Занятие «Работа с жанрами»

Задачи по развитию способности различения:

3-7 лет: побуждать определять свое отношение к ситуации спора, объяснять свою точку зрения;

5-7 лет: формировать различение рассказ — сказка; отрабатывать различения рассказ — сказка в действии (придумывание и разыгрывание рассказа).

Ход занятия

1. Воспитатель рассказывает детям, что один мальчик все время называет сказку рассказом, просит: «Расскажи мне рассказ "Курочка Ряба"». Затем воспитатель спрашивает детей, как они думают: рассказ это или сказка?

Дети высказывают свои версии и обосновывают их. Воспитатель делит детей на две группы: одни считают «Курочку Рябу» рассказом (дети не владеют различением), другие — сказкой (дети в разной степени владеют различением). Воспитатель предлагает группам объяснить друг другу свои точки зрения, а чтобы было понятней — разыграть их.

Группа, которая считает, что это сказка, должна придумать и разыграть рассказ «Курочка Ряба» так, чтобы было видно его отличие от сказки. Ребята должны сами сообразить, что в рассказе курочка Ряба не может ни разговаривать, ни нести золотые яйца. К тому же, речь персонажей должна быть простой, без сказочных оборотов («жили-были», «дед плачет — баба плачет»).

Та группа, которая считает «Курочку Рябу» рассказом, должна будет показать сказку про курочку Рябу, чтобы было понятно, какой должна быть сказка.

2. Воспитатель вместе с детьми смотрит подготовленные спектакли. После каждого спектакля дети оценивают правдоподобность событий и язык. Для наглядности воспитатель может фиксировать результаты на доске в виде символов. Ребята должны увидеть разницу между разыгранными спектаклями и понять, в чем разница между жанрами.

Воспитатель просит рассказать младших или средних детей только что разыгранный рассказ, сравнить сказку и рассказ в текстовом варианте.

3. Младшие дети идут играть в сказку или рисовать (лепить) сказочных героев.

Со старшими детьми воспитатель подводит итог: дети, ранее не владевшие различением сказка — рассказ, должны объяснить разницу между жанрами.

4. Со старшими детьми воспитатель проводит различительную работу дальше. Читает отрывок стихотворной сказки Пушкина или Чуковского и задает вопрос: что это такое? Возможны ответы: сказка или стихотворение. Выясняет у детей, почему они относят прочитанный отрывок к сказке или к стихотворению. Вместе с детьми делает вывод: есть и рифма, как в стихотворении, и волшебство, и сказочные слова, как в сказке, поэтому это и стихотворение, и сказка, т.е. стихотворная сказка, или сказка в стихах. Воспитатель спрашивает, какие еще сказки в стихах знают дети.

Закрепление задачи в повседневной жизни. При последующем чтении воспитатель спрашивает детей, в каком жанре написано произведение (с объяснением своего ответа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: