Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX— XX веков
А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда». Своеобразие тематики и проблематики. Деталь и ее художественные функции.
И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-фило-софское эссе. Тема памяти.
«Темные а л л е и». Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный прием. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и ее художественная функция.
Малый эпический жанр в литературе начала XX века
(изучение одного произведения по выбору)
В. М. Гаршин. «Красный цветок». Обыденность и героизм в художественном мире писателя. Символический образ Красного цветка.
Н. С. Гумилев. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.
Э. По. «Падение дома А ш е р о в». Фантастические события и реальное объяснение. Образ героя. Поэтика ужасного.
О.Уайльд. «Кентервил ьское привидение». Художественное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанного произведения.
Советы библиотеки.
«Поэтическая революция»
А. А. Блок. «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и с о м-неньи...», «Рожденные в года глухие...»; В. В. Ма-я-ковский. «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «Метель», «С в е т а е т», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.
А. А. Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «О ш и б к а», «И д е ш ь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов.
Творческий практикум.
Поэтический семинар.
Дискуссия «Существует ли женская поэзия?».
Советы библиотеки.
Человек в эпоху войн и революций
М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жиз- -ни народа и человека. Человек в экстремальной ситуа- ции. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.
А. И. Солженицын. «М а т р е н и н двор». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и повествователь. Смысл названия произведения.
Творческий практикум. Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента». Народный характер в литературе (сочинение в любом жанре).
Проза второй половины XX века
(изучение одного произведения по выбору)
Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход (После с к а з-
ки)»; Ф. А. Искандер. «Сандро из Ч еге ма»; Ю. Рытхэу.
«Под сенью волшебной горы»; В. Г. Распутин.
«Не мог у-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—
80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.
КЛАССЫ