Игра «Живое — неживое»

Загадывается предмет или явление. Отгадывающий должен с помощью вопросов, содержащих противоречие, или противоположность, как можно быстрее узнать, что же загадано. Например, водящий загадал «стол». Игроки задают вопросы. Кто быстрее догадался, тот и выиграл. Знатоки игры начинают с вопроса «Живое — неживое?», формулировка которого и дала название самой игре. Получив ответ, что это неживое, «продвинутые» шестилетки задают вопрос: «Сделанное или природное?» — и т.д., пока не будет сомнений, что же загадал одящий. Никаких правил, какие вопросы задавать, нет, кроете того, что должно быть предложено два выбора, и ответ будет одним из них. Если же ребенок не смог задать следующую по уровню конкретизации оппозицию, водящий отвечает: «Ни то ни другое». Малышам загадывают предметы попроще, старшим дошкольникам — посложнее. Сами дети могут загадать предмет или явление достаточно сложное — это же игра.

Игра «Болото»

Материал: планшет с намеченными дорогами (схема 4); набор разных по форме, величине и цвету геометрических фигур — болотных кочек.

Ребенку предлагается разведать болото для того, чтобы с одного раза можно было бы провести армию, например, положительных героев различных мультфильмов или сказок для спасения Чебурашки, Василисы Прекрасной и т.д.

Один из играющих (взрослый или ребенок) раскладывает фигуры на планшете. Он загадывает фигуры-ловушки — встав на них, играющий будет тонуть. По остальным фигурам-кочкам можно ходить — они твердые. Партнер по игре должен пройти из левого нижнего угла планшета в правый верхний угол, ступая по кочкам. Двигаться можно вперед-назад по горизонтали и вертикали; перепрыгивать через кочку нельзя. Разведчик имеет 10 (или любое другое число) попыток для исследования болота. Его задача — определить, по каким кочкам ходить можно, а по каким нельзя. После 10 попыток отгадывающий должен решить, как определять кочки-ловушки. Затем загадывающий меняет положение кочек на болоте, по желанию вводит новые фигуры, но принцип отличия твердых кочек от кочек-ловушек сохраняется. Отгадывающий должен провести армию с одной попытки, выбирая дорогу на основе полученных в разведке данных. Если армия выиграла — прошла по болоту, игроки меняются ролями.

 
 

Шаги по болоту делаются последовательно, по одной кочке за шаг. После каждого шага разведчик получает подтверждение от партнера: это твердая кочка или кочка-ловушка. Играть можно парами, можно командами, распределяя роли: Командир, Разведчик, Генеральный штаб — дети, составляющие стратегию проверки болота, и др. Игра интересна не только детям, но и взрослым, так как загадывать можно самые разные признаки.

В этой игре можно использовать три основных класса признаков:

• характеристики фигур: цвет, форму, величину, качество цвета (яркость), качество формы (правильная фигура, наличие углов) и т.д. Можно использовать пересечение нескольких признаков: цвета и формы, цвета и величины, формы и величины;

• пространственное положение фигур: положение фигур относительно друг друга (рядом с фигурой, между фигурами), положение фигуры относительно планшета (в определенном месте планшета);

• положение фигур относительно движения по планшету (после фигуры, перед фигурой).

В игре «Болото» дети могут решать различные задачи. Выделим три возможных стратегии детей:

1.Стратегия для малышей: поиск безопасного прохода по болоту. Ребенок стремится как можно реже «проваливаться», радуется, если не «провалился» ни разу. Его нужно останавливать перед готовящимся шагом и спрашивать о том, что сейчас произойдет: утонет — не утонет, почему, куда еще можно пойти, что произойдет на другой фигурке, т.е. необходимо подталкивать его к исследованию.

2.Стратегия для более старших детей (с 5 лет): определение загаданного принципа. Ребенок может перебирать различные свойства фигур, специально искать места на планшете для проверки своих гипотез. Часто у него появляется желание разгадать, что замыслил партнер, спровоцировать его на какие-то реплики, подсказки.

3.Стратегия для самых старших детей: исследование самой игры: какие признаки могут быть загаданы на данном материале; как надо организовать планшет, чтобы было ясно, какой признак (или комбинация признаков) загадан, но чтобы у партнера возникали бы ошибочные гипотезы; как сконструировать планшет, а потом изменить его при прохождении армии, чтобы сбить с толку партнера.

Младшим дошкольникам загадываются простые комбинации из одного признака, используются фигуры с минимальным различием по свойствам. Например, все фигуры одной формы и двух цветов. С детьми, освоившими признаки фигуры, можно переходить к другим классам признаков.

Наибольший эффект игра имеет, если в нее играют дети разного возраста: те, которые уже знают и умеют выделять признаки, и те, которые не умеют выделять какой-либо признак. В этом случае обеспечивается прохождение трех этапов формирования способности. Ребенок учится различать и выделять признак в действии, может видеть, как это делают или не могут сделать другие дети, и может загадать признак в материале фигур.

Приведем пример.

Настя, 4,5 лет и Лада, 3,5 лет играют в «Болото» со взрослым. Настя различала цвета и форму и знала, что можно разные вещи раскладывать по форме и цветам, а Лада этого не знала, для нее существовала только форма. Девочкам разложили планшет с загаданным цветом. Лада ходит, тонет и говорит: «Я тону на квадратах». Наступает на красный треугольник: «Я тону на треугольниках. Я на всех, что ли, тону?»

Настя пытается помочь, указывая, куда можно, а куда нельзя наступать. Насте очевидно, на какую фигуру наступать нельзя. Она говорит: «Лада, вот сюда нельзя, посмотри — это красное». А для Лады красного не существует, перед ней лежит треугольник. Она говорит: «Почему? Я же на квадратах упала, значит, на треугольниках можно». Настя еще раз пытается объяснить: «На красное наступать нельзя». Тут у Насти возникает понимание, что Лада не на то смотрит — она смотрит на форму фигур, а смотреть надо на их цвет. Открытие Насти состояло в том, что она, в отличие от Лады, видит и цвет, и форму. Важно, что для Насти форма фигуры и цвет как признаки появились не тогда, когда она различала конкретные цвета и формы, безошибочно перемещаясь по «болоту», а когда она была вынуждена Ладе объяснять, почему на какую-то фигуру наступать нельзя.

Идеализация является важнейшей мыслительной процедурой. Однако педагоги не всегда различают идеализацию и абстрагирование, идеализацию и обобщение. Обобщающая абстракция, или обобщение, — «процедура отвлечения от несходных, различающихся свойств (признаков) предметов, приводящая к введению в рассмотрение их одинаковых (тождественных, совпадающих, равных) свойств и к образованию (общего) понятия о предметах, обладающих выделенными свойствами» (Философская энциклопедия. — Т. 4. — М., 1967. — С. 109.).

Чаще всего в системе образования дети осваивают процедуру обобщающей абстракции, а не идеализации. Это связано с отработанными педагогическими технологиями и диктатом формальной логики в дидактике. Известные всем дошкольным педагогам занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, математике включают фрагменты классификации и обобщения: одежда, посуда, мебель, транспорт — на развитии речи; домашние и дикие животные, перелетные и зимующие птицы — на дошкольном природоведении; форма, цвет, размер фигур — на математике. Каким образом входят эти слова в сознание ребенка? Или он осваивает эти понятия вместе с языком, или путем обобщения, или совершает сложнейшую процедуру идеализации? Если взять, например, материал геометрических фигур и спросить у ребенка, чем фигурки друг на друга похожи и в чем их разница, любой нормальный малыш затруднится с ответом. Фигурки много чем похожи — все из картона сделаны, все их воспитатель на стол положил. Даже если взрослый выложит круги и один квадрат и спросит ребенка, какая фигура здесь лишняя (типичное задание для дошкольников), ребенок вправе указать на любую, а не только на ожидаемый взрослым квадрат. Лишняя — потому что ей не хватает места на листочке бумаги, потому что не нужна для выкладывания домика и т. д. В данном случае взрослый предлагает ребенку увидеть форму фигуры и «забыть» о том, что она сделана из материала, имеет цвет, занимает определенное место в пространстве, сочетается определенным образом (по законам красоты, например) с другими фигурками. Но это как раз и есть абстрагирование: выделяю один признак и отбрасываю все остальные как несущественные.

Перед ребенком лежит вещь, обладающая многими свойствами одновременно. Какие из них существенные и кто это определяет? Сопоставляя вещи друг с другом, в одной ситуации можно выделить одно свойство, а в другой ситуации — другое. Чтобы быстро найти в комнате вещь, надо иметь представление об отличии обуви от посуды. Но если нужно запустить в кого-то тяжелым предметом, их бывшее важным отличие становится не существенным, и мягкая тапочка попадает в один класс с бумажной тарелкой, а ботинок в другой класс вместе со сковородкой. Поэтому в различных ситуациях вещи сближаются разными своими свойствами: то цветом, то формой, то весом, то назначением в быту...

Вещи обладают неисчерпаемым количеством свойств, свойства за счет понятий и категорий могут быть отнесены к разным признакам — названия признаков фиксируются в языке. Например, свойства разных фигурок можно отнести одни к цвету, другие — к форме, третьи — к размеру. Переход ребенка от видимых и ощущаемых свойств вещи к признакам может быть осуществлен за счет идеализации. Признак не принадлежит вещи, он «отодран» от реальной вещи и существует теперь сам по себе как идеальная сущность. Идеализация связана с моделированием, потому что ребенок начинает для себя представлять, воображать реально, что существует вещь, которая обладает всего одним свойством. То есть существует предмет, который только кругл, и в нем больше ничего нет: ни цвета, ни толщины, ни материальности.

Способность идеализации на геометрическом материале игры «Болото» предполагает:

• переход от свойств вещи к признаку, не «выкидывая» и не забывая, какие свойства в признак не вошли;

• удержание в сознании этого признака посредством модели (воображаемой вещи с одним свойством);

• соотнесение модели со всей совокупностью вещей, на которых она должна многократно проявиться.

С одной стороны, в материал и задание игры заложена необходимость осуществления идеализации, с другой — в процесс игры заложены три важных момента, связанных с генезисом этой способности:

1. Попытка обнаруживать идеализацию в действии.

2.Попытка обнаруживать идеализацию без действия, наблюдая за действием другого.

3.Способность обнаруживать идеализацию в коммуникативном акте задумывающего действия.

Игра «Болото» опирается на технику различительной работы. Ребенку приходится самому изменять точку зрения на вещи, контролируя переход от предмета к предмету, от одного видения к другому, иначе он не сможет проверять гипотезы о тонущих кочках, забудет, что хотел проверить. Кроме того, для него объективно существует различие тонущих кочек и твердых, но в чем состоит это различие, знает соперник, а игроку надо суметь увидеть его, т.е. догадаться, с какой точки зрения увидел эти кочки водящий.

Рассмотрим примеры занятий и игр на развитие способности различения, рассчитанных на проведение в разновозрастных группах.

Занятие «Нарисованный домик»

Цели: научиться различать прямоугольник и параллелограмм как формы вещи и ее изображения в перспективе; продиагностировать уровень различительной способности.

Материал: рисунок домика и домик, построенный из кубиков.

Ход занятия

1. Создание ситуации противоречия.

— Сегодня мы отправимся в страну Математика к нашим старым знакомым — геометрическим фигурам. Они предлагают поиграть в прятки. Найдите на этой картинке предметы, которые имеют форму круга, форму прямоугольника (на картинке есть крыша, или ящик, нарисованные под таким ракурсом, что одна из плоскостей имеет форму параллелограмма, но дети помнят, что ящик прямоугольный, поэтому говорят это).

2. Фиксируем ситуацию противоречия и восстанавливаем точки зрения.

— Кто может сказать, какой формы крыша?

(Ответы детей. Антон говорит, что крыша не прямоугольная, Шон утверждает, что прямоугольная.)

— Кто согласен с Антоном, а кто с Шоном? Давайте зарисуем это на доске.

а) Доказательство одной точки зрения.

— Как можем доказать, что это не прямоугольник?

Дети говорят, что у него 4 стороны, 4 угла и по две стороны равны. Выкладываем четырехугольник с такими параметрами, но не прямоугольник. Дети вспоминают, что у прямоугольника особые углы — прямые и что определить это можно при помощи любой книжки. Имеются два рисунка крыши: один — на доске, другой — на картинке, поэтому практическую работу по измерению углов проводят два человека. Один прикладывает на доске файл, так как он прозрачный и более наглядно получается измерение угла, даже если угол меньше прямого. Другой измеряет углом книжки. Контролирует один из старших детей. Объявляем результаты.

б) Доказательство другой точки зрения.

После предыдущей работы большинство детей согласились с первой точкой зрения (крыша не прямоугольная). Нужно продолжить рассуждения. Если никто из детей не предложит продолжать рассуждения, то в роли провокатора может выступить сам воспитатель.

в) Практическая работа.

Строим дом из маленького деревянного конструктора, такой, что если посмотреть на него сбоку, то крыша будет прямоугольной. Обводим пальчиком и затем вынимаем деталь, образующую боковую поверхность крыши, обводим ее карандашом на бумаге. Дети работают в парах: младший строит дом, старший обводит фигуру. После этого малышей можно отпустить поиграть в геометрическую мозаику.

3. Повторная фиксация противоположности точек зрения.

— Как же так получается, что крыша одновременно прямоугольная и не прямоугольная?

4. Ищем выход из ситуации противоречия.

Бели дети затрудняются, то можно вспомнить, когда получилось, что крыша не прямоугольная, а когда — прямоугольная.

Шон говорит, что если смотреть на дом, то крыша прямоугольная, а если на рисунок, то нет, потому что мы на дом смотрим не спереди.

5. Наблюдение, основанное на решении противоречия.

— Чтобы понять это, давайте отодвинем стульчики и сядем возле столов на корточки, так, чтобы домики находились на уровне глаз. Будем поворачивать домик и наблюдать, что нам видно.

Для большей наглядности можно поставить за домик лист бумаги.

6. Фиксируем различение.
Вопросы:

—Так почему же Антон и Шон решили по-разному? Что думал Шон, когда говорил, что у домика крыша прямоугольная?

—Что имел в виду Антон, когда говорил, что крыша не прямоугольная?

— Какая крыша у нашего домика?

Этот вопрос может быть задан на следующий день после занятия — как диагностический.

— Почему получилось разное мнение о крыше? Потому что смотрели и говорили о разном. Один смотрел на крышу домика настоящего, а другой — на крышу домика нарисованного. Нарисованный домик отличается от настоящего.

Занятие «Поэзия и поэты»

Цели:

—развивать речь: 4-5 лет: формировать представления о рассказе и стихотворении, подбирать рифмы, формировать интерес к художественному слову, стихам; 6—7 лет: формировать и закреплять представления: поэзия, поэт, стихотворение, рассказ, рифма, проза, писатель;

—развивать способности различения: рассказ — стихотворение;

—развивать воображение: придумывать названия стихотворения, работать с метафорой (образное определение).

Материал: короткие рассказы (по 2-3 фразы), фотографии поэтов, стихи В. Лунина.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

___ Ребята, скоро к нам в гости придет настоящий поэт. Его зовут Виктор Лунин. Вы знаете, кто такой поэт и что он делал?

Ответы детей. Воспитатель выделяет самый полный ответ, при необходимости дополняет его.

___ Каких вы знаете поэтов?

Выслушав ответы детей, воспитатель выставляет на мольберт портреты поэтов.

— Хотите, устроим маленький стихотворный концерт? Сделаем зрительный зал и красиво, выразительно расскажем друг другу стихотворения.

Воспитатель слушает 2-3 небольших стихотворения, просит детей повторить авторов, названия стихотворений, отмечает выразительность чтения.

— А сейчас я расскажу стихотворение. Называется оно «Лошадка». Написала его Агния Барто.

Я люблю свою лошадку.

Шерстку ей гладко причешу.

Хвостик приглажу гребешком

И поеду верхом в гости.

Воспитатель выжидает реакцию детей. Если ее нет, спрашивает, хорошо ли прочитано стихотворение. Если говорят, что хорошо, просит прочитать это же стихотворение кого-то из детей. Спрашивает, одинаково ли оно прочитано, в чем разница. Выслушивает ответы детей, дополняет их. Делает вывод: есть стихи, а есть рассказы (проза — для старших детей). Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами такого не бывает. Так получается потому, что в стихотворениях есть ритм и рифма — похожие слова (примеры), а в рассказах нет. Воспитатель предлагает детям походить под чтение вслух стихотворений и под чтение рассказов. Отмечает, что под стихотворения все ходят одинаково — в стихах есть ритм, а в рассказах ритма нет, и под них все ходят по-разному.

— Давайте устроим такую игру. Вы встанете на ковер, а я буду читать стихотворения и рассказы. Под стихотворения удобно ходить, поэтому, если вы слышите стихотворение, начинайте ходить, а если я читаю рассказ (прозу), стойте на месте.

Воспитатель читает несколько стихотворений А. Барто вперемешку с рассказами на те же и другие темы (по аналогии с «Лошадкой»). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ» у младших и средних детей; термины «рифма», «проза», «поэзия» — у старших.

— А как вы думаете, поэт Виктор Лунин пишет стихотворения или рассказы? Почему вы так думаете? А рассказы кто пишет? (Писатели.) У Виктора Лунина очень веселые и смешные стихи. Послушайте одно из стихотворений Виктора Лунина.

Что хочется лошадке

Очень хочется лошадке

Вместо сена и травы

Съесть на завтрак шоколадку

Или чуточку халвы.

Очень хочется лошадке

Торт слоеный на обед,

А на ужин сладкий-сладкий

Из пирожных винегрет.

В крайнем случае

Печенья

Хоть кусочек откусить.

Но не знает,

К сожаленью,

Как об этом попросить!

— А хотите побыть помощниками поэта? Тогда подсказывайте слова-рифмы.

Воспитатель читает стихотворение, пропуская слова, выделенные курсивом.

Даю вам слово!

Почему-то ВСЕ считают,

Что коровы не летают.

Но вчера, даю вам слово,

В облаках плыла корова.

А за нею по два в ряд

Двадцать рыженьких телят.

Вы схватились за бока?

Что ж! Спросите у быка

Он спешил за ними следом

Вместе с кроликом-соседом

И рассказывал о том,

Как на днях летал с китом.

А сейчас я прочитаю еще одно стихотворение Виктора Лунина, а вы попробуйте отгадать его название. Воспитатель читает стихотворение «Весна».

Весна

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна

На ветвях рисует почки,

На полях — грачей цепочки,

Над ожившею листвой —

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной сада —

Куст сирени у ограды.

Воспитатель обращает внимание детей на то, с кем сравнивает поэт весну. (С художником.) Спрашивает, что рисует весна. Возможные названия: «Весна», «Художник», «Художник-весна» и т.д.

Закрепление

Перед и после прогулки или перед сном проверить усвоение новых понятий. Старшим детям задать вопросы: чем отличаются рассказ и стихотворение? что пишет поэт, а что писатель? кто такой Виктор Лунин? и др. Детям среднего возраста дать задание: придумать рифму к словам каша, пол, мишка и др. Спросить: для чего нужны рифмы?

Чтение детям перед сном стихотворений В. Лунина (без названий), подбор рифм и названий.

Цап-царап и Чик-чирик

Чуть слышен шорох мягких лап —

Крадется тихо Цап-царап.

Но зря крадется!

В тот же миг

Вспорхнул на ветку

Чик-чирик.

Вежливый слон

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

— Можешь и ты наступить на мою!

Сметанопад

Поглядите-ка!

У Тани

Рот в сметане,

Лоб в сметане,

Подбородок,

Щеки,

Нос,

Уши,

Кончики волос.

Даже платьице у Тани,

Даже бант и тот в сметане.

Объясните,

В чем тут дело?

Может,

Так Танюша ела?

За сметану принялась

И сметаной облилась?

Нет, нет, нет!

Не в том причина!

Наша Таня — молодчина!

Просто полчаса назад

Был ба-альшой сметанопад!

Комар

— Я тоже слон, — сказал комар, —

Хоть я пока уж-жасно мал.

Вам подтвердит любой цветок,

Что я имею хоботок.

Когда я стану больше птицы,

Он сразу в ХОБОТ превратится!

Ветер

—Скажи-ка нам, ветер,

—Какого ты цвета?

—Я — цвета заката,

—Я — цвета рассвета,

—Я — снежного цвета,

—Я — цвета огня...

—Такой я, каким

Ты увидишь меня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: