Понятие о художественном мире писателя. В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е»; К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть
наслаждение и в дикости лесов...» (два-три стихотворения по выбору). Художественный мир поэтов-романтиков. Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основные темы и мотивы.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. С. Грибоедова
«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.
Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.
Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.
Новаторский характер стиха и языка комедии.
Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
|
|
Творческий практикум. Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.
Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная м г л а...», «Я вас люби л...» (для обязательного изучения).
«Деревня», «Вольность», «Ар и он», «Вакхическая песня», «Мадона», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по выбору).
Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Тема дружбы и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.
«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».
Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы.
Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. Онегинская строфа.
«Маленькие трагедии» как опыты «драматических изучений» человека. «Пир по время чумы». Основные образы, тематика и проблематика.
Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблематика, проблема «наполеонизма». Образ Германна. Жизненная философия героя. Особенности пушкинской фантастики.
Творческий практикум.
Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзи- ей». Доклад «Жанр... в лирике А. С. Пушкина». Самостоятельная интерпретация лирического текста. Сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему.
|
|
Советы библиотеки.
Художественный мир М. Ю. Лермонтова
Лирика: «Д у м а», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Про р о к», «С м е р т ь поэта» (для обязательного изучения).
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Кинжал», «Ж а л о б а т у р к а», «В е т к а Палестины» (три стихотворения по выбору).
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.
«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.
Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нравственной проблематики.
Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста. Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе.
Советы библиотеки.
Художественный мир Н. В. Гоголя
«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города.
«М ертвые души». История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы».
Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова.
Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.
Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа, ее неоднозначная трактовка.
Творческий практикум. Сочинение (в любом жанре), доклад, реферат. Словарь крылатых слов и выражений из комедии «Ревизор» или поэмы «Мертвые души».
Советы библиотеки.
Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов). «Сквозные» образы и мотивы.
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице».
Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица...» Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.