Толкатели предназначены для проталкивания отдельных вагонеток или нерасцепленных составов в местах загрузки вагонеток под люком или с головки (головного разгрузочного барабана) конвейера; для вталкивания вагонеток (по отдельности или нерасцепленных в составе) в опрокидыватель скипового или конвейерного подъема шахты или рудника; для подачи отдельных вагонеток в клеть клетевого подъема.
Рис.36. Цепной толкатель: а – план; б – схема взаимодействия кулака с подвагонным упором вагонетки 1 – двигатель; 2 – турбомуфта; 3 – редуктор; 4, 6 – приводная и натяжная звездочки; 5 – тяговая цепь; 7 – кулак; 8 – рама вагонетки; 9 – подвагонный упор; 10 – направляющая
для втулочно-роликовой тяговой цепи |
Толкатели подразделяются на следующие виды:
· по типу рабочего органа – цепные, канатные, поршневые, тельферные;
· по направлению воздействия на вагонетки – нереверсивные и реверсивные;
· по способу захвата вагонеток – с нижним и верхним расположением толкающего кулака;
· по роду привода – с электрическим, электрогидравлическим и пневматическим приводами;
· по способу установки в рабочей зоне – фундаментные и бесфундаментные.
Наибольшее распространение получили цепные толкатели нижнего действия, кулак которых взаимодействует с подвагонными упорами вагонеток.
В качестве тягового органа чаще всего используется втулочно-роликовая цепь, замкнутая в вертикальной плоскости на приводной и натяжной звездочках. Кулак в виде углового рычага (или кулаки) шарнирно закреплен на тяговой цепи, перемещающейся по специальным рельсовым направляющим с опиранием роликов цепи на эти направляющие. Привод оборудован турбомуфтой для предохранения элементов толкателя (а также вагонетки) от перегрузок и поломок (рис.36).