XIX век. Золотой век Русской литературы

Понятие о художественном мире писателя. В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е»; К. Н. Ба­тюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть

наслаждение и в дикости лесов...» (два-три сти­хотворения по выбору). Художественный мир поэтов-ро­мантиков. Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основные темы и мотивы.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. С. Грибоедова

«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.

Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.

Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в кон­тексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибое­дова. Введение второстепенных и внесценических персона­жей как способ открытия границ сценического времени и пространства.

Новаторский характер стиха и языка комедии.

Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Творческий практикум. Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.

Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная м г л а...», «Я вас люби л...» (для обязательного изучения).

«Деревня», «Вольность», «Ар и он», «Вак­хическая песня», «Мадона», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по выбору).

Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушки­на. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Тема дружбы и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.

«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».

Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философ­ская проблематика. Герои романа и герои русской литературы.

Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. Онегинская строфа.

«Маленькие трагедии» как опыты «драматиче­ских изучений» человека. «Пир по время чумы». Ос­новные образы, тематика и проблематика.

Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творче­стве А. С. Пушкина.

«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблематика, проблема «наполеонизма». Образ Германна. Жизненная философия героя. Особенности пушкинской фантастики.

Творческий практикум.

Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзи- ей». Доклад «Жанр... в лирике А. С. Пушкина». Самостоятельная интерпретация лирического текста. Сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему.

Советы библиотеки.

Художественный мир М. Ю. Лермонтова

Лирика: «Д у м а», «П о э т» («Отделкой золотой блиста­ет мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Про р о к», «С м е р т ь поэта» (для обязательного изучения).

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Кинжал», «Ж а л о б а т у р к а», «В е т к а Палестины» (три стихо­творения по выбору).

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Свое­образие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.

«Герой нашего времени». Смысл названия. Сво­еобразие жанра и композиции. Функции авторского преди­словия. Система рассказчиков. Особенности повествова­тельной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психоло­гизм.

Печорин в системе художественных образов романа. Те­ма героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нрав­ственной проблематики.

Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста. Сочинение: характеристика героя, сравнительная характе­ристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе.

Советы библиотеки.

Художественный мир Н. В. Гоголя

«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпигра­фа. Собирательный образ города.

«М ертвые души». История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жан­ра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные об­разы».

Система художественных образов поэмы. Способы со­здания характеров, идейно-художественные функции дета­ли. Особое место образов Плюшкина и Чичикова.

Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капита­не Копейкине» в структуре поэмы.

Своеобразие повествовательной манеры. Единство са­тирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его со­здания. Тема родины и народа, ее неоднозначная трактовка.

Творческий практикум. Сочинение (в любом жанре), доклад, реферат. Словарь крылатых слов и выражений из комедии «Реви­зор» или поэмы «Мертвые души».

Советы библиотеки.

Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писате­лей (Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов). «Сквозные» образы и мотивы.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице».

Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица...» Православная духовная традиция и светская русская ли­тература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: