Цель: познакомить со структурой действия: образец, последовательность действий, результат.
Материал: бумага разного цвета и размера; ножницы; клей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем складывать птичку из бумаги. Что нам для этого потребуется? Дети: Бумага, ножницы, клей.
Воспитатель: Пожалуйста, берите, что вам необходимо, и приступайте к работе. (Дети подходят к столу и выбирают листы бумаги, ножницы, клей.) Женя сразу же начинает складывать птичку.
Люда: А какую птичку мы будем складывать, Вы не сказали.
Женя (останавливая свою работу): Мы же вчера складывали.
Люда: А птицы бывают разные.
Ан я: И складывать их тоже надо по-разному.
Воспитатель: Вот и складывайте по-разному.
Женя: А я сложил птицу из квадрата.
Аня: Какую?
Женя: Голубя. Мы вчера делали.
Воспитатель: А сегодня я хотела сделать соловья. Женя, ты можешь сложить соловья из квадрата? Женя: Я попробую.
(Женя опять берет прямоугольный лист бумаги, делает из него квадрат, начинает складывать, останавливается. Другие дети пытаются сложить квадрат, кто-то просто сидит и смотрит.)
|
|
Воспитатель: Дети, а почему вы не начинаете работу?
Люда: Я не знаю, как складывать.
Надя: Я тоже.
Воспитатель: А что же вам нужно, чтобы узнать, кя складывать?
Люда: Мне нужен образец.
(На столе у воспитателя лежат образцы птиц.)
Надя: Мне тоже.
Дети:
—И мне.
—И мне.
(Воспитатель раздает детям образцы. Одни рассматривают птиц со всех сторон, другие пытаются развернуть.)
Аня: Я не знаю, как складывать. Над я: Я тоже. Женя: У меня не получается. (Женя измял весь лист бумаги.)
Воспитатель: А что же вам еще нужно, чтобы получилось?
Люда: Мне надо, чтобы Вы показали, как делать. Воспитатель: Хорошо, я покажу.
(Воспитатель подходит к Люде и показывает, как складывать.)
Женя: Мне тоже надо, чтобы Вы показали. Дети: И мне.
(Воспитатель показывает детям, как складывать птицу. Дети начинают делать.)
Надя: Я не запомнила.
Яна: Я тоже.
Воспитатель: Что же делать?
Яна: Я не знаю.
Воспитатель: Я могу тебе чем-то помочь?
Яна: Да.
Воспитатель: А чем?
Яна: Помогите сделать.
Воспитатель: А как я должна помочь? (Яна молчит.)
Люда: Покажите еще раз. (Воспитатель показывает еще раз последовательность действий.) Я сложила, что нужно делать сейчас?
(Воспитатель показывает следующий этап работы.)
Надя: Я сделала, скажите, как дальше. (Воспитатель говорит, что нужно сделать.) Лучше покажите.
(Воспитатель показывает следующий этап. Дети выполняет работу. Воспитатель спрашивает детей, что им нужно п0казатъ: всю последовательность действий или следующий этап. Птицы получились разных цветов и размеров.)
|
|
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы должны были сложить?
Дети: Птицу.
Воспитатель: А какую птицу?
Яна: Соловья.
Воспитатель: Скажите, у вас получился соловей?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у меня соловей. У вас тоже есть образцы. У вас получились такие же птицы?
Женя: Нет, у меня соловей больше, и он синий.
Яна: А у меня такой же, только другого цвета.
Воспитатель: А что вам надо для того, чтобы получились одинаковые птицы: одного цвета и размера?
5К е н я: Бумагу одного цвета.
Воспитатель: Как узнать, какого именно цвета?
Аня: Нужен образец.
Воспитатель: Вам достаточно одного образца, чтобы выполнить работу?
Яна: Нет.
Воспитатель: Почему?
Люда: Потому что не видно, как делать.
Воспитатель: А как же вы увидели?
Люда: Вы нам показали.
Аня: И сказали.
Воспитатель: Давайте подведем итоги. Что же нам потребовалось, чтобы сложить птичку? Еще раз перечислите.
Люда: Нужно, чтобы воспитатель показал, как делать.
Аня: Нужен образец, чтобы сравнить птичку.
Яна: Чтобы выбрать цвет.
Женя: Еще нужно, чтобы показывали медленно, чтобы запомнить.
Люда: И повторяли, что непонятно.
Воспитатель: А материал для работы — бумага вам не нужна?
Дети: Нужна.
Воспитатель: Итак, чтобы сделать птичку из бумаги, вам потребовались: образец птички, чтобы сравнить, выбрать цвет и размер; показ воспитателя, чтобы узнать последовательность действий; повторение сложных этапов; бумага для работы. Ребята, скажите, а откуда я узнала, как складывать птичку?
Надя: Вам кто-то показал.
Женя: Нет, из книжки.
Аня: У меня дома тоже есть книжка «Оригами».
Воспитатель: И что же там написано?
Аня: Там нарисовано, как делать.
Воспитатель: Да, ребята, в книжке показана схема: как последовательно складывать птичку. Ребята, как вы думаете, если бы у вас была схема складывания птички, вам было бы легче?
Женя: Конечно.
Воспитатель: Вот на следующем занятии мы и попробуем сложить птичку с помощью схемы.