Занятие «Цепочка» (для детей 5-7 лет)

Задачи: освоить последовательность (этапность) действий в рассказе, формировать умение соотносить свою часть рассказа с частями других детей в команде.

Ход занятия

Выстраивается команда из 5-7 человек. Они встают (садятся) в ряд. Детям дается задание придумать сказку (рассказ). Есть общий замысел, идея, например о дружбе, о труде. любви и т.п. Воспитатель задает начало сказки, а дальше дети по очереди в течение минуты (полминуты — для младших детей) продолжают сказку, придерживаясь общего сюжета.

Можно взять за основу обычную историю из жизни, например историю о детях, которые вышли на улицу и решили поиграть в мяч. Если дети сильно увлекаются рассказом, цепочка может прерваться, в этом случае время на рассказ каждому ребенку сокращается. Время и последовательность рассказывания регулируется передачей мячика. Он символически связывает и одновременно разделяет этапы сюжета.

На этих занятиях дети учатся прислушиваться не только к себе, но и к соседу. Итог рассказа зависит не от отдельного человека, а от команды в целом, от каждого ребенка как составляющего цепочки звена. Эту мысль важно донести до детей.

Данное занятие можно использовать как диагностическое по отношению к способности организации действия. На нем отслеживается способность ребенка удерживать последовательность совершаемых действий (сам рассказ, его этапы, части), способность контролировать собственные и чужие действия, встраиваться в команду, доводить до результата общий замысел.

Занятие «Журавлик» (разновозрастная группа)

Задача: приобрести опыт самостоятельной организации работы по воспроизведению образца.

При подготовке к таким занятиям, как лепка, аппликация, рисование, просим детей самостоятельно подготовиться к занятию, принести все необходимое. Проговариваем, что и для чего нам нужно. С детьми, которые не приносят какую-либо вещь, обязательно вместе с другими ребятами выясняем, что они сделали не так, что получится, если не исправить эту ошибку. Постепенно дети учатся представлять свою будущую работу в конкретных деталях.

Во время занятия отслеживаем ход работы. В конце занятия дети отвечают на вопросы: Чем мы занимались? что было в начале занятия? что в середине занятия? что в конце? Обращаем внимание детей не только на свою работу, но и на работу товарищей. Если занятие имеет целью достижение рукотворного результата, то вместе с детьми выделяем этапы работы, сравниваем образец с результатом (промежуточными результатами).

Хорошо получается выделять этапы, цели работы на занятиях оригами. Для детей очевидно изменение листа бумаги и достижение нужного результата. Способность организации действия формируется на таких занятиях при постоянном комментировании воспитателем действий детей. Сравниваем образец с тем, что получается у детей. Часто смотрим на схему оригами (в книге) и пытаемся понять, зачем она. Выясняем, для чего нужны рисунки этапов, что было бы, если бы схемы не было. (Был бы только лист бумаги и образец. А как же мы тогда узнаем, как делать поделку?)

Ход занятия

В начале занятия с детьми проводится беседа. Наступила весна, просыпаются насекомые и животные, возвращаются перелетные птицы. Прилетели и журавли. Рассматриваем изображения журавлей. Предлагаем детям сделать журавлей самим.

Дети самостоятельно готовятся к занятию оригами. Они должны подобрать необходимый материал для работы (бумагу, ножницы). Старшим дается задание: разделиться на пары. Каждый малыш должен быть в паре со старшим, чтобы в процессе работы отслеживать ошибки и успехи младших, помогать им.

Когда дети начинают работать с бумагой, у многих возникает потребность в образце. Сначала образец журавлика просят старшие ребята, а вслед за ними и малыши.

Ставим на стол готового журавлика, рассматриваем его и начинаем работу. Вместо наглядного пособия — действия воспитателя. Дети в ходе занятия делятся на несколько групп. Некоторым достаточно видеть действия воспитателя для того, чтобы самим закончить конструкцию. Другие обращаются за помощью то к товарищам, пытаясь продублировать их действия, то к воспитателю, надеясь, что он все сделает за них. Есть и такие дети, которым очень сложно воспринимать действия воспитателя, и они не могут их воспроизвести.

В качестве помощи детям можно предложить изготовление поделки по схеме. Предварительно попросить детей подумать, в чем трудность работы без схемы, для чего она нужна, как изменит их работу наличие схемы.

В конце занятия с детьми обсуждаются следующие вопросы: что получилось? почему получилось так, а не иначе? похож ли результат на образец, если нет, то почему? что было необходимо для работы? чего не хватало для того, чтобы результат оказался лучше?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: