Строгое обоснование такой оценки потребовало выделения специфических критериев именно человеческого языка. Набор таких критериев был предложен американским лингвистом Ч. Хокке-том и неоднократно расширялся вследствие дискуссий и критики. Среди основных признаков можно назвать следующие:
- семантичность (способность присваивать значение абстрактному символу и пользоваться им);
- продуктивность (способность создавать и понимать неограниченное число сообщений, преобразуя исходный ограниченный запас символов);
- перемещаемость (способность порождать сообщение, удаленное от его предмета и результатов во времени и пространстве, -«там», «прежде», «потом» и т. п.);
- культурная преемственность (способность передавать информацию о смысле сигналов от поколения к поколению посредством обучения и подражания, а не за счет срабатывания видоспецифич-ных (врожденных) сигналов.
Роман Осипович Якобсон выделял следующие отличия:
1) в отличие от кода животных человеческий язык способен манипулировать абстракциями и фикциями (мы можем говорить о судьбе, о роке, о карме; мы употребляем условное наклонение: если, то и пр.);
|
|
2) у животных число различающихся сигналов совпадает с корпусом разных сообщений, у человека число сигналов бесконечно, но число комбинаций сигналов абсолютно бесконечно;
3) человек использует оценочные утверждения (ах, как хорошо; пусть идет дождь);
4) человеческому языку свойственна иерархия совмещенных функций (во время речевого акта одновременно реализуется несколько функций);
5) язык - это система с «двойным членением», так как только в человеческом языке есть системно организованные двусторонние единицы (слово «стол» и конкретный вид мебели «стол») и односторонние единицы (фонемы, социально значимые фигуры, которые значения не имеют, а выполняют только функцию). Знаки животных невозможно разбить на фонемы, а человеческие знаки дают бесконечное множество фонем и их сочетаний.
Выводы Якобсона тесно связаны с теорией И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.
3. А|1б1п I аб1аэаамм бабаёбаба удйё1Э1ё п'ипТаГТпбё ^аёТааёа
Языковой способностью в психологии и лингвистике считается способность человека к порождению и восприятию речевых произведений. В современной науке нет еще единого мнения в решении вопроса о характере генетической предрасположенности человека к языку. Наблюдая ребенка, мы сталкиваемся с чудом: за каких-нибудь 3-4 года он сам, практически без посторонней помощи овладевает такой сложнейшей коммуникативной системой, как язык. Трудно поверить, что у появившегося на свет младенца нет генетических предпосылок к языковой способности. Подобные соображения приводили многих ученых к гипотезе о врожденных знаниях, которые обеспечивают усвоение языка. Так, знаменитый американский языковед Ноэм Хомский предположил существование в сознании новорожденного глубинных синтаксических структур, облегчающих овладение языковой системой.
|
|
Традиция в зарубежной ПЛ, берущая начало от крупнейшего психолога Ж. Пиаже, связывает овладение языком с развитием интеллекта.
Большинство отечественных ученых склоняются к мысли о том, что корни языковой способности лежат не в самом языке, а в отношениях объективной действительности и деятельности человека.
Для того чтобы хоть немного прояснить этот вовсе не простой вопрос, рассмотрим некоторые факты.
Проблема генетической наследуемости языковой способности возникала перед людьми и в древности. Она толкала восточных владык, наделенных неограниченной властью, на жестокие эксперименты. Один из таких опытов описан в «Общей истории монголов». Некий хан Акбар захотел узнать, какой язык является самым древним. По его мысли, таким языком должен быть тот, на котором дети заговорят, даже если их не обучать никакому языку. Чтобы проверить свою гипотезу, он приказал собрать 12 грудных младенцев самых разных национальностей и заключить их в замок. Дети были отданы 1 2 немым кормилицам. Немой привратник охранял ворота замка, куда под страхом смерти никто не должен был заходить. Когда дети достигли 1 2-летнего возраста, хан велел привести их к себе во дворец. Сюда были приглашены эксперты, знатоки древнейших языков: древнееврейского, арабского, халдейского, санскрита и др. Однако результаты эксперимента удивили и разочаровали всех: дети не говорили вовсе ни на каком языке. Дети были дики и пугливы и представляли собой весьма жалкое зрелище...
На первый взгляд может показаться, способность речевой деятельности, умение пользоваться языком - биологическое, врожденное свойство человека. Однако это не так. Ошибочно думать, что ребенок овладевает речью так же естественно, как он выучивается есть пить, бегать и т.п. Собственно биологические свойства человека могут развиться и вне коллектива, а умение говорить в таких условиях не выработается. Вне общества человеку не с кем и незачем говорить.
Науке известны около сорока случаев, когда маленькие дети попадали к разным животным и росли среди них. Чаще всего взращивать детей 2-3-летнего возраста удается волкам, которые могут кормить своих человечьих приемышей полупереваренной отрыжкой съеденного мяса. Возвращение найденных «диких детей», «маугли» в человеческое общество, «очеловечение их» - дело исключительно сложное, потому что, как заметил психолингвист Леонтьев, «специфически человеческие способности и свойства отнюдь не передаются людям в порядке биологического наследования, но формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями». Так, в январе 1954 года на вокзале одного индийского городка было найдено грязное голодное человеческое существо, которое, вероятно, отстало от волчьей стаи. Оно передвигалось на четвереньках, поэтому на ладонях и ступнях его образовались толстые и твердые мозоли. Левая рука с длинными загнутыми ногтями скорее походила на звериную лапу. Это был мальчик, которого назвали Раму. Врачи госпиталя, в который поместили мальчика, пришли к выводу, что он действительно вырос среди диких животных. Раму ел только сырое мясо, запах которого чувствовал на большом расстоянии, так как обладал необыкновенно развитым обонянием. Воду лакал по-собачьи. Был очень чувствителен к электрическому свету. При приближении человека издавал злобное гортанное рычание и кусал тех, кто пытался к нему прикоснуться. Однако через три месяца Раму привык к обслуживающему его медицинскому персоналу. Затем у него возник свойственный детям интерес к игрушкам. Мальчик привык к пище, приготавливаемой людьми, начал понимать и выражать присущие человеку чувства. Но до сих пор мышление Раму остается слаборазвитым, и он не может еще воспроизводить членораздельную речь. Ученые продолжают спорить о том, как провел мальчик первые восемь лет своей жизни и как он оказался на вокзале. Этот спор мог бы решить сам Раму, но даже в 1 6 лет он еще не умел говорить.
|
|
Язык - явление не биологическое, а общественное, социальное. Человек овладевает речью в том коллективе, в котором он растет и воспитывается. Способность членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения им исторически сложившейся системы того или иного конкретного языка. Допустим, что негритянский мальчик в грудном возрасте был усыновлен русской семьей. На каком языке он заговорит? Конечно, на русском. Во внешнем облике ребенка мы не найдем ничего общего с его названными родителями. Мальчик унаследует от родителей-негров цвет кожи, курчавость волос, форму губ и разрез глаз, но говорить он будет по-русски.
Социальная сущность языка хорошо видна при сравнении его со звуковой сигнализацией животных.
Впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое) - «это первая система действительности, общая у нас с животными».
Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий и словом, т.к. огромное преимущество человека над животными заключается в возможности иметь общие понятия, которые образовались при помощи слова.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что:
1) язык не природное, не биологическое явление;
2) существование и развитие языка не подчинено законам природы;
3) физические признаки человека (например, расовые) не имеют отношения к языку;
|
|
4) языком обладают только люди - это вторая сигнальная система, которой нет у животных.
Однако необходимо отметить и факты другого порядка. Прежде всего мы можем констатировать скорость овладения любым здоровым малышом языка его родителей. Это происходит само по себе без специальных усилий со стороны взрослых. Между тем многочисленных опыты обучения животных языку людей успехом не увенчались.
Важным фактом, свидетельствующим о предрасположенности человека к звуковой коммуникации, является наличие в мозгу специальных зон, которые отвечают за порождение и формирование речи.
Еще одним аргументом, свидетельствующим о существовании наследственных механизмов овладения речью ребенком, можно считать некоторые особенности голосового развития (прежде всего наличие стадии гуления, а также стадии лепета).
В любом случае ясно, что кроме безусловных рефлексов, связанных с жизненно важными функциями (глотание, сосание, хватание и т.д.), ребенок имеет и некую программу овладения языком, «языковой инстинкт».
Теперь мы можем сделать вывод о возможной генетически передаваемой способности к языку: при том, что конкретный национальный язык по наследству не передается, способность к овладению любым национальным языком является врожденной.
4. Тпатагёа ба-е-ё бааагётт.
АтПёТааПГйё ГабёТа ба-ааТаТ бадаёбёу баааГёа
Появившись на свет, младенец испытывает то, что психологии называют кризисом новорожденности. И в самом деле, в одно мгновение изменяются все привычные условия его обитания: из влажной среды ребенок переходит в среду воздушную и т.д. как же начинают проявляться первые признаки языковой личности? Как начинается путь усвоения системы коммуникации?
Человек рождается с несомненными предпосылками. Весь первый год жизни ребенок старательно преобразует полученные по наследству рефлекторно-двигательные реакции - крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т.д. - в знаковые средства общения. Превращение рефлекса в знак можно проследить на примере младенческих криков. Объясните это на примерах.
Итак, физиологические, генетически наследуемые рефлекторные двигательные проявления становятся первыми протознаками, в совокупности образующими то, что известный специалист по детской речи Е.И. Исенина называет протоязыком, т.е. первичную дос-ловесную систему коммуникации. Отметим еще раз, что протоязык имеет невербальную паралингвистическую природу. Он состоит из жестов, мимических движений, манипуляций с предметами и т.д.
Невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые 2 года его жизни. С появлением словесного языка они не исчезают вовсе, а уходят вглубь языкового сознания становящейся личности. Уйдя вовнутрь, проязык образует базис для формирования особого языка интеллекта, который Жинкин называл универсально-предметным кодом. Позже эта система будет совершенствоваться вместе с языком, влияя на процесс порождения и восприятия речи.
Параллельно с формированием и функционированием протоязыка происходит голосовое развитие ребенка.
Йоааёё аТёТпТаТаТ бадаёоёу баааГёа
Стадия крика длится первые два месяца жизни ребенка. С физиологической точки зрения, крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на любой физический дискомфорт. Его невозможно разбить на отдельные составляющие компоненты, выделить в нем те или иные звуки. При этом вокализации новорожденного бесконечно вариативны: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, которые кричат похоже. Голосовые связки не принимают участия в порождении крика: производство звука здесь связано с работой дыхательного аппарата, в первую очередь - диафрагмы. При работе диафрагмы голосовая щель или широко открыта, или спазматически сжата.
Стадия крика имеет важное значение для координации дыхательного и голосового аппаратов; она готовит почву для последующего развития интонации голоса, для активизации артикуляционного аппарата.
Стадия гуления и гукания (2-3 мес. - 4-5 мес.). Как и крик, гуление и гукание - это реализация программы голосового развития: они не преполагают обратной связи и характерны даже для глухонемых от рождения детей. Внешне гуление представляет собой фонацию дослогового типа, монотонную вокализацию, напоминающую воркование голубя. Гукание - это короткие звуковые реакции, представляющие собой звукокомплексы типа: агу, убу, зы, экх, эбм и т.п. И гуление, и гукание развиваются на базе генетических предпосылок, которые связаны с рефлексами дыхания, сосания, глотания.
Основная функция гуления - выражение положительных эмоций. В речевом развитии ребенка гуление и гукание выполняют роль тренировки речевого аппарата.
Параллельно с гулением и гуканием в этот период голосового развития продолжает функционировать крик, который трансформируется в плач и вскрики. Плач становится средством врыажения отрицательных эмоций. Вскрики реализуются в ситуациях неожиданных отрицательных контактов с внешним миром: испуг, неожиданная боль.
Стадия лепета (4-5 - 19-20 мес.). Лепет представляет собой слоговые фонации, где чаще всего производятся удвоенные слоги типа ДА-ДА, МА-МА, БА-БА. На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках, и даже звуки, которые не свойственны человеческой речи: щелканье, бульканье, фырчание и т.п.
Голосовая эволюция в лепетный период подчинена действию имитационного рефлекса. В этом ее принципиальное отличие от гуления: теперь уже, помимо разминки мускулатуры речевого аппарата, начинает работать и слуховой анализатор. Важнейшая роль здесь принадлежит механизму, называемому эхолалией - бессознательному подражанию звукам слышимой речи ребенком речи. при этом сначала ребенок в своих вокализациях подражает самому себе. Такое явление носит название аутоэхолалия. Механизм ауто- и эхолалии реализуется на слоговом уровне: младенец повторяет не звуки и не слова, а слоги. На его основе в вокализациях ребенка появляются всем известные слова: мама, папа, няня, дядя, тетя. Сам ребенок в эти псевдослова не вкладывает никакого смысла. Взрослые позаимствовали эти звуковые оболочки для обозначения близких для малыша родственников. Подобные лексемы есть в разных языках, но могут отличаться по значению. Так, в грузинском языке дада - отец, нана - мать.
К 6-7 месячному возрасту в лепете младенцев уже хорошо представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие взрослые. Об этом свидетельствуют опыты американских ученых, записавших на магнитофон лепет детей американцев и китайцев. Запись предлагалась для прослушивания американским и китайским студентам, которые безошибочно узнавали вокализации своих соплеменников.
В развитии лепета слуховой и речедвигательный анализаторы работают во взаимосвязи. Важнейшую роль приобретает слух, который позволяет ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать (на бессознательном уровне) с ней собственное зву-копроизношение. Очень важно, чтобы родители обращали внимание на состояние органов не только речи, но и слуха именно в этот период жизни их ребенка. Недостатки слуха могут стать причиной необратимых или трудно устранимых дефектов речевого развития.
В возрасте 10 месяцев ребенок все существительные употребляет в Им. п. в ед.ч. Попытки связать два слова в фразу (МАМА, ДАИ!) появляются позднее - в полтора года. Затем ^усваивается повелительное наклонение глаголов (ИДИ-ИДИ! ДАЙ-ДАЙ!).
Считается, что когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой.
ЁГоТГаоёу ё бёо! а аТпёТаапГм ТабёТаа бадаёоёу банё
Уже в крике новорожденного намечается определенный интонационный рисунок. Интересно то, что интонация младенческого крика сохраняется и впоследствии воспроизводится в плаче детей более старшего возраста и даже в плаче взрослых (особенно женщин). Эта первая интонация становится средством однонаправленной коммуникации.
Позже, в результате взаимодействия со взрослыми, младенец усваивает и другие виды интонационной выразительности (интонация радости, удовольствия, интонация вопроса).
Развитие интонационных возможностей ребенка в дословес-ный период его речевого развития связано с расширением его социального кругозора. Наблюдения ученых показали, что в разных коммуникативных ситуациях интонация звуковых проявлений ребенка меняется. Он начинает выделять типические ситуации речевого общения в целом, как интонационно завершенные. Это свидетельствует о наличии у ребенка обратных рече-слуховых связей в системе «взрослый - ребенок».
Достаточно рано в речевом становлении особую семантическую роль начинает играть ритм слова. К 6-месячному возрасту ребенок начинает различать общий звуковой облик слова, его ритмический контур.
Наблюдения ученых показали, что реакция ребенка 7-8 месяцев на слово зависит от положения тела, от степени знакомства ребенка с окружающей обстановкой, от того, кто произносит фразу. Появление подлинного понимания слова начинается у ребенка лишь на втором году жизни. Оно связано с переходом от общего восприятия звуковой оболочки слова к фонематическому восприятию звуковой структуры слова, т. е. к идентификации звуков по их отношениям к тем или иным фонемам.
АТГбТпи ё даааГёу аёу ТапбаэааГёу
1.Каков предмет изучения возрастной ПЛ?
2.Откуда берется у ребенка языковая способность? Передается ли она по наследству или же становится результатом его психического развития?
3.Докажите социальную основу сущности языка.
4.Каковы отличия человеческой речи от кодов животных?
5.Как крик обретает знаковые функции?
6.Что такое протознаки?
7.Что Исенина называет проязыком?
8.Опишите стадии голосового развития ребенка.
9.Какова роль интонации в дословесном периоде развития речи ребенка?
1 0. Когда и почему у ребенка появляется подлинное понимание значения слова?
АГмёГёбаёиГау ёёбабаббба
1. Богин, Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека / Г.И. Богин. - Калинин, 1975.
2. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Собрание соч. / Л.С. Выготский. - М., 1984. - Т. 6. - С. 5 - 90.
3. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - М.: Педагогика-Пресс, [1930] 1993. - 224 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М., 1996.
5. Горелов, И.Н. Проблемы функционального базиса речи в онтогенезе / И.Н. Горелов. - Челябинск, 1974.
6. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М., 1985.
7. Зорина, З.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами / З.А. Зорина, А.А. Смирнова. - М., 2006.
8. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е.И. Исенина. - Саратов, 1986.
9. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период) / Е.И. Исенина. - Иваново, 1 983.
10.Лепская, Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М., 1997.
11.Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К.Ф. Седов. - Саратов, 1 999.
12. Уфимцева, Н.В. Врожденные структуры: за и против /
Н. В. Уфимцева // Биологические и кибернетические аспекты ре-
чевой деятельности. - М., 1983.
1 3. Уфимцева, Н.В. Методологические проблемы онтогенеза языкового сознания / Н. В. Уфимцева // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. - М., 2005.
14. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2000.
Аёааа 19. ВАдАЁОЁА ВАхЁ А10Е1ЁОГЁЕ1А
1. Становление фонетического строя речи ребенка.
2. Связь звучания со смыслом. Становление лексико-семантической
системы речи ребенка. Детское словотворчество.
3.Овладение морфологией и синтаксисом.
4.Теории формирования языкового сознания в онтогенезе.
5.Основные закономерности речевого развития дошкольников.
1. ЙоаГТаёаГёа оТГаоё-е-апёТаТ побТу ба-е-ё баааГёа
Ориентация на слово, попытка оперировать его значением приводит ребенка к потребности выделять и узнавать слова в речевом потоке. Это, в свою очередь, ставит его перед необходимостью овладения фонематическим восприятием, основанным на способности распознавать фонемы.
В основе фонематического восприятия лежит совместная анали-тико-синтетическая деятельность слухового и речедвигательного анализаторов речи. Процесс первичного развития у ребенка был прослежен еще в 40-е гг. ХХ в. Н.Х. Швачкиным. В опытах ученого приняли участие 1 8 детей в возрасте около 1 года (на начальной стадии эксперимента). Сам эксперимент длился в течение примерно одного года.
Прежде чем выйти в один из московских яслей-садов, ученый подобрал пары искусственных односложных слов (квазислов), которые отличались друг от друга одним звуком (фонемой - по ленинградской школе): тол - тул, бак - мак, дуп - зуп и т.д.; или наличием и отсутствием фонемы: зок - ок, бос - ос. Меняющийся согласный помещался в начале слова - в позиции, которая различается детьми раньше, чем позиция конца слова. После этого Швачкин подобрал огромное количество предметов, которые способны заинтересовать детей: кубики разного цвета, ромбики, пирамидки, конусы, диски и др.
Эксперимент проходил в виде игры (точнее серии игр). Сначала дети узнавали названия предметов. Скажем, небольшая трапеция получила название «мак», а шарик - «бак». После чего фигурки перемешивались, и детям предлагалось принести поименованный предмет. Выполняя манипуляции с объектами, дети обнаружили разную степень способности к различению имен. Некоторые пары слов они различали раньше других. Продолжительное повторение опытов позволило Швачкину установить последовательность в овладении детьми последовательно системой фонематических противопоставлений, присущих именно русскому языку. Общая схема последовательности развития фонематического восприятия звуков такова: «Сперва возникает различение гласных, затем происходит различение наличия согласных, после этого наступает различение между самими согласными. Согласные различаются в следующей последовательности: различение сонорных и артикулируемых шумных, различение твердых и мягких согласных, различение сонорных и неартикулируемых шумных, различение губных и язычных, различение взрывных и придувных, различение передне-и заднеязычных, различение глухих и звонких согласных, различение шипящих и свистящих, различение плавных и (йота)».
Как вы думаете, какие звуки являются наиболее легкими для произношения и почему?
Раньше всего дети начинают произносить звуки, артикуляция которых соответствует рефлекторным реакциям: дыханию, сосанию, крику.
Гласные: А, И, У, Э, О, наиболее труден Ы;
Согласные наиболее трудные для произнесения: Ш, Ж, Л, Р.
В процессе формирования фонематического слуха важную роль играет слуховой анализатор. При том, что речедвигательный анализатор тоже оказывает определенное воздействие на порядок овладения фонемами, формирование фонематического слуха идет по пути от грубых слуховых дифференцировок (различий) ко все более тонким. К концу 2-го года жизни фонематический слух у нормально развивающегося ребенка оказывается полностью сформированным. Для овладения же правильным произношением может потребоваться еще несколько лет.
Итак, сначала ребенок овладевает чисто внешней (т.е. звуковой) структурой знака, которая впоследствии, в процессе оперирования знаками, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению.
В целом же говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно только при достижении ребенком 6 лет.
Овладение фонетической структурой речи происходит не изолированно: ребенок усваивает не отдельные звуки, он стремится различать в речевом потоке окружающих слова и использовать их в своей активной речи.
2. 1\1ауди даб-е-аГёу пТ пТйпёТТ. 1\1бамаёаГёа ёаёпёёТ-патаГбё-апёТё пёпбаТй ба-е-ё баааГёа. АабПёТа пёТаТбаТб-апбаТ
Дети имеют богатый словарный запас еще до того, как начинают говорить. Хотя дети, как правило, начинают говорить в возрасте около 12 месяцев, их мозг приступает к обработке определённых аспектов языка гораздо раньше. К тому времени, когда они начинают осознанно разговаривать, на самом деле младенцы уже знают сотни слов. Малыши обладают уникальной возможностью различать фонетически звуки в речи, но со временем они теряют эту способность для других языков, кроме своего родного. Например, 6-месячный ребёнок может выявить разницу между аналогичным звучанием согласных хинди и тех, что не найдены в английском языке, но в 1 2 месяцев эти навыки утрачиваются.
Исследователи решили выяснить, каким образом малыши обрабатывают согласные и гласные целых слов. Оказалось, что в младенчестве дети узнают не только отдельные звуки речи, но и слуховую форму слов, то есть не только осознают единицы, составляющие слова, но и полностью слово. Эти помогает детям увеличивать свой словарный запас и в конечном итоге разрабатывать грамматику. Хотя малыши могут не знать, что означают слова, уже в 8 месяцев начала обучения фонологической форме слов они в состоянии признать их среди незнакомых слов. Ещё один интересный вывод, сделанный экспертами Пенсильванского университета /США/, состоит в том, что маленькие дети различают долгие и короткие гласные и интерпретируют их разницу в соответствии с правилами своего языка. Начиная с первых дней своей жизни, мозг ребенка собирает информацию об окружающей действительности и начинает распознавать, каким образом используются те или иные языковые формы.
Развитие активной речи ребенка несколько запаздывает по сравнению с речью пассивной. Иными словами, дети раньше начинают понимать речь, нежели обретают способность передавать информацию вербально.
Первые слова, которые произносит ребенок, - это псевдослова, возникшие в лепетную стадию голосового развития. Мы уже показывали характер их возникновения и развития.
Кроме слов лепетного происхождения, в словарь ребенка входят звукоизобразительные элементы, которые иногда называют нянькиным языком: гав-гав - собака, би-би - машина, ням-ням - кушать. Слова эти, как показали исследования Шахнаровича, отражают фундаментальное свойство первых наименований - стремление приблизить звуковую форму к обозначаемому предмету или явлению. В слове маленький ребенок ищет буквального отражения действительности, поэтому в своих номинациях он неосознанно использует законы фоносемантики, о которой у нас уже шла речь. Звукоизобра-зительные слова появляются в речи детей где-то после года (у девочек, как правило, раньше, чем у мальчиков). По своей природе эти слова подразделяются на звукоподражания и идеофоны.
Звукоизобразительные элементы помогают ребенку перейти к словам-знакам, форма которых, как правило, со значением не связана напрямую.
Рост активного словаря наблюдается со второго года жизни ребенка. Если годовалые дети располагают 9 словами, 1,5 дети - 39, то к 2 годам словарь достигает до 300 слов. Имена сущ. составляют 63 %, глаголы - 23 %, другие части речи - 14 %, союзов нет. Словарь очень быстро расширяется, новые слова появляются каждый день. Уже к 4 годам словарный запас - 2000 слов.
Статус значения слова заключается в том, что оно находится между мыслью и формой слова.
Психологическая структура значения определяется не столько тем, что означает слово по словарю, сколько тем, какова система соотношения слов в процессе их употребления, в речевой деятельности. Структура значения слова определяется тем окружением, в которое оно попадает в речи, и тем, какое свойство объекта отражает. Поэтому всякий раз, именуя какой-либо предмет или действие, ребенок относит его к определенному классу предметов или действий.
Значения, которые ребенок вкладывает в свои первые лексемы, развиваются одновременно с развитием его мышления. Соотнося слово с предметом или явлением, ребенок поначалу не может выделить существенные признаки обозначаемого понятия. В случае, когда взрослый просит «принести птичку», ребенок приносит и игрушечную птичку, и фарфоровый шарик с выступом, напоминающим носик птички. Слово «гав-гав» сначала относится к конкретной собаке, потом ко всей пушистой живности (собакам, кошкам, хомякам).
Действия с предметами способствуют формированию в сознании ребенка обобщающей функции слова. От конкретно-действенного ребенок переходит к конкретно-образному мышлению. Вместе с этим постигает обобщающее значение разных предметов.
Однако ребенок с трудом определяет слова с абстрактным компонентом типа животное, мебель, работа. Несмотря на прогресс в языковом развитии, слова для трехлетнего ребенка продолжают оставаться конкретными:
- Завод - это где труба. Завод - это место, где работает папа.
Особо нужно сказать об овладении ребенком переносным значением слов. До 3 лет, а зачастую и довольно долго после этого основой мышления ребенка выступает наглядно-действенное мышление. Поэтому ребенок не способен понять даже стертые метафоры, которые употребляют взрослые.
-Почему говорят, что дождь идет? У него что, ножки есть?