнце, Луну, реки, источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил". Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обмана со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинул следующую версию. Было время, когда жизнь человека покорялась только грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законы против преступников, но они совершали насилие тайно. Тоща один

изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены (IV в. до н. э.) выдвигает гипотезу: боги - это люди доисторических времен, которые выделялись умом и силой п. Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его философским учением. В его учении нет веры в божественное провидение, во всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал, что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и все в мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа человека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удержать, и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самым преодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков, посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего. Демокрит объяснял веру в богов страхом перед неподвластными человеку силами природы, непониманием этих сил: люди "пришли к представлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящих в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления, как, например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги". О страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в

богов говорил и Эпикур (341 - 270 до н. э.), добавив, что эта вера основывается и на страхе перед смертью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: