Занятие «Пилотка»

Цель: учиться работать по схеме, определять затруднения в работе, этапы работы.

Материал: бумага разного цвета и размера; ножницы; клей; схемы; образцы пилоток.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мы с вами будем сегодня делать. Что это? Дети: Пилотка.

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы будем складывать вот такую пилотку. Как мы называем вещь, на которую мы смотрим, если хотим сделать такую же?

Женя: Образец.

Воспитатель: Давайте вспомним, для чего он нужен.

Аня: Сравнивать.

Воспитатель: Что с чем?

Люда: Нашу пилотку с Вашей.

Женя: Цвет.

Соня: Размер.

Воспитатель: Ребята, а что нам требуется для работы еще?

Дети: Клей, бумага, ножницы.

Воспитатель: Ну что ж, берите, кому что необходимо, и приступайте к работе.

(Дети подходят к столу и берут зеленую бумагу, ножницы, схемы. Одни дети берут еще образцы, другиеклей. Дети начинают разбираться по схемам. Женя, Аня, Люда, Соня складывают правильно по схемам. Полина, Лиля, Яна, Владик доходят до определенного этапа, а затем начинают испытывать трудности. Валя, Надя, Саша затрудняются в складывании по схеме, плохо понимают обозначения.)

Воспитатель: Надя, в чем трудность?

Надя: Я не знаю, как делать.

Воспитатель: А что тебе нужно, чтобы сделать? Разве ты не все взяла, что необходимо для работы?

Надя: Все.

Воспитатель: Так в чем же дело?

Надя: Я не понимаю.

Воспитатель: А что надо, чтобы ты поняла?

Надя: Чтобы показали, как делать.

(Воспитатель спрашивает у Нади, какой именно этап работы ей не ясен, что она уже сделала, просит показать по схеме. Дети, у которых вызвали затруднения некоторые этапы-сборки, обращаются за помощью к воспитателю с вопросами.

Занятие выявило, что многие дети справляются с работой используя схемы. Некоторые дети используют в работе и схему, и показ воспитателя, меньшая часть детей справляется с работой только после многократного повторения воспитателем каждого этапа работы. Для этих детей воспитатель сопровождает повтор каждого этапа показом этого же этапа на схеме. Не все дети используют образец для работы и для сравнения с результатом. Воспитатель показывает на образце, как увидеть, что в какую сторону нужно загибать, если этого нет на схеме.)

Занятие «Пересказ сказки "Лиса и Журавль"» (подготовительная группа)

Задача: научить выделять индивидуальные приемы пересказа, сравнивать результаты пробных действий, применять новые приемы.

Материал: текст сказки «Лиса и Журавль».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем читать и пересказывать сказку «Лиса и Журавль». (Воспитатель читает сказку.) Понравилась вам сказка? Кто из вас может ее пересказать?

Нина: Я могу.

Воспитатель: Пожалуйста, Нина. (Нина пересказывает.) Ребята, что можно сказать о рассказе Нины?

Саша: Она рассказала очень коротко.

Соня: Много пропустила.

Воспитатель: Нина передала краткое содержание сказки, главные моменты. Кто еще хочет пересказать сказку?

Саша: Я бы рассказал, но все уже забыл. Можно еще раз прочитать?

Воспитатель: Кому еще нужно, чтобы я прочитала сказку?

(Почти все дети поднимают руки.) Маша: Мне не нужно. У Вас есть картинки сказки? Воспитатель: Да. Маша: Дайте мне, пожалуйста. Гриша: Я тоже могу рассказать по картинкам. Саша: А я плохо запомнил, мне надо несколько раз прочитать.

Воспитатель: Несколько раз — это сколько? Коля: Ну раза два или три. (Воспитатель читает сказку второй раз.) Саша: Можно я первый расскажу, а то опять все забуду? (Саша пересказывает сказку. Маша пересказывает сказку используя картинки.)

Воспитатель: Ребята, кто пересказал более точно и почему?,

Соня: Саша рассказал точно, он говорил словами сказки.

Саша: Да, я могу пересказать сказку сразу, как только прочитали, потом я забываю некоторые слова.

Воспитатель: А почему ты забываешь слова?

Саша: Они сказочные.

Воспитатель: Ты не понимаешь их смысла?

Саша: Не всегда.

Воспитатель: Ребята, кому еще не понятны слова сказки? Какие?

Катя: Что значить «не обессудь»?

Воспитатель: Не суди строго, извини. (Воспитатель с детьми подбирают синонимы к таким словам сказки, как куманек, потчевать, досада, не солоно-хлебавши и др.) А теперь, ребята, когда вам понятны все слова, вам проще пересказать сказку?

Катя: Да, проще запомнить.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о пересказе Маши?

Нина: Она рассказывала все точно, только не сказочными словами.

Воспитатель: Чей рассказ более красочный — Машин или Сашин?

Катя: Сашин более красочный, он запомнил слова сказки.

Нина: А Маша рассказала, как и я, только по картинкам.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем рассказать по сюжетным картинкам, используя слова сказки. Кто хочет? (Пересказывает Соня.) Ребята, изменился рассказ?

Гриша: Да, он стал интереснее.

Воспитатель: Вы поняли, почему?

Нина: Соня использовала сказочные слова.

Воспитатель: Чтобы получился красочный пересказ, надо использовать речевые обороты сказки или запомнить хотя бы несколько слов. (Воспитатель просит пересказать сказку Артема. Артем начинает и забывает сюжет. Дальше он отвечает на вопросы воспитателя: что говорила Лиса? что ей ответил Журавль? как пыталась Лиса достать окрошку из кувшина? и т.д.) Ребята, что вы можете сказать о пересказе Артема?

Никита: Он рассказывал по вопросам.

Саша: Артем отвечал на вопросы.

Света: Я тоже могу пересказывать по вопросам.

Воспитатель: А если некому задавать вопросы, как тогда быть? Что делать, чтобы получился пересказ? Давайте попробуем. Алсу, расскажи эту сказку кукле, она не слышала сказки, опоздала к нам на занятие. (Алсу рассказывает сказку, но пропускает существенные детали. Воспитатель говорит за куклу.) Я не совсем поняла, почему Журавль не мог есть кашу да еще и обиделся. А вы поняли?

Саша: Да, Лиса положила кашу на тарелку, а у Журавля длинный клюв. Он стучал, стучал, а съесть не смог.

Воспитатель: А разве Алсу про это не говорила?

Никита: Нет, она забыла.

Воспитатель: Может, у Алсу получился такой короткий рассказ так как она пропустила важные моменты?

Нина: Алсу пропустила самое интересное в сказке, поэтому она стала не интересной и не понятной.

Воспитатель: Яи задаю вопросы для того, чтобы вы не забыли самое важное. Артему и Алсу нужно научиться выделять главное, а не стараться запомнить сразу всю сказку.

Катя: А я могу сначала представить все, кто что делал, говорил, а потом уже рассказывать.

Воспитатель: Рассказать по плану.

Саша: Как это по плану?

Коля: Я знаю: встал, пошел, поел, погулял, поиграл.

Воспитатель: В общем, правильно. Саша сравнил план с режимом дня. Давайте попробуем составить план к нащей сказке. Что было сначала?

Нина: Лиса подружилась с Журавлем.

Воспитатель: Что было потом?

Нина: Лиса хотела угостить Журавля.

Воспитатель: Пересказывать сказку не надо. Надо отмечать только главные моменты сказки, последовательность действий.

Саша: Журавль в гостях у Лисы, Лиса у Журавля. Воспитатель: Все правильно. И какой конец сказки? Катя: Ссора.

Воспитатель: Давайте подведем итог. Что, мы выяснили, надо сделать, чтобы был хороший пересказ?

Дети: Надо план сделать. Можно представить картинки.

Воспитатель: А что мы можем сказать про пересказ Алсу и Артема. И еще про пересказ Сони?

Дети: Надо самое важное сказать и интересное. И слова надо сказочные запомнить.

Воспитатель: Правильно, надо понять сказку и представить самое интересное и важное, составить план, узнать, что означают сказочные слова, и тоже их применить. Мы с вами выясним, все ли умеют это делать, и обязательно научимся, если кто-то не умеет.

Занятие «План описательного рассказа» (индивидуальная работа)

Цель: научить планировать свои действия и контролировать их с помощью плана.

Материал: иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка»

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает ребенку рассказать сказку (составить описательный рассказ) по плану, составленному самим воспитателем.

План:

1.Время года.

2.Время суток.

3.Изображение в центре иллюстрации.

4.Изображение слева и справа.

5.Изображение на заднем плане иллюстрации.

6.Изображение на переднем плане иллюстрации.

Женя начинает рассказывать по плану. Ребенок справляется с заданием, рассказ получается простой.

Женя: На картине — зима, время суток — утро, в центре — дед с лошадью. Слева и справа — деревья и елки. Впереди лежит лиса. Сзади — лес.

2. Воспитатель дает детям задание рассказать сказку по более распространенному плану. Иллюстрация та же.

План:

1.Время года.

2.Время суток.

3.Изображение в центре иллюстрации.

4.Описание деда с лошадью.

5.Изображение слева и справа.

6.Описание деревьев.

7.Изображение на переднем плане иллюстрации.

8.Описание дороги.

9.Описание лисы.

10.Изображение на заднем плане иллюстрации.

11.Описание неба.

12.Описание леса.

Женя: На картине изображена зима. Утро. В центре картины — дед с лошадью. Дед идет с палочкой. Кругом снег. Слева и справа деревья. Небо синее и розовое. Сзади лес. Он тоже синий и розовый. Впереди лежит рыжая лиса, она притворилась мертвой.

(Ребенок рассказывает, придерживаясь плана, но не точно. Описание более распространенное, чем в первый раз.

Воспитатель дает Жене две картинки, на которых изображена весна, и предлагает ребенку составить рассказ по любой картинке. Дети должны узнать, про какую картинку он рассказывал. Ребенок должен сам составить для себя план, по которому он будет рассказывать.)

Женя: Весна. Тает снег. Деревья еще голые. Птицы вьют гнезда.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, про какую картину рассказал нам Женя? (Мнения детей разделились.) А почему мы не можем определить, про какую картинку рассказал нам Женя?

Аня: Картинки очень похожи.

Соня: Потому что на них весна.

Полина: Надо было найти, чем они отличаются.

Соня: Не очень понятно рассказал.

Воспитатель: Женя, что еще нужно включить в твой план рассказа, чтобы дети догадались, о какой картинке идет речь?

Женя: Надо сказать, чем различаются картинки. Здесь птиц много, они по всей картинке. И еще небо красное.

Воспитатель: Кто может рассказать о картинке так, чтобы догадались другие ребята?

(Дети пробуют свои рассказы. Воспитатель с детьми отмечают, что они добавляют в рассказ Жени.)

3. Воспитатель дает задание Жене.

Воспитатель: Женя, ты должен рассказать, как ты будешь строить дом. Я составлю для тебя план:

1.Котлован.

2 Фундамент.

3.Стены.

4.Крыша.

5.Окна.

6.Двери.

Женя: Сначала вырою котлован. Потом сделаю фундамент. Стены будут кирпичные, крыша из железа. Потом сделаю окна и двери.

Воспитатель (показывает Жене две картинки): Смотри, Женя: один строитель по твоему описанию построил такой дом (одноэтажный, с острой крышей, одним окном и дверью), а другой — вот такой дом (высотное здание). Кто же из них ошибся? Кто нарушил твой план?

Женя: Я думал совсем про другой дом: двухэтажный, с острой крышей и широким крыльцом.

Воспитатель: Ну тогда надо уточнить твой план работ, а то видишь, какая путаница может получиться?

(Женя описывает строительство своего дома, указывая число этажей, окон, дверей, форму крыши.)

4. Воспитатель предлагает Жене рассказать, как он будет одеваться зимой на прогулку. Обращает внимание ребенка на детали, как при рассказе о строительстве дома, чтобы не возникло путаницы. Рассказ в этом случае составляется легче, т.к. этот вид деятельности уже знаком ребенку.

5. Воспитатель предлагает игру «Мы уезжаем отдыхать на море». Дети по ходу игры должны спланировать, что будут делать мама, папа, дети, и согласовать свои планы друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: