Цель: научить соотносить способ действия и материал. Материал: разноцветная бумага.
Ход занятия
(Для того чтобы у ребенка появилась задача, воспитатель вместе с детьми идет в старшую группу, где как бы нечаянно обращает внимание на салфетки под цветочными горшками. У Яны появляется желание сделать красивую салфетку.
Воспитатель с детьми возвращаются в группу и там вместе с Яной поливает цветы.)
Воспитатель: Яна, ты видела в старшей группе какие красивые салфетки под цветочными горшками?
Яна: Да, мне понравились. Я тоже хочу сделать такие красивые салфетки для наших цветов.
(Яна берет бумагу (цветную и белую), складывает и вырезает салфетку. Вместе с воспитателем кладет ее под цветочный горшок. Через несколько дней девочка видит, что салфетка в нескольких местах порвалась. Расстроенная, Яна показывает воспитателю салфетку.)
Воспитатель: Что случилось?
Яна: Салфетка порвалась.
Воспитатель: Что же делать?
Яна: Не знаю. Я хотела, чтобы было красиво.
Воспитатель: Сделай еще.
Яна: Опять порвется. Из этой бумаги не буду делать, она тонкая, надо поплотнее.
(Воспитатель дает картон — цветной и белый.) Воспитатель: Эта подойдет? Яна: Да.
(Девочка начинает складывать картон и вырезать салфетку, смотрит на нее недовольно.) Воспитатель: Что случилось? Яна: Не получилось красиво. Воспитатель: А почему?
Яна: Картон твердый, плохо складывается и вырезается. Воспитатель: Не твердый, а плотный картон, но зато его трудно порвать.
Яна: Остаются следы от складывания. Некрасиво. Воспитатель: Что же тебе надо? Яна: Что-нибудь не очень твердое, то есть плотное. (Воспитатель дает кусок красивой шелковой ткани.) Яна: Ой, какая красивая!
(Яна берет ткань и начинает складывать ее, как бумагу Ткань ровно не складывается. Выскальзывает то один, то другой край. После нескольких попыток она откладывает ткань)
Яна: Не получается.
Воспитатель: Что не получается?
Яна: Я никак не могу сложить ткань.
Воспитатель: А почему? Ткань ведь не плотная.
Яна: Она скользит все время.
Воспитатель: Что же делать?
Яна: Я не знаю.
(На следующий день воспитатель приносит журнал с фасонами одежды для Барби. Все девочки вместе с воспитателем смотрят журнал.)
Воспитатель: Девочки, а у кого мамы умеют шить?
Дети:
—У меня.
—И у меня...
Яна: У меня тоже. Моя мама сшила платье.
Воспитатель: Расскажи, как она шила.
Яна: Сейчас вспомню. Взяла ткань, разложила на столе, потом взяла ножницы и вырезала. Ой, нет. Еще была выкройка из бумаги, она ее приколола булавками. А можно я возьму ткань, которую вы мне давали вчера?
Воспитатель: А зачем она тебе?
Яна: Я положу на нее выкройку из бумаги и вырежу салфетку.
(Девочка приступает к работе. Берет ткань, накладывает выкройку из бумаги. Выкройка на ткани не держится.) Яна: А у вас есть булавки?
Воспитатель: Нет, булавками у нас в детском саду пользоваться не разрешают. Может, скрепки дать?
Яна: Тогда я буду вырезать без выкройки. (Раскладывает ткань на столе и вырезает ножницами не круглую, а квадратную салфетку.) Все, я закончила.
Воспитатель: Получилось?
Яна: Да. Но не такая, как я хотела сначала.
Воспитатель: А почему?
Яна: Из ткани трудно вырезать, ее не сложить, как бумагу.
Воспитатель: Ну, эта салфетка тоже красивая, а в середине все равно будет стоять горшок, там узоры не нужны.
(Девочка вместе с воспитателем подкладывает салфетку под цветочный горшок.)
Яна: Надо положить салфетки и под другие цветы. Воспитатель: Ты сможешь сделать? Яна: Нет, очень много.
Воспитатель: Мы попросим ребят, чтобы они сделали, а ты расскажешь, как делать.
Занятие «Кошечка» (старшая группа)
Задачи: учиться работать по схеме, соблюдать этапы работы; определять ошибки в работе, используя схему.
Ход занятия
На столе — готовая игрушка, кошечка. Воспитатель раздает детям схемы. Дети изучают их и берут нужные инструменты: ножницы, карандаши, клей, салфетки, трафареты. Воспитатель с детьми обсуждают схему, проговаривая каждый обозначенный этап работы (дети говорят первыми, воспитатель повторяет за ними):
Обводим круги — маленький и большой — по трафаретам;
—рисуем хвост;
—рисуем два квадрата;
—вырезаем все детали;
— большой круг складываем пополам, разрезаем, намазываем клеем до половины, сворачиваем конус;
—намазываем клеем хвост, приклеиваем;
—разрезаем прямоугольник на два квадрата;
—каждый квадрат складываем пополам;
—на одном квадрате рисуем уши и вырезаем;
—на втором рисуем лапки и вырезаем;
— на маленьком круге рисуем мордочку кошечки: глаза, нос, рот;
—намазываем клеем и приклеиваем уши к мордочке;
—намазываем мордочку и приклеиваем к туловищу;
—намазываем клеем лапки и приклеиваем к туловищу.
Ребята приступают к работе. Некоторые дети делают ошибку на первом же этапе. Вопреки схеме ребята помещают трафарет в центр листа, другие детали располагать уже негде. Вместе с детьми воспитатель выясняет, что же было сделано не так, обращает внимание детей на место трафарета на схеме. Дети исправляют ошибку.
На следующем этапе у детей вызывает затруднение свертывание полукруга в конус. Воспитатель показывает ребятам это движение.
Несколько ребят забыли про схему и, вырезав маленький круг (голова котенка), приклеивают его к туловищу. Теперь им надо приклеить уши и нарисовать мордочку, но как это сделать? Дети обращаются за помощью к воспитателю. Вместе с воспитателем еще раз обращаются к схеме и проходят все этапы. Находят тот этап, до которого все было правильно. Выясняют, почему не получается приклеить ушки и нарисовать мордочку, какие этапы пропущены, почему так получилось. Ребята, которые делали все правильно, посоветовали отмечать этапы на схеме и вообще не забывать про нее. Тем ребятам, которые приклеили маленький круг (голову), приходится его отклеивать и далее действовать по схеме.
После завершения работы дети сравнивают, у кого какая кошечка получилась, похожа ли она на образец.