Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова. Введение

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА: Игры и занятия

УДК 373

ББК 74.100.5

А40

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Рецензенты:

Громыко Ю.В. — доктор психологических наук; Амяга Н.В. — кандидат психологических наук.

Акопова Э.С., Иванова Е.Ю.

Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. — М.: АРКТИ, 2007. — 256 с. (Развитие и воспитание)

ISBN 978-5-89415-632-3

Практическое пособие обобщает многолетний опыт работы экспериментальных площадок Москвы в области развития способностей детей дошкольного возраста. В книгу вошли игры и сценарии занятий, направленные на формирование и развитие коммуникативных способностей, воображения, понимания и организации действия.

Особый интерес представляет практическая ориентация данного пособия, созданного силами педагогов, методистов, психологов и родителей. Теория развития способностей ребенка сопровождается описанием способов реализации этой важнейшей задачи современного образования.

Пособие предназначено для воспитателей детских садов, методистов, психологов, родителей, заинтересованных в развитии способностей ребенка, а также всех тех, кого интересуют новейшие образовательные подходы и технологии.

УДК 373

ББК 74.100.5

© Акопова Э.С, Иванова Е.Ю., 2007

ISBN 978-5-89415-632-3

© АРКТИ, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Мыследеятельностное содержание образования

Развитие коммуникативно-мыслительных способностей: техника различения

Развитие способности понимания

Развитие воображения

Развитие способности организации действия

Вместо заключения

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Мыследеятельностная педагогика — достаточно новый для отечественного образования подход, имеющий, однако, прочные исторические корни и традиции. Ни один педагог или психолог не станет оспаривать роль содержания образования в развитии человека. Но так сложилось исторически, что начиная с Яна Амоса Коменского долгое время в образовании содержание понималось только с точки зрения материала, а в основу его усвоения были положены знания, умения и навыки. Не даром основными критериями успешности ребенка считаются степень и скорость усвоения материала. Появление деятельностного содержания образования позволило выделить, кроме материала, еще и ту деятельность, которую человек с материалом осуществляет. В этой новой педагогической парадигме содержание образования представляют формы деятельности. Важнейшим постулатом становится средствиальность содержания образования, т.е. то, что используется человеком как средство в деятельности. Но средство не является натурально существующей вещью, оно отличается от орудия и инструмента. Чтобы освоить средство или систему средств, человеку требуются способности, которые позволят ему также выстроить новые средства, если такая необходимость возникает. Переход к содержанию образования с точки зрения культурных способов мышления и деятельности, дающих возможность человеку осуществлять любую деятельность, и становится рубежом, с которого начинается мыследеятельностная педагогика.

Для того чтобы педагог смог работать в мыследеятельностном подходе, его нужно обучать таким не традиционным для педагога видам деятельности, как сценирование, антропологическая диагностика, дидактический дизайн. К сожалению, пока педагогические вузы не готовят таких специалистов. Но определенные шаги в преобразовании педагогической практики уже есть — это система экспериментальных площадок и инновационных сетей, где осуществляются разработка, исследование, практическая реализация новых программ и подготовка педагогов.

Более 15 лет назад в Москве появилась первая экспериментальная площадка, разрабатывающая мыследеятельностное содержание образования, направленное на выращивание у детей способностей мышления, понимания, рефлексии, действия, коммуникативных способностей. (С м.: Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. — М., 2001; Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: Теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. — Минск, 2000; Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие. — М., 1998; Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании: Пособие для учителя. — М., 2001). Базой для этой работы стала школа № 1314, где в образовательный процесс вводились метапредметы «Знак», «Проблема», «Знание», «Задача», детско-взрослые образовательные проекты, организационно-деятельностные игры (д.п.н. Ю.В. Громыко, Ю.В. Крупнов, к.ф.н. Н.В. Громыко, к.п.н. О.И. Глазунова, к.п.н. Д.Б. Дмитриев, А.А. Андрюшков, к.п.н. Л.Н. Алексеева, А.С. Лазарев, А.А. Устиловская, Л.В. Сунцова, И.И. Семин, СП. Усольцев и др.). Программа была рассчитана на старшую школу (9-11 классы). Реализация программ метапредметов и форм проектной деятельности, разработанных для старшей школы, показала, что требуется готовность детей к предлагаемой им работе. В связи с этим началась разработка программы для дошкольной ступени и начальной школы, основанной на принципах мыследеятельностной педагогики. Так, в 1994 г. появился проект образования и воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста, получивший название «Материнская школа» (д.п.н. Ю.В. Громыко, Ю.В. Крупнов, к.п.н. Э.С. Акопова, к.п.н. Л.Н. Алексеева, Е.Ю. Иванова, к.п.н. Н.В. Амяга, к.п.н. Н.Ю. Черепова, Е.Н. Курнешова, к.п.н. Н.И. Бычкова и др. (См.: Проект «Материнская школа»: образование и воспитание детей 3-10 лет. — Часть 1. — М., 1997).

Разработка образовательной программы, позволяющей формировать у детей такие способности, как воображение, мышление, понимание, рефлексия, организация коллективного действия и самоорганизация, коммуникативные и языковые способности, является одной из основных задач работы экспериментальной площадки «Материнская школа». Базовым учреждением для эксперимента стала ГОУ начальная школа — детский сад № 1835. В настоящее время действует инновационная сеть «Мыследеятельностная педагогика», включающая более 10 школ и детских садов, в которые инновируются как отдельные программы, направленные на развитие определенной способности, так и программа мыследеятельностной педагогики для дошкольной ступени и начальной школы в целом. Проект «Материнская школа» прошел экспертизу и получил звание лауреата на Международной московской выставке «Школа-2003», а в 2004 г. стал победителем конкурса инновационных программ Российского образовательного форума и получил звание лучшего инновационного проекта.

Работа со способностями может осуществляться в виде отдельных курсов («Развитие воображения на материале русской народной сказки», «Развитие воображения на материале художественно-эстетической деятельности» (Акопова Э.С, Алексеева Л.Н., Кабасси Э. и др. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы: Методическое пособие для воспитателей и учителей. — М., 2005.), «Формирование языковой способности» - Черепова Н.Ю. Основные направления экспериментирования в области языкового образования ГОУ № 1835 «Материнская школа»/ «Пушкинское слово»: формирование филологической культуры...: Учебная книга. — М., 2003. — С. 379-382), в виде метапредметных курсов, захватывающих фрагменты разных учебных предметов (освоение техник различительной работы, развитие коммуникативных способностей, развитие способности понимания), а также в виде реализации принципов взаимодействия между членами сообщества в любой, не только учебной, деятельности (формирование способности организации действия, игры для развития понимания и мышления и др. - См.: 100 игр, сценариев и праздников. Коллективная монография/ Е.Ю. Иванова, Э.С. Акопова, Л.Н. Алексеева, М.В. Максимовская и др. — М.. 2000).

В методическом пособии представлены сценарии занятий педагогов, работающих в инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика» в проекте «Материнская школа». Сценарии занятий основаны на разработках нового содержания образования сотрудников НИИ Инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования города Москвы. Занятия и игры были апробированы в работе с дошкольниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: