Неполное соответствие понятия и слова, мысли и ее выражения называется в науке «асимметричный дуализм языкового знака» (С. Карцевский).
Что является в мышлении проявлением практической деятельности? СОЗНАНИЕ.
Сознание - это знание, функционирующее в процессе освоения действительности человеком. Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая система обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через отношения с этими знаниями.
Одна из форм общественного сознания - языковое сознание, т. е. особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в особых чертах данного языка. Языковое сознание имеет два уровня: уровень научного сознания, уровень обыденного сознания.
Человек - существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит ведущая роль. Сознание также имеет общественную природу. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира.
|
|
Процесс онтогенеза отмечает различия между человеком и животным. Возникновение языка явилось решающим фактором, определяющим переход от поведения животного к сознательной деятельности человека. В процессе общественно разделенного труда у людей появилась необходимость тесного общения: люди были вынуждены общаться, воздействовать друг на друга, у них появилась потребность что-то сказать друг другу, обменяться мыслями. Начала складываться особая форма сигнализации - звуковой язык как система словесных сигналов - средство общения между людьми. Соответственно изменился и мозг - сформировалась вторая сигнальная система, центры речи.
Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система стала выделять признаки предметов и действий и их соотношение, и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений. Эта система кодов и явилась решающим фактором для развития сознательной деятельности человека.
Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, соответствующие тем или иным потребностям, и достигать их, мысленно заранее представляя результат (механизм вероятностного прогнозирования).
|
|
Итак, сознание можно определить как высшую форму отражения объектов действительности с помощью речи, языка.
Уровень научного сознания представляет собой более абстрактный субстрат.
Человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем: он в состоянии абстрагировать отдельные признаки вещей, выводя системы и категории, воспринимать глубокие связи и отношения между явлениями, делая выводы не только из личного опыта, а на основе логических построений, умозаключений. У человека есть гораздо более сложные формы получения и обработки информации, чем те, которые даются непосредственным восприятием.
К примеру, если сказать испытуемому, что «Во всех районных центрах есть почтовые отделения. Х - это районный центр», то ии. легко может сделать вывод, что в местечке Х есть почтовое отделение, хотя он сам никогда там не был.
Мнения ученых о существовании языка у животных мы уже рассматривали. Но есть ли сознание у животных?
Опыт Бойтендайка демонстрирует отличие сознания человека и животных:
Перед животными ставился ряд баночек. На глазах животного в первую банку помещалась приманка и банка закрывалась. Естественно, что животное бежало к этой банке, крутило ее и добывало приманку. В следующий раз приманка помещалась под второй банкой, но животное, не видя, куда положили приманку, бежало к первой банке, и лишь затем, не находя приманки, принималось к работе над второй банкой. Так повторялось несколько раз, причем каждый раз приманка помещалась под следующую банку. Оказалось, что ни одно животное не может разрешить правильно эту задачу и сразу бежать к следующей банке, т.е. оно не может понять принцип размещения приманки. В поведении животного доминируют следы прежнего наглядного опыта, и отвлеченный принцип не формируется.
В отличие от этого маленький ребенок 3-4 лет легко схватывает этот принцип и уже через несколько попыток тянется к той баночке, которая соответствует принципу перемещения приманки на следующее место.
Таким образом, в отличие от животных, человек обладает отвлеченным рациональным опытом. Эта черта - способность человека переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания.
Таким образом, можно дать еще одно определению сознания: сознание есть высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.
Л. С. Выготский так сформулировал основную задачу изучения проблемы сознания: «Для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека».
2. ВадГТТабадёа аё'иоа? Т адаёТТпаудё ТС0ёаГёу ё удиёа
Можно выделить четыре основных гипотезы о соотношении мышления и языка.
Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия тождественны, хотя удобнее говорить о их синонимичности: ибо ничто не есть язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика. Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без языка. Говорение (речевая деятельность) приравнивается к озвученному мышлению, невыраженное мышление - к внутреннему говорению.
А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь».
«Без речи, - писал И. М. Сеченов, - элементы чувствительного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род реальности (конечно фиктивной), и составляет поэтому основное условие мышления нечувственными образами».
|
|
Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают слова, а иногда так и не находят. В практике говорения имеются также примеры ложных высказываний (при правильных мыслях).
Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). Согласно данной гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не является результатом другого.
Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без мышления. Речевая деятельность, по мнению Г. П. Мельникова, меняет состояние сознания, но это изменение может протекать и без участия языковых знаков, например, под воздействием сигналов, получаемых от органов зрения, осязания и т.п. «Следовательно, речевая деятельность всегда сопровождается мыслительными процессами, но мышление может протекать независимо от языковых процессов. Именно поэтому одно и то же понятийное содержание может быть выражено различными языковыми средствами».
Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно этому тезису, всё, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах (звукоряды, графические знаки и т.п.), никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Однако мышление как процесс протекает в формах собственного языка. Психологи называют этот процесс внутренней речью, имеющей предикативную структуру, которая преобразуется во внешнюю - в речь.
В этой группе можно выделить две разновидности:
1)язык и мышление не имеют ничего общего. Подлинное понимание мира может быть осуществлено только в мышлении свободном от языка, хотя не исключено, что язык в состоянии сделать мышление более экономичным, послужить ему опорой, однако в этой роли способна выступать и другая знаковая система;
|
|
2)язык не имеет никакого положительного влияния на мышление. Так называемые вспомогательные средства для обозначения и фиксации мышления служат помехой. Точно также и передача познанного осуществляется в языке весьма несовершенным образом.
Гипотеза IV. Язык - это не мышление, и мышление - это не язык. Согласно данному положению, язык и мышление - разные типы поведения. Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает. Так, Э. Ленне-берг убежден, что интеллект и речь, интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны и друг от друга не зависят.
Но все же зависимость данных феноменов при относительной автономности подтверждается большинством исследователей. Так, в общих чертах представляется совокупность существующих мнений относительно связей мышления и языка.
Все четыре гипотезы небезосновательны и имеют право на существование. Однако в любом случае невозможно отрицать наличие тесной связи между процессами мышления и функционированием языка.
Отношение мысли к языку проявляется в том, что человек изобретает и создает те или иные формы речи, формы и способы языкового выражения. Мысль, обращенную на речь и язык, т.е. мысль о языке, называют языковым мышлением.
Мысль воплощается в слове не стихийно, а осознанно. В слове наша мысль делает значащими все более тонкие структуры. Осмысление, осознание, ощущение своей речи человеком как процесса языкового мышления развивается, затрагивая все новые детали строя языка.
Осмысление речи принято делить на распознавание речи и понимание речи. Распознаванием называют узнавание материальной формы речи (знака). Пониманием называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того, каким образом он выражен.
Тесная связь между языком и мышлением может быть обоснована и тем, что структурное и понятийное значения тесно связаны между собой. Дж. Ферс полагал, что значение может быть раскрыто при помощи контекста ситуации, которая включает в себя не только саму обстановку речи и собеседников, но и окружающие предметы, социальный и культурный опыт говорящих.
«Содержание, - пишет Г. Глисон в работе «Техника семантики», - вне его структуры не поддается какому-либо обобщению. Субстанцию содержания составляет, несомненно, вся совокупность человеческого опыта».
Процесс мышления заключается в образовании всё новых связей между различными представлениями и понятиями, для него характерна постоянная «текучесть». Наша речь состоит из таких единиц, как тексты, фразы, слова, которые устойчивее, консервативнее, чем понятия, и в этом смысле менее адекватно отражают процесс развития действительности. (За тысячи лет форма дома необычайно изменилась, но сам звуковой комплекс ДОМ ничего не говорит об этих изменениях и не выражает их).
Между понятиями и образами в речи и лексическими понятиями устанавливаются сложные и многоаспектные связи. В этих связях, несомненно участвуют как и другие семиотические системы, так и предметный мир, отражаемый сознанием. Связи составляют суть отношений между процессом мышления в языковой форме и языковым мышлением, когда возникает осмысление языкового выражения.
3. АГбобаГГуу да-е-и ёаё ёГподбТаГо 1й0ёаГёу
Слова внутреннего языка - запас энграмм (следов ранее полученных впечатлений), которые позволяют, оперируя ими сформулировать любую доступную человеку мысль или отразить окружающий мир. Подчеркнем различие между словами, используемыми в речи и словами, которые образуют внутренний язык. Слова внутреннего языка могут отражать любое явление, с которым сталкивался человек с момента начала внутриутробного развития и в течение всей жизни. Некоторые слова внутреннего языка могут быть однозначно вербализованы. То есть, таким словам внутреннего языка соответствуют лексемы из языков, которые человек знает. Некоторые слова внутреннего языка не имеют вербальных аналогов и могут быть описаны более сложными речевыми конструкциями. Слова внутреннего языка связаны между собой ассоциативными связями (характер и природа этих связей будут показаны ниже). Ассоциативные связи имеют двухсторонний характер, что позволяет осуществлять ассоциативный переход как от первичных понятий к вторичным, так и наоборот. Под первичными понятиями понимаются те слова внутреннего языка, которые сформировались ранее и послужили основой для формирования более поздних слов. Каждое слово внутреннего языка существует не само по себе, а как набор ассоциативных связей с другими словами внутреннего языка, изначально сформировавших это понятие, или впоследствии его обогативших. Словам внутреннего языка можно сопоставить вполне конкретные конструкции, построенные на нейронных сетях (более подробно эту мысль мы попробуем развить ниже). Слова внутреннего языка сформированы из более элементарных образований, которые можно трактовать как конкретные воспоминания о каких-либо событиях. Таким образом, слово внутреннего языка можно рассматривать как условное понятие, объединяющее в себе элементарные воспоминания с их ассоциативными связями, объединенные по тому принципу, что они относятся к одному и тому же явлению.
Введем понятие - текущее представление. Текущее представление - общий набор слов внутреннего языка с учетом его состояния, то есть активности, частичной активности или неактивности его слов. Под активностью мы понимаем возбуждение хотя бы части нейронов, входящих в состав нейронной структуры, соответствующей слову внутреннего языка.
В текущем представлении находит отражение как информация, получаемая извне, через органы чувств, так и мысли и переживания. При этом сенсорная информация приводит к активации элементарных слов внутреннего языка, картина активации которых ложится в основу процесса распознавания, то есть активации слов внутреннего языка ассоциативно связанного именно с этой «картиной». Процесс такого распознавания может быть многоуровневым, например, узнавание человека можно условно разложить на три уровня: первое, выделение набора элементарных пространственно-геометрических, цветовых понятий, второе, распознавание объектов человеческого лица и их признаков (нос, глаза, уши и тому подобное), третье, узнавание по этому набору признаков конкретного человека. Как иллюстрацию того, что распознавание происходит по такому принципу, а не методом сравнения фотографических образов, можно привести два примера. Первое, люди легко распознают, кто изображен на шарже, несмотря на то, что все геометрические размеры, пропорции грубо нарушены, но сохранены или даже гипертрофированно выделены основные признаки, образующие внешность. Второе, европеец с трудом различает лица азиатов и наоборот, что можно объяснить отсутствием слов внутреннего языка, соответствующих тем отличительным нюансам, которые свойственны для внешности людей другой расы. При этом, более-менее продолжительное общение и соответственно формирование необходимых воспоминаний (слов внутреннего языка) позволяет без труда научиться различать другие лица.
Таким образом, в текущем представлении, оперирование происходит не исходной сенсорной информацией, а словами внутреннего языка, относящимися к разным уровням распознания, отражающими происходящее явление.
Текущее представление не является стационарным. Распространение возбуждения от активных участков мозга и возбуждения за счет ассоциативных связей новых слов внутреннего языка приводит к переходу к новому состоянию текущего представления. Смена таких состояний образует эволюцию текущего представления. Смена текущего состояния происходит как из-за смены внешних раздражителей, так и за счет вовлечения в процесс возбуждения новых слов внутреннего языка, ассоциированных с ранее возбужденными, а также торможения - полного или частичного - ранее активных слов.
Текущее представление в каждый момент времени содержит в себе картину того, как человек отражает окружающий мир, как он на него реагирует, что он думает и какие эмоции у него это порождает. Информация о текущем состоянии текущего представления выходит за его пределы через моторные реакции организма и расширенную внутреннюю речь.
Расширенная внутренняя речь - совокупность всех представлений, моделирований, которые происходят у человека. Основные каналы представлений - это:
- визуальный - возможность представить «про себя» какой-либо образ, картинку;
- аудиальный - возможность услышать «про себя» какие-либо звуки, например, напеть «про себя» музыку;
- кинестетический - представить ощущения, связанные с телом человека;
- эмоциональный - передать те эмоции, которые в данный момент присутствуют в текущем представлении.
- внутренняя речь - проговор каких-то мыслей «про себя» на каком-либо языке.
Внутренняя речь может продолжаться во внешнюю речь.
Можно отметить изображенный на схеме непрерывный процесс «циркулирования» информации: формирование расширенной внутренней речи, в том числе просто внутренней речи, получение информации от органов чувств, осознание, изменение текущего представления под действием поступающей информации и в результате внутренних ассоциативных процессов (эволюция текущего представления).
Надо особо подчеркнуть, что излагаемое понимание внутренней речи принципиально отличается от той трактовки, которую ей давал А.Р. Лурия, который считал, что внутренняя речь имеет отличие от внешней речи, сокращенное по отношению к ней строение, придавая ей планирующую и регулирующую функцию («Язык и сознание» А.Р. Лурия). Внутренняя речь в данном случае, - это именно проговаривание «про себя», привязанное к каком-то конкретному языку.
Таким образом, внутренняя речь позволяет человеку «понимать», что он существует, «понимать», что именно он видит и слышит и о чем он думает.
АТТбТпи ё даааГёу аёу ТапбаэааГёу
1. В чем проблема соотношения языка и мышления?
2. Какая гипотеза взаимосвязи мышления и языка, на ваш
взгляд, наиболее обоснованна?
3. Что такое сознание?
4. Априорно, то есть и без особых доказательств ясно, что язык и мышление связаны друг с другом. Но совершенно не очевиден характер этой связи: то ли мышление сначала формируется в психическом аппарате человека, а потом «соединяется» с возникшим языком, то ли, наоборот, возникающий язык становится базой для развития мышления. А может, они формируются одновременно, стихийно влияя друг на друга? В каком виде существует наш естественный язык в сером веществе нашего мозга?
5. Каково же соотношение речи и процессов мышления с действительностью?
6. «Мысль изреченная есть ложь», - сказал поэт. И действительно, мы часто испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного. И наоборот, как часто мы убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказываниями не скрывается никакого содержания. Как же формируются и формулируются высказывания? Ученик Выготского С.Л. Рубинштейн сказал: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем». Согласны ли вы с таким утверждением?
АиТёГёОаёиГау ёёоабаобба
1.Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. - М., 1984.
2.Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.
3.Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М., 1999.
4.Мышление и язык. - М., 1997.
5.Найт, С. Руководство по НЛП / С. Найт. - СПб., 2000.
6.Панфилов, В.З. Взаимоотношение языка и мышления / В.З. Панфилов. - М., 2003.
7.Портнов, А.Н. Язык, мышление, сознание: психолингвистические аспекты / А.Н. Портнов. - Иваново, 1988.
8.Рубинштейн, С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении / С.Л. Рубинштейн // Вопросы языкознания. 1957. - № 2. - С. 13 - 29.
9.Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский; пер. с англ. -М., 1972.
10. Эйчысан, Дж. Гаварюя ютоты. Уводзшы у гапхалшгвютыку /
Дж. Эйчысан. - Мшск, 1995.
Аёааа 7. 1АЦА13 ТЙЁ0 1ЁЁГААЁЙ0ЁЕА. ОАюАОЁхАЙЕАВ 'ГЙЁСнЁЁГААЁЙОЁЕА. ТвЁЕЁААГАЗ '''ЙЁ0 1ЁЁГААЁЙ0ЁЕА. здиЕ1А1Ё / вАхАА1[ё 1А0АГЁд7 хАЁ1ААеА
1. Основные проблемы общей и частных ПЛ. Задачи теоретической ПЛ. Прикладная ПЛ.
2. Различные трактовки понятия «механизм». Фундаментальные механизмы психической деятельности человека. Механизмы речевой деятельности. Понятие языкового / речевого механизма человека.
3. Основные принципы функционирования языкового / речевого механизма человека. Различные подходы к описанию работы языкового / речевого механизма человека.
1. ТпГТаГиа ГдТаёаТи Тайаё ё -апОГиб Ё. дааа-ё ОаТдаОё-е-аПёТё Ё. ГдёёёааГау Ё
В настоящее время выделяют общую психолингвистику и частные психолингвистики.
Общая психолингвистика исследует факты языкового сознания, которые характерны всем носителям данного языка вне зависимости от особенностей их речевого опыта. В качестве объекта рассмотрения берется некий усредненный образ взрослой здоровой (в физическом и интеллектуальном отношении) языковой личности.
Частные психолингвистики изучают разные области развития, функционирования языка в речевом поведении и деятельности (возрастная психолингвистика, конфликтная психолингвистика, патопсихолингвистика, инженерная психолингвистика и т.п.).
Задачи теоретической ПЛ - анализ внутренней организации речевых действий и их обусловленность языковой способностью человека.
В рамках этого теоретического подхода выделяют следующие направления:
1. Моделирование речевой деятельности (Московская ПЛ школа).
2. Психосемантика.
3. ПЛ исследование внутреннего лексикона.
4. Рефлексивная ПЛ.
5. ПЛ развития.
6. Этнопсихолингвистика.
7. Психопоэтика.
Первое направление мы уже подробно рассматривали выше, поэтому рассмотрим иные направления.
Психосемантика - это раздел ПЛ, в котором изучаются модели языковой способности человека, т.е. отслеживается связь между личностью человека и продуктами его речевой деятельности (порождение и восприятие речи). Наиболее видные представители этого направления: Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев.
ПЛ исследование внутреннего лексикона направлено на изучение когнитивных ПЛ моделей, т.е. выяснение того, какие механизмы лежат в основе кодирования и декодирования речи, что движет человеком, порождающим тексты и воспринимающим их. Основоположник этого теоретического подхода - А.А. Залевская.
Рефлексивная ПЛ определена А.А. Леонтьевым как «ПЛ психолингвистики». Она направлена на моделирование не спонтанных речевых процессов, а таких, которые осуществляются с участием сознания. Проще говоря, это ПЛ сознательно контролируемой речи. (А.А. Леонтьев, Л.А. Чистович, Е.Д. Божович.)
ПЛ развития изучает процессы формирования языковой способности и особенности речевой деятельности в онтогенетическом развитии человека. Обычно она отождествляется с психолингвистическими исследованиями детской речи, но ими отнюдь не исчерпывается.
Этнопсихолингвистика сосредоточена на выявлении конкретно-языковой и национально-культурной вариантности языковой способности и речевой деятельности.
Свою специфику имеет ПЛ художественной, в особенности поэтической речи - так называемая психопоэтика. (В.П. Белянин, А.П. Журавлев, Н.В. Павлович.)
В отличие от теоретической лингвистики прикладная ПЛ призвана, с одной стороны, экспериментальным путем подтвердить существующие гипотезы, а с другой, - решить свои практические задачи.
ТпГТаГйа ГаТдааёаГёу ТдёёёааГТё \Ё
1. Обучение языку (родному, второму языку в условиях билингвизма, а также обучение иностранному языку как вне языковой среды, напр., в школе, так и среди носителей этого языка).
2. ПЛ в инженерной психологии. Основные проблемы: 1) опознание речевого (графического) сигнала и принятие решений на этом уровне. Они важны для создания систем передачи речи по каналам связи, для разработки процедур автоматического распознавания речи; 2) создание разного рода автоматических систем, обеспечивающих диалог (интерфейс) с человеком-пользователем; 3) смысловое восприятие речи и преобразование текста в другие формы (автоматический перевод, шифровка и дешифровка); 4) речевые характеристики личности, используемые для определения психических состояний, напр., состояния эмоционального напряжения.
3. ПЛ в криминалистике и судебной психологии (речь как источник информации в следственном процессе, т.е. установление личности автора текста и получение ПЛ характеристики данного лица).
4. ПЛ речевого воздействия. Речевое воздействие - воздействие на психику отдельных людей и целого общества с целью изменения социальных приоритетов, стереотипов через средства массовой информации (радио, ТВ, пресса, листовки, компьютерные программы, реклама, лекции, публичные выступления и пр.).
5. Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях не-сформированности или распада личности.
Выше были классифицированы формы речевой патологии. Вспомните, каковы они.
Примеры речевых нарушений, связанных с патологией личности, сознания:
-нарушения речевой деятельности при прогрессивном параличе (одном из вариантов сифилитического психоза): затрудненная артикуляция, невнятность произношения. В развитой форме - неспособность понять переносные значения слов, интонационная размытость речи.
-корсаковский психоз: резкое расстройство памяти, отражающееся и в речи (подстановка неадекватного слова на место необходимого).
-болезнь Пика или Альцгеймера: заметная стереотипность речи -высказывания состоят из одних и тех же слов и синтагм и произносятся с одинаковой интонацией.
-эпилепсия: замедленная и неясная речь, «вязкость» речи и тенденция к повтору, стереотипность, витиеватость речи, обилие слов в уменьшительной форме. При более тяжелых формах - бедность словаря (олигофазия).
-шизофрения: резонерство и обстоятельность речи, замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Семантическая разорванность или бессмысленность, обычно при сохранении грамматической целостности предложения. Например, письмо шизофреника «Сила конуса законом властно действует высотным для поднятий горизонтом во полете стилем вносным». Кроме того, повторение слов, произносимых собеседником (эхолалия). Бессмысленно выкрикивание одного и того же слова или высказывания. Как можно видеть, симптомы очень различны, что отражает многообразие форм шизофрении.
- маниакально-депрессивный психоз: «телеграфный стиль», иногда переходящий в бессвязность. Скачки идей, отвлекаемость речи на новые предметы.
Следующая форма речевых нарушений - это нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (речь глухих и глухонемых).
Очевидно, что у глухих, глухонемых и тугоухих детей практически отсутствует или сильно нарушено речевосприятие. На уровне слова речь глухонемых - речь образная, конкретная, а не отвлеченная. Чтобы понять глухонемого, надо представить себе его слова в зрительном поле, надо мысленно видеть содержание его речи. отсутствует ориентировка на грамматические формы слов.
Особенности речи глухонемых изучены довольно хорошо (работы В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Шиф, Ричарда Блэнтона).
Совершенно особую проблему представляет собой речь сле-поглухих. В отличие от обучения глухих, здесь в качестве основы выступает жестовая речь. Об особенностях жестового языка сле-поглухих можно узнать из работ С.А. Сироткина (он сам слепоглу-хой), А.И. Мещерякова, Э.К. Шакеновой.
Особенности структуры и семантики жестового языка глухих и слепоглухих в высшей степени интересны в общепсихолингвистичес-ком плане. В каком-то смысле эта проблематика является ключевой для нашего понимания когнитивного и коммуникативного аспектов речевых процессов. Однако собственно психолингвистический анализ жес-товой речи глухих и слепоглухих в литературе пока отсутствует.
Отсутствуют также исследования особенностей словесной речи и ее восприятия у слепоглухих. В частности у них резко повышены требования к логичности и информативности воспринимаемого текста, терминологической точности употребляемых слов.
Речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития, в ПЛ плане мало исследованы. Речь идет прежде всего об олигофренах (с разной степенью тяжести дефекта - дебилах, имбецилах и идиотах) и детях с ранними органическими нарушениями, вызывающими так называемую алалию - отсутствие или недоразвитие речи.
Наиболее полно данная вид речевых нарушений рассмотрена немецким ученым Хеннером Бартелем.
Речевые нарушения, имеющие «исполнительский» характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы, представлены следующими видами:
1) дефекты речи, связанные с голосообразованием:
Дисфония (или афония) - отсутствие звучного голоса из-за
нарушений голосового аппарата. Сохранена шепотная речь.
Ринолалия (гнусавость) - нарушение тембра голоса и звуко-произношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.