Глава 2. Основы психолингвистики 18 6 страница

Неполное соответствие понятия и слова, мысли и ее выраже­ния называется в науке «асимметричный дуализм языкового зна­ка» (С. Карцевский).

Что является в мышлении проявлением практической деятель­ности? СОЗНАНИЕ.

Сознание - это знание, функционирующее в процессе освое­ния действительности человеком. Наличие у человека сознания оз­начает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая система обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опозна­вая явления действительности через отношения с этими знаниями.

Одна из форм общественного сознания - языковое сознание, т. е. особенности культуры и общественной жизни данного челове­ческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в особых чертах данного языка. Языковое сознание имеет два уровня: уровень научного сознания, уровень обыденного сознания.

Человек - существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит ведущая роль. Сознание также имеет общественную природу. Сознание определяет разумное и целенаправленное пове­дение человека, основанное на глубоком понимании законов объек­тивного мира.

Процесс онтогенеза отмечает различия между человеком и животным. Возникновение языка явилось решающим фактором, определяющим переход от поведения животного к сознательной деятельности человека. В процессе общественно разделенного тру­да у людей появилась необходимость тесного общения: люди были вынуждены общаться, воздействовать друг на друга, у них появи­лась потребность что-то сказать друг другу, обменяться мыслями. Начала складываться особая форма сигнализации - звуковой язык как система словесных сигналов - средство общения между людь­ми. Соответственно изменился и мозг - сформировалась вторая сигнальная система, центры речи.

Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла це­лая система кодов, которые обозначали предметы и действия; поз­же эта система стала выделять признаки предметов и действий и их соотношение, и, наконец, образовались сложные синтаксичес­кие коды целых предложений. Эта система кодов и явилась решаю­щим фактором для развития сознательной деятельности человека.

Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает чело­века от животных. Это позволяет человеку предварительно обду­мывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед со­бой цели, соответствующие тем или иным потребностям, и дости­гать их, мысленно заранее представляя результат (механизм веро­ятностного прогнозирования).

Итак, сознание можно определить как высшую форму отраже­ния объектов действительности с помощью речи, языка.

Уровень научного сознания представляет собой более абстрак­тный субстрат.

Человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем: он в состоянии абстрагировать отдельные признаки вещей, выводя системы и категории, воспринимать глубокие связи и отношения между явлениями, делая выводы не только из личного опы­та, а на основе логических построений, умозаключений. У человека есть гораздо более сложные формы получения и обработки информа­ции, чем те, которые даются непосредственным восприятием.

К примеру, если сказать испытуемому, что «Во всех районных центрах есть почтовые отделения. Х - это районный центр», то ии. легко может сделать вывод, что в местечке Х есть почтовое отделе­ние, хотя он сам никогда там не был.

Мнения ученых о существовании языка у животных мы уже рассматривали. Но есть ли сознание у животных?

Опыт Бойтендайка демонстрирует отличие сознания человека и животных:

Перед животными ставился ряд баночек. На глазах животного в первую банку помещалась приманка и банка закрывалась. Естествен­но, что животное бежало к этой банке, крутило ее и добывало при­манку. В следующий раз приманка помещалась под второй банкой, но животное, не видя, куда положили приманку, бежало к первой банке, и лишь затем, не находя приманки, принималось к работе над второй банкой. Так повторялось несколько раз, причем каждый раз приманка помещалась под следующую банку. Оказалось, что ни одно животное не может разрешить правильно эту задачу и сразу бежать к следующей банке, т.е. оно не может понять принцип размещения приманки. В поведении животного доминируют следы прежнего на­глядного опыта, и отвлеченный принцип не формируется.

В отличие от этого маленький ребенок 3-4 лет легко схватыва­ет этот принцип и уже через несколько попыток тянется к той ба­ночке, которая соответствует принципу перемещения приманки на следующее место.

Таким образом, в отличие от животных, человек обладает от­влеченным рациональным опытом. Эта черта - способность чело­века переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания.

Таким образом, можно дать еще одно определению сознания: сознание есть высшая форма психики, которая возникла в процес­се общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Л. С. Выготский так сформулировал основную задачу изучения проблемы сознания: «Для того, чтобы объяснить сложнейшие фор­мы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека».

2. ВадГТТабадёа аё'иоа? Т адаёТТпаудё ТС0ёаГёу ё удиёа

Можно выделить четыре основных гипотезы о соотношении мышления и языка.

Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия тождественны, хотя удобнее говорить о их синонимичнос­ти: ибо ничто не есть язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика. Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без языка. Говорение (рече­вая деятельность) приравнивается к озвученному мышлению, не­выраженное мышление - к внутреннему говорению.

А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и на­оборот, мышление есть беззвучная речь».

«Без речи, - писал И. М. Сеченов, - элементы чувствительно­го мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможнос­ти фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род реальности (конечно фиктивной), и составляет поэтому основное условие мышления нечувственными образами».

Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже гото­вых мыслей подыскивают слова, а иногда так и не находят. В прак­тике говорения имеются также примеры ложных высказываний (при правильных мыслях).

Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). Согласно данной гипотезе говорение и мыш­ление не одно и то же, а разные стороны одного процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не явля­ется результатом другого.

Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без мышления. Речевая деятельность, по мнению Г. П. Мельникова, меняет состояние сознания, но это изменение мо­жет протекать и без участия языковых знаков, например, под воздей­ствием сигналов, получаемых от органов зрения, осязания и т.п. «Сле­довательно, речевая деятельность всегда сопровождается мыслитель­ными процессами, но мышление может протекать независимо от язы­ковых процессов. Именно поэтому одно и то же понятийное содер­жание может быть выражено различными языковыми средствами».

Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно этому тезису, всё, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах (звукоряды, графические знаки и т.п.), никак не может быть приравнено к мышлению и эле­ментов такого не содержит. Однако мышление как процесс проте­кает в формах собственного языка. Психологи называют этот про­цесс внутренней речью, имеющей предикативную структуру, кото­рая преобразуется во внешнюю - в речь.

В этой группе можно выделить две разновидности:

1)язык и мышление не имеют ничего общего. Подлинное по­нимание мира может быть осуществлено только в мышлении сво­бодном от языка, хотя не исключено, что язык в состоянии сделать мышление более экономичным, послужить ему опорой, однако в этой роли способна выступать и другая знаковая система;

2)язык не имеет никакого положительного влияния на мышле­ние. Так называемые вспомогательные средства для обозначения и фиксации мышления служат помехой. Точно также и передача по­знанного осуществляется в языке весьма несовершенным образом.

Гипотеза IV. Язык - это не мышление, и мышление - это не язык. Согласно данному положению, язык и мышление - раз­ные типы поведения. Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает. Так, Э. Ленне-берг убежден, что интеллект и речь, интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны и друг от друга не зависят.

Но все же зависимость данных феноменов при относительной автономности подтверждается большинством исследователей. Так, в общих чертах представляется совокупность существующих мне­ний относительно связей мышления и языка.

Все четыре гипотезы небезосновательны и имеют право на существование. Однако в любом случае невозможно отрицать на­личие тесной связи между процессами мышления и функциониро­ванием языка.

Отношение мысли к языку проявляется в том, что человек изоб­ретает и создает те или иные формы речи, формы и способы языко­вого выражения. Мысль, обращенную на речь и язык, т.е. мысль о языке, называют языковым мышлением.

Мысль воплощается в слове не стихийно, а осознанно. В сло­ве наша мысль делает значащими все более тонкие структуры. Ос­мысление, осознание, ощущение своей речи человеком как процес­са языкового мышления развивается, затрагивая все новые детали строя языка.

Осмысление речи принято делить на распознавание речи и понимание речи. Распознаванием называют узнавание материаль­ной формы речи (знака). Пониманием называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того, каким образом он выражен.

Тесная связь между языком и мышлением может быть обосно­вана и тем, что структурное и понятийное значения тесно связаны между собой. Дж. Ферс полагал, что значение может быть раскры­то при помощи контекста ситуации, которая включает в себя не толь­ко саму обстановку речи и собеседников, но и окружающие пред­меты, социальный и культурный опыт говорящих.

«Содержание, - пишет Г. Глисон в работе «Техника семанти­ки», - вне его структуры не поддается какому-либо обобщению. Субстанцию содержания составляет, несомненно, вся совокупность человеческого опыта».

Процесс мышления заключается в образовании всё новых свя­зей между различными представлениями и понятиями, для него характерна постоянная «текучесть». Наша речь состоит из таких единиц, как тексты, фразы, слова, которые устойчивее, консерва­тивнее, чем понятия, и в этом смысле менее адекватно отражают процесс развития действительности. (За тысячи лет форма дома необычайно изменилась, но сам звуковой комплекс ДОМ ничего не говорит об этих изменениях и не выражает их).

Между понятиями и образами в речи и лексическими поняти­ями устанавливаются сложные и многоаспектные связи. В этих свя­зях, несомненно участвуют как и другие семиотические системы, так и предметный мир, отражаемый сознанием. Связи составляют суть отношений между процессом мышления в языковой форме и языковым мышлением, когда возникает осмысление языкового вы­ражения.

3. АГбобаГГуу да-е-и ёаё ёГподбТаГо 1й0ёаГёу

Слова внутреннего языка - запас энграмм (следов ранее полу­ченных впечатлений), которые позволяют, оперируя ими сформули­ровать любую доступную человеку мысль или отразить окружаю­щий мир. Подчеркнем различие между словами, используемыми в речи и словами, которые образуют внутренний язык. Слова внутрен­него языка могут отражать любое явление, с которым сталкивался человек с момента начала внутриутробного развития и в течение всей жизни. Некоторые слова внутреннего языка могут быть однозначно вербализованы. То есть, таким словам внутреннего языка соответ­ствуют лексемы из языков, которые человек знает. Некоторые слова внутреннего языка не имеют вербальных аналогов и могут быть опи­саны более сложными речевыми конструкциями. Слова внутреннего языка связаны между собой ассоциативными связями (характер и природа этих связей будут показаны ниже). Ассоциативные связи имеют двухсторонний характер, что позволяет осуществлять ассоци­ативный переход как от первичных понятий к вторичным, так и на­оборот. Под первичными понятиями понимаются те слова внутрен­него языка, которые сформировались ранее и послужили основой для формирования более поздних слов. Каждое слово внутреннего языка существует не само по себе, а как набор ассоциативных связей с дру­гими словами внутреннего языка, изначально сформировавших это понятие, или впоследствии его обогативших. Словам внутреннего языка можно сопоставить вполне конкретные конструкции, постро­енные на нейронных сетях (более подробно эту мысль мы попробуем развить ниже). Слова внутреннего языка сформированы из более элементарных образований, которые можно трактовать как конкрет­ные воспоминания о каких-либо событиях. Таким образом, слово внутреннего языка можно рассматривать как условное понятие, объе­диняющее в себе элементарные воспоминания с их ассоциативными связями, объединенные по тому принципу, что они относятся к одно­му и тому же явлению.

Введем понятие - текущее представление. Текущее представ­ление - общий набор слов внутреннего языка с учетом его состоя­ния, то есть активности, частичной активности или неактивности его слов. Под активностью мы понимаем возбуждение хотя бы час­ти нейронов, входящих в состав нейронной структуры, соответству­ющей слову внутреннего языка.

В текущем представлении находит отражение как информа­ция, получаемая извне, через органы чувств, так и мысли и пере­живания. При этом сенсорная информация приводит к активации элементарных слов внутреннего языка, картина активации которых ложится в основу процесса распознавания, то есть активации слов внутреннего языка ассоциативно связанного именно с этой «карти­ной». Процесс такого распознавания может быть многоуровневым, например, узнавание человека можно условно разложить на три уровня: первое, выделение набора элементарных пространствен­но-геометрических, цветовых понятий, второе, распознавание объек­тов человеческого лица и их признаков (нос, глаза, уши и тому по­добное), третье, узнавание по этому набору признаков конкретного человека. Как иллюстрацию того, что распознавание происходит по такому принципу, а не методом сравнения фотографических об­разов, можно привести два примера. Первое, люди легко распозна­ют, кто изображен на шарже, несмотря на то, что все геометричес­кие размеры, пропорции грубо нарушены, но сохранены или даже гипертрофированно выделены основные признаки, образующие вне­шность. Второе, европеец с трудом различает лица азиатов и на­оборот, что можно объяснить отсутствием слов внутреннего языка, соответствующих тем отличительным нюансам, которые свойствен­ны для внешности людей другой расы. При этом, более-менее про­должительное общение и соответственно формирование необходи­мых воспоминаний (слов внутреннего языка) позволяет без труда научиться различать другие лица.

Таким образом, в текущем представлении, оперирование про­исходит не исходной сенсорной информацией, а словами внутрен­него языка, относящимися к разным уровням распознания, отра­жающими происходящее явление.

Текущее представление не является стационарным. Распрост­ранение возбуждения от активных участков мозга и возбуждения за счет ассоциативных связей новых слов внутреннего языка приводит к переходу к новому состоянию текущего представления. Смена та­ких состояний образует эволюцию текущего представления. Смена текущего состояния происходит как из-за смены внешних раздражи­телей, так и за счет вовлечения в процесс возбуждения новых слов внутреннего языка, ассоциированных с ранее возбужденными, а также торможения - полного или частичного - ранее активных слов.

Текущее представление в каждый момент времени содержит в себе картину того, как человек отражает окружающий мир, как он на него реагирует, что он думает и какие эмоции у него это порож­дает. Информация о текущем состоянии текущего представления выходит за его пределы через моторные реакции организма и рас­ширенную внутреннюю речь.

Расширенная внутренняя речь - совокупность всех пред­ставлений, моделирований, которые происходят у человека. Основ­ные каналы представлений - это:

- визуальный - возможность представить «про себя» какой-либо образ, картинку;

- аудиальный - возможность услышать «про себя» какие-либо звуки, например, напеть «про себя» музыку;

- кинестетический - представить ощущения, связанные с те­лом человека;

- эмоциональный - передать те эмоции, которые в данный момент присутствуют в текущем представлении.

- внутренняя речь - проговор каких-то мыслей «про себя» на каком-либо языке.

Внутренняя речь может продолжаться во внешнюю речь.


Можно отметить изображенный на схеме непрерывный про­цесс «циркулирования» информации: формирование расширенной внутренней речи, в том числе просто внутренней речи, получение информации от органов чувств, осознание, изменение текущего представления под действием поступающей информации и в ре­зультате внутренних ассоциативных процессов (эволюция текуще­го представления).

Надо особо подчеркнуть, что излагаемое понимание внутренней речи принципиально отличается от той трактовки, которую ей давал А.Р. Лурия, который считал, что внутренняя речь имеет отличие от внеш­ней речи, сокращенное по отношению к ней строение, придавая ей пла­нирующую и регулирующую функцию («Язык и сознание» А.Р. Лурия). Внутренняя речь в данном случае, - это именно проговаривание «про себя», привязанное к каком-то конкретному языку.

Таким образом, внутренняя речь позволяет человеку «пони­мать», что он существует, «понимать», что именно он видит и слы­шит и о чем он думает.

АТТбТпи ё даааГёу аёу ТапбаэааГёу

1. В чем проблема соотношения языка и мышления?

2. Какая гипотеза взаимосвязи мышления и языка, на ваш
взгляд, наиболее обоснованна?

3. Что такое сознание?

4. Априорно, то есть и без особых доказательств ясно, что язык и мышление связаны друг с другом. Но совершенно не очевиден характер этой связи: то ли мышление сначала формируется в пси­хическом аппарате человека, а потом «соединяется» с возникшим языком, то ли, наоборот, возникающий язык становится базой для развития мышления. А может, они формируются одновременно, стихийно влияя друг на друга? В каком виде существует наш есте­ственный язык в сером веществе нашего мозга?

5. Каково же соотношение речи и процессов мышления с дей­ствительностью?

6. «Мысль изреченная есть ложь», - сказал поэт. И действи­тельно, мы часто испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного. И наоборот, как часто мы убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказываниями не скрывается никакого содержания. Как же формируются и фор­мулируются высказывания? Ученик Выготского С.Л. Рубинштейн сказал: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем». Согласны ли вы с таким утверждением?

АиТёГёОаёиГау ёёоабаобба

1.Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гум­больдт. - М., 1984.

2.Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.

3.Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М., 1999.

4.Мышление и язык. - М., 1997.

5.Найт, С. Руководство по НЛП / С. Найт. - СПб., 2000.

6.Панфилов, В.З. Взаимоотношение языка и мышления / В.З. Пан­филов. - М., 2003.

7.Портнов, А.Н. Язык, мышление, сознание: психолингвис­тические аспекты / А.Н. Портнов. - Иваново, 1988.

8.Рубинштейн, С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении / С.Л. Рубинштейн // Вопросы языкознания. 1957. - № 2. - С. 13 - 29.

9.Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский; пер. с англ. -М., 1972.

10. Эйчысан, Дж. Гаварюя ютоты. Уводзшы у гапхалшгвютыку /
Дж. Эйчысан. - Мшск, 1995.

Аёааа 7. 1АЦА13 ТЙЁ0 1ЁЁГААЁЙ0ЁЕА. ОАюАОЁхАЙЕАВ 'ГЙЁСнЁЁГААЁЙОЁЕА. ТвЁЕЁААГАЗ '''ЙЁ0 1ЁЁГААЁЙ0ЁЕА. здиЕ1А1Ё / вАхАА1[ё 1А0АГЁд7 хАЁ1ААеА

1. Основные проблемы общей и частных ПЛ. Задачи теоретической ПЛ. Прикладная ПЛ.

2. Различные трактовки понятия «механизм». Фундаментальные механизмы психической деятельности человека. Механизмы речевой де­ятельности. Понятие языкового / речевого механизма человека.

3. Основные принципы функционирования языкового / речевого ме­ханизма человека. Различные подходы к описанию работы языкового / речевого механизма человека.

1. ТпГТаГиа ГдТаёаТи Тайаё ё -апОГиб Ё. дааа-ё ОаТдаОё-е-аПёТё Ё. ГдёёёааГау Ё

В настоящее время выделяют общую психолингвистику и ча­стные психолингвистики.

Общая психолингвистика исследует факты языкового созна­ния, которые характерны всем носителям данного языка вне зависи­мости от особенностей их речевого опыта. В качестве объекта рас­смотрения берется некий усредненный образ взрослой здоровой (в физическом и интеллектуальном отношении) языковой личности.

Частные психолингвистики изучают разные области разви­тия, функционирования языка в речевом поведении и деятельности (возрастная психолингвистика, конфликтная психолингвистика, патопсихолингвистика, инженерная психолингвистика и т.п.).

Задачи теоретической ПЛ - анализ внутренней организации речевых действий и их обусловленность языковой способностью человека.

В рамках этого теоретического подхода выделяют следующие направления:

1. Моделирование речевой деятельности (Московская ПЛ школа).

2. Психосемантика.

3. ПЛ исследование внутреннего лексикона.

4. Рефлексивная ПЛ.

5. ПЛ развития.

6. Этнопсихолингвистика.

7. Психопоэтика.

Первое направление мы уже подробно рассматривали выше, поэтому рассмотрим иные направления.

Психосемантика - это раздел ПЛ, в котором изучаются моде­ли языковой способности человека, т.е. отслеживается связь между личностью человека и продуктами его речевой деятельности (по­рождение и восприятие речи). Наиболее видные представители этого направления: Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев.

ПЛ исследование внутреннего лексикона направлено на изучение когнитивных ПЛ моделей, т.е. выяснение того, какие ме­ханизмы лежат в основе кодирования и декодирования речи, что движет человеком, порождающим тексты и воспринимающим их. Основоположник этого теоретического подхода - А.А. Залевская.

Рефлексивная ПЛ определена А.А. Леонтьевым как «ПЛ пси­холингвистики». Она направлена на моделирование не спонтанных речевых процессов, а таких, которые осуществляются с участием сознания. Проще говоря, это ПЛ сознательно контролируемой речи. (А.А. Леонтьев, Л.А. Чистович, Е.Д. Божович.)

ПЛ развития изучает процессы формирования языковой способ­ности и особенности речевой деятельности в онтогенетическом разви­тии человека. Обычно она отождествляется с психолингвистическими исследованиями детской речи, но ими отнюдь не исчерпывается.

Этнопсихолингвистика сосредоточена на выявлении конкрет­но-языковой и национально-культурной вариантности языковой способности и речевой деятельности.

Свою специфику имеет ПЛ художественной, в особенности поэтической речи - так называемая психопоэтика. (В.П. Белянин, А.П. Журавлев, Н.В. Павлович.)

В отличие от теоретической лингвистики прикладная ПЛ при­звана, с одной стороны, экспериментальным путем подтвердить суще­ствующие гипотезы, а с другой, - решить свои практические задачи.

ТпГТаГйа ГаТдааёаГёу ТдёёёааГТё \Ё

1. Обучение языку (родному, второму языку в условиях билингвизма, а также обучение иностранному языку как вне языковой среды, напр., в школе, так и среди носителей этого языка).

2. ПЛ в инженерной психологии. Основные проблемы: 1) опоз­нание речевого (графического) сигнала и принятие решений на этом уровне. Они важны для создания систем передачи речи по каналам связи, для разработки процедур автоматического распознавания речи; 2) создание разного рода автоматических систем, обеспечи­вающих диалог (интерфейс) с человеком-пользователем; 3) смыс­ловое восприятие речи и преобразование текста в другие формы (автоматический перевод, шифровка и дешифровка); 4) речевые характеристики личности, используемые для определения психи­ческих состояний, напр., состояния эмоционального напряжения.

3. ПЛ в криминалистике и судебной психологии (речь как ис­точник информации в следственном процессе, т.е. установление лич­ности автора текста и получение ПЛ характеристики данного лица).

4. ПЛ речевого воздействия. Речевое воздействие - воздействие на психику отдельных людей и целого общества с целью измене­ния социальных приоритетов, стереотипов через средства массо­вой информации (радио, ТВ, пресса, листовки, компьютерные про­граммы, реклама, лекции, публичные выступления и пр.).

5. Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях не-сформированности или распада личности.

Выше были классифицированы формы речевой патологии. Вспомните, каковы они.

Примеры речевых нарушений, связанных с патологией личности, сознания:

-нарушения речевой деятельности при прогрессивном пара­личе (одном из вариантов сифилитического психоза): затрудненная артикуляция, невнятность произношения. В развитой форме - не­способность понять переносные значения слов, интонационная раз­мытость речи.

-корсаковский психоз: резкое расстройство памяти, отражающее­ся и в речи (подстановка неадекватного слова на место необходимого).

-болезнь Пика или Альцгеймера: заметная стереотипность речи -высказывания состоят из одних и тех же слов и синтагм и произносятся с одинаковой интонацией.

-эпилепсия: замедленная и неясная речь, «вязкость» речи и тенденция к повтору, стереотипность, витиеватость речи, обилие слов в уменьшительной форме. При более тяжелых формах - бед­ность словаря (олигофазия).

-шизофрения: резонерство и обстоятельность речи, замена кон­кретных понятий абстрактными и наоборот. Семантическая разор­ванность или бессмысленность, обычно при сохранении грамма­тической целостности предложения. Например, письмо шизофре­ника «Сила конуса законом властно действует высотным для под­нятий горизонтом во полете стилем вносным». Кроме того, повто­рение слов, произносимых собеседником (эхолалия). Бессмыслен­но выкрикивание одного и того же слова или высказывания. Как можно видеть, симптомы очень различны, что отражает многооб­разие форм шизофрении.

- маниакально-депрессивный психоз: «телеграфный стиль», иногда переходящий в бессвязность. Скачки идей, отвлекаемость речи на новые предметы.

Следующая форма речевых нарушений - это нарушения, свя­занные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (речь глухих и глухонемых).

Очевидно, что у глухих, глухонемых и тугоухих детей практи­чески отсутствует или сильно нарушено речевосприятие. На уров­не слова речь глухонемых - речь образная, конкретная, а не отвле­ченная. Чтобы понять глухонемого, надо представить себе его сло­ва в зрительном поле, надо мысленно видеть содержание его речи. отсутствует ориентировка на грамматические формы слов.

Особенности речи глухонемых изучены довольно хорошо (ра­боты В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Шиф, Ричарда Блэнтона).

Совершенно особую проблему представляет собой речь сле-поглухих. В отличие от обучения глухих, здесь в качестве основы выступает жестовая речь. Об особенностях жестового языка сле-поглухих можно узнать из работ С.А. Сироткина (он сам слепоглу-хой), А.И. Мещерякова, Э.К. Шакеновой.

Особенности структуры и семантики жестового языка глухих и слепоглухих в высшей степени интересны в общепсихолингвистичес-ком плане. В каком-то смысле эта проблематика является ключевой для нашего понимания когнитивного и коммуникативного аспектов рече­вых процессов. Однако собственно психолингвистический анализ жес-товой речи глухих и слепоглухих в литературе пока отсутствует.

Отсутствуют также исследования особенностей словесной речи и ее восприятия у слепоглухих. В частности у них резко повышены требования к логичности и информативности воспринимаемого текста, терминологической точности употребляемых слов.

Речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития, в ПЛ плане мало исследованы. Речь идет прежде всего об олигофренах (с разной степенью тяжести дефекта - дебилах, имбецилах и идио­тах) и детях с ранними органическими нарушениями, вызываю­щими так называемую алалию - отсутствие или недоразвитие речи.

Наиболее полно данная вид речевых нарушений рассмотрена немецким ученым Хеннером Бартелем.

Речевые нарушения, имеющие «исполнительский» харак­тер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы, представлены сле­дующими видами:

1) дефекты речи, связанные с голосообразованием:
Дисфония (или афония) - отсутствие звучного голоса из-за

нарушений голосового аппарата. Сохранена шепотная речь.

Ринолалия (гнусавость) - нарушение тембра голоса и звуко-произношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: