Глава 2. Основы психолингвистики 18 18 страница

Родной язык - это не «врожденный» язык (такого нет и не мо­жет быть: многократно описаны случаи, когда дети одной нацио­нальности воспитывались в семьях другой национальности и с са­мого начала говорили на языке семьи). Но это и не язык родителей, тем более если семья смешанная. По А.А. Леонтьеву, родной язык (в самом общем значении) - это тот язык, на котором ребенок про­изнес свои первые слова.

Совершенно очевидно, что только человеческое общество де­лает ребенка существом «разумным» и самостоятельно говорящим. При этом, несмотря на определенную ограниченность развития интеллектуальных способностей ребенка возрастными «рамками», он овладевает сложнейшей структурой родного языка за какие-ни­будь 5-6 лет. Сталкиваясь с новым для него явлением родного язы­ка, ребенок довольно быстро «подводит» его под уже известные ему «грамматику» или «лексический класс» слов практически без пе­дагогической помощи взрослого. Ребенок достаточно быстро ста­новится полноправным членом своего социального - культурного и языкового - сообщества, овладевает способностью производить и понимать множество новых для него, значимых предложений на языке, которым он овладевает. Отметим при этом, что процесс ос­воения речи ребенком принципиально отличается от процесса ос­воения второго языка взрослыми, который не является предметом нашего рассмотрения в данном пособии.

В целом же, онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса об­щения взрослых и ребенка, с другой - процесса развития предмет­ной и познавательной деятельности.

2. УёпГабёТаГОаёиГиа ТаоТай ёдб-е-аГёу ааопёТё ба-е-ё а ПТГТПоааёаГёё п ба--и|э адбТпёйб. Ван-аайа Т0ёаёё адбТпёйб ё ааоаё

Мы уже говорили, что ребенок, развиваясь умственно и в ре­чевом плане, как правило, быстрее овладевает системой языка, чем накапливает и перерабатывает знания; синхронности в этих двух процессах не наблюдается. Напротив, целесообразно подчеркивать асимметрию в достижениях ребенка на когнитивном (мыслитель­ном) и речевом уровнях.

Одним из способов проверки когнитивного развития ребенка яв­ляется умение ставить вопросы и сущность вопросов (поскольку воп­росы указывают на пробелы в знаниях детей об окружающем мире).

В 1 993-95 гг. было специально исследовано формирование вопроса в онтогенезе русских дошкольников (3-5 лет). Вот какие вопросы чаще всего задают дети:

ЫааааГёу Т оаёа:

У тебя тоже есть язычок?

У меня затылок сзади. А у тебя?

ЫааааГёу Т ёааббёба:

Двери всегда есть в квартире? Зачем в окнах стекло?

Ыааа&Гёу Та бёёда:

Кто это улиц понаделывал? Трамвай сам едет?

ЫааааГёу Т ГТаТаа:

Солнцу самому жарко, да? Весной как бывает, как летом?

Зачастую языковая компетенция детей высока (могут выучить большие тексты), но когнитивная способность остается по-прежнему не глубокой.

И наоборот, Горелов проводил опыты по сборке целого изоб­ражения из фрагментов и заметил, что с этим заданием справляют­ся и дети с хорошо развитыми речевыми способностями, и дети с недостаточно хорошо развитыми речевыми способностями.

Таким образом, недоразвитость речи отнюдь не всегда свиде­тельствует о недоразвитых умственных способностях, а развитая речь - о хороших когнитивных возможностях.

Названная выше детская асимметрия развития речи и мышле­ния осложнена тем, что дети, как правило, плохо вербализуют и то, что они прекрасно знают и понимают. В частности, детям трудно бывает рассказать точно о своих собственных действиях.

Ван-ааиа Т0ёаёё

Описки, отличающиеся от орфографических ошибок, понимаются как нестандартные ошибки, возникающие при письме.

На принципе фонологического озвучивания пишущегося слова (как слышу, так и пишу) основано 20 % описок (вистибюль, позний и пр.). Значительно меньше ошибок, вызванных графическим сходством букв (напр., буквы п и т). встречаются также пропуски (лесница), перестановки (мачт вместо матч) и добавления (лутчший) букв. Описки на морфемном уровне также содержат в себе пропуски (вернуться себе) и добавления (и).

Ослышки также нередки в речевой деятельности. Они могут быть связаны с недослышкой как звуков в пределах одного слова (плот - это плот или плод), так и сочетаний звуков между словами и переразложением слов.

К числу речевых ошибок относятся паузы (они составляют до 40-50 % речи), колебания, исправления, повторы и замещения, а также оговорки. Различают следующие механизмы оговорок: подстановка, перестановка, опущение, добавление.

Оговорки на фонологическом уровне связаны преимуществен­но с заменой первых и последних звуков находящихся рядом слов (причем первые звуки меняются на первые, последние - на после­дние (хочу хазать вместо хочу сказать).

Нередко также происходит оглушение или озвончение соглас­ных, появление или пропадание фонологических признаков, харак­терных для определенного языка (например, назальности).

При этом каждая ошибка проявляется только в фонологичес­ки возможном для данного языка контексте с учетом грамматики данного языка.

Часто в речи встречаются предвосхищение, пропуск, повтор или замена слогов: челодой моловек - молодой человек.

Возможны неправильное ударение, а также перестановка слов: Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

Психолингвистами отмечается, что 87 % ошибок происходит в одних и тех же частях речи. Повторы в 90 % случаев приходятся на служебные части речи (предлоги, союзы), а также на местоиме­ния. Исправлениям же подвергаются чаще всего существительные, глаголы, прилагательные и наречия.

На появление ошибок в речи влияют и экстралингвистичес­кие факторы. Так, человеку, начавшему говорить какую-либо фра­зу, может попасться на глаза, допустим, название книги. Возникает следующая ситуация:

Фраза для произнесения: Ты хочешь сказать мне что-то, дорогая?

Книга называется «Как меня интриговали и запугивали».

Фраза звучит: Ты хочешь запугать меня, дорогая?

У нас в Беларуси возможна интерференция слов: пришел со школы, хочем гулять.

В целом ошибки речи подтверждают правомерность выделе­ния уровневой структуры языка и доказывают тот факт, что при производстве речи человек оперирует единицами этих уровней.

Т0ёаёё а банё ааоаё

В речи детей существуют ошибки, которые настолько распространены, что закономерно повторяются у всех правильно развивающихся детей.

Три основные причины нарушения языковых норм у детей:

1. Давление языковой системы. В детском языке отсутствует членение на систему и норму. Очень часто дети допускают речевые ошибки вследствие слишком прямолинейного следования системе (так называемые системные ошибки) (карандашов, рыбов).

2. Добывание языка из речи. Ребенок упорядочивает свой язык и языковую систему родного языка согласно той речи, которую он слышит. Т. е. делает это неосознанно, интуитивно. (Возможны про­сторечные наслоения, ненормативные варианты.)

3. Сложность механизма порождения речи. Чем опытнее ре­ципиент, тем богаче его долговременная память (возможность выс­траивать парадигматические и синтагматические отношения) и со­вершеннее оперативная память. Недостаточным развитием опера­тивной памяти детей объясняются многие речевые ошибки, кото­рые можно назвать композиционными.

Ёёаппёбёёабёу ааопёёб Т0ёаТё

В зависимости от отклонения от устной или письменной речи выделяют ошибки:

а) свойственные исключительно устной форме (орфоэпичес-
кие и акцентологические),

б) свойственные исключительно письменной форме (орфогра-
фические и пунктуационные),

в) свойственные обеим формам речи, а точнее - не зависящие
от форм речи (собственно речевые):

1) словообразовательные: а) образования слов по конкретно­му образцу (если рука - рукав, то и нога - ногав) б) образование слов по модели (глаг. + суфф. тель = сущ. развлекать + тель = раз­влекатель, как читатель, зритель, слушатель);

2) грамматические (морфологические и синтаксические).

В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является пост­роение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребен­ка. Например, все русские дети в определенном возрасте говорят вста-ваю, лизаю, жеваю. Такие формы не изобретены ребенком. Он по­стоянно слышит ломаю, засыпаю, засыпаешь, хватает - и ему про­ще воспользоваться одной стандартной формой глагола.

Это явление называется сверхгенерализацией - распростра­нение нового правила на языковой материал, подчиняющийся дру­гим правилам.

Так, ребенок говорит: шела (шла), один очок (очки).

Среди других наиболее типичных ошибок русских детей сле­дующие:

Употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на «-а»). Я попила чай, Я пошла - говорят и мальчики.

Неправильное изменение имен существительных по падежам. У рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов; все стулы - нет стулов.

Окончание - ом в Тв. падеже независимо от рода существитель­ных: иголком, кошком.

Ошибки в родовых окончаниях имен существительных лоша-диха (лошадь), кош (кот).

Употребление сравнительной степени имен прилагательных от имен существительных: хорошее, высокее.

3) лексические (машинистка - женщина, которая водит ма-
шину, поезд);

4) фразеологические (прелестная гадость);

5) стилистические (одежа девочки, скипятить чай).

Ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно по­правлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Педагоги полагают, что не следует переска­зывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдот, особенно в при­сутствии самих детей. Дети очень гордятся, что им удалось рассме­шить взрослых, и они начинают говорить неверно уже умышленно.

Вопросы

1. Как осуществляется связь познавательных и речевых воз­можностей в речевой деятельности ребенка и взрослого?

2. Почему, по мнению ученых, освоение языка нормально раз­вивающимся ребенком протекает спонтанно, естественно?

3. Как может быть интерпретировано с психолингвистичес­ких позиций понятие «овладение языком»?

4. Перечислите основные причины нарушения языковых норм у детей.

Вопросы

• Какие основные периоды могут быть выделены в истории становления психолингвистики?

• Какие основные проблемы исследует психолингвистика?

• Каковы сферы применения результатов психолингвистичес­ких исследований?

• Что такое речевая деятельность, языковая система, языко­вой материал, речевая организация индивида? Объясните, как с точки зрения психолингвистики проявляется взаимосвязь всех 4-х аспектов языковых явлений?

• Какие ученые (в Европе и России) высказывали мысли, со­звучные идеям психолингвистики?

• Чем объясняется динамика научных подходов в области психолингвистики?

• Как вы понимаете основные особенности психолингвисти­ческого подхода к изучению языка как достояния индивида?

• Как соотносятся между собой теоретические и эксперимен­тальные исследования в области психолингвистики?

• Какие аспекты языковых явлений представляют интерес для лингвистики, психолингвистики и психологии?

• Какие виды психических процессов взаимодействуют при общении между людьми?

• Каковы основные недочеты экспериментальных исследований?

• В чем состоят требования к взаимодействию теории и прак­тики психолингвистических исследований?

• Что можно считать ведущими принципами функциониро­вания речевого механизма человека?

• Как соотносятся мышление и речь?

• Как вы понимаете суть механизма установки?

• Как вы понимаете идею комплементарности всех речевых механизмов человека?

• С каких позиций может исследоваться значение слова?

• Что должно составлять базу для разработки психолингвис­тической концепции значения?

• Какова взаимосвязь между параметрическим, признаковым и прототипным подходами к значению?

• Какие процессы связаны с функционированием значения у индивида?

• Что может пониматься под ментальным лексиконом при разных подходах к этой проблеме?

• Каковы основные принципы организации лексикона с по­зиций разных подходов?

• Как происходит процесс декодирования речевого сообще­ния с точки зрения НЛ? Приведите примеры, демонстрирующие этот процесс.

• Как происходит процесс кодирования речевого сообщения с точ­ки зрения НЛ? Приведите примеры, демонстрирующие этот процесс.

• Перечислите виды афазий.

• Какова модель формирования речевого сообщения?

• Опишите модель восприятия речевого сообщения.

• Перечислите приемы исследования кодирования речи.

• Перечислите приемы исследования декодирования речи.

• Какова роль идиом в формировании индивидуальной кар­тины мира?

• Как фонетическое значение соотносится со значением лек­сическим?

Каковы свойства дискурса?

В чем особенность средств визуального воздействия на читателя / зрителя?

Врожденные ли НВКК? Каковы задачи этноПЛ? Что изучает гендерная ПЛ?

Возникают ли сознательные коммуникативные конфликты? Что представляют собой ролевые ожидания? Что такое коммуникативная компетенция? Каковы стратегии внутрижанрового поведения? Как протекает формирование скрытого механизма речи в онтогенезе?

• Языковая способность является врожденной или приобре­тенной?

• Что способствует зарождению деткого словотворчества?

• Что понимается под речевой ошибкой?

• Как можно классифицировать речевые ошибки?

Вопросы

1. Психолингвистика: объект, предмет, основные проблемы. Психолингвистика и традиционное языкознание.

2. Язык, речь, речевая деятельность. Языковой / речевой ме­ханизм человека.

3. Специфика материла психолингвистических исследований.

4. Основные группы ПЛ методов. Анализ экспериментальных методов ПЛ исследований.

5. Психолингвистика как экспериментальная наука. Отличи­тельные черты психолингвистики.

6. Теоретическое и практическое значение психолингвистики.

7. Принципиальные возможности психолингвистического эк­сперимента. Понятие «отрицательного» языкового материала.

8. Психолингвистические идеи до возникновения психолинг­вистики

9. Периодизация развития психолингвистики и классифика­ции ее ведущих научных направлений.

I 0. Психолингвистика первого поколения (ассоцианистское направление в психолингвистике 50-х гг).

II. Психолингвистика второго поколения (трансформациони-
стское направление в психолингвистике 60-х гг).

1 2. Психолингвистика третьего поколения.

1 3. Источники возникновения американской ПЛ. Ведущие на­учные направления американской ПЛ (общая характеристика).

1 4. Теория речевой деятельности. Лингвистические, психоло­гические и физиологические истоки российской ПЛ.

15. Речь и мышление.

1 6. Внутренняя речь как инструмент мышления.

1 7. Основные проблемы нейролингвистики. Виды нейролинг-вистических афазий.

1 8. Механизмы речевой деятельности. Принципы и подходы к описанию работы языкового / речевого механизма человека.

1 9. Лексикон человека. Специфика единиц лексикона человека.

20. Проблемы фоносемантики. Синестезия.

21. Механизмы функционирования слова как единицы лексикона.

22.Экспериментальное изучение слов и групп слов. Значение слова и возможности его описания.

23.Текст как высшая единица речемыслительной деятельнос­ти человека. Свойства текста.

24.Своеобразие вербальных форм речевой коммуникации. Текст. Дискурс.

25.Невербальные компоненты коммуникации.

26.Теоретическая ПЛ. Основные направления прикладной ПЛ.

27.Проблемы этнопсихолингвистики.

28.ПЛ межличностного общения. Трансакционный анализ Э. Берна.

29.ПЛ конфликтология. Коммуникативный конфликт.

30. Онтогенез речи. Предмет изучения возрастной ПЛ. Вопрос
о врожденном характере языковой способности человека.

3 1. Основные этапы развития детской речи. Речевые ошибки детей и их предупреждение.

32.Речевые ошибки. Их классификация.

33.Нарушения и дефекты речи (ПЛ аспект).

34.Тенденции в современной психолингвистике.

35.Речевая организация индивида.

36. Основные особенности психолингвистических подходов к
изучению языка как достояния человека.

37.Концепция Сибеока-Осгуда.

38.Стохастическая модель производства речи.

39.Модель непосредственно составляющих.

40. Модель порождения речи Леонтьева-Ахутиной.
41. Методы косвенного исследования семантики.

42.Ассоциативный эксперимент в психолингвистике.

43.Специфика единиц ядра лексикона человека.

44.Восприятие текста. Опоры понимания текста.

45.Межполушарная асимметрия головного мозга.

46.Патология речи. Речь больных с афазией как материал пси­холингвистических исследований.

47.Основные типы афазий. Локализация в мозгу языковых механизмов по данным афазиологии.

48.Нейролингвистические приемы исследования кодирования и декодирования речи.

49.Структура языковой личности.

50.Языковая картина мира.

51.Средства визуального воздействия на читателя / слушателя.

52.Проявление творчества в речевой деятельности.

53.Языковая игра.

54.Предмет и задачи социальной психолингвистики.

55.Гендерный аспект психолингвистики.

56.Язык животных.

57.Эмоции и речь.

1. Основные проблемы нейролингвистики.

2. Нейролингвистический анализ порождения речи.

3. Нейролингвистический анализ восприятия речи.

4. Язык и сознание.

5. Речь и мышление.

6. Внутренняя речь как инструмент мышления.

7. Речевая деятельность: структура и компоненты.

8. Особенности становления и развития психолингвистики в разных странах в 50 - 60-х гг.

9. Современные направления психолингвистики.

1 0. Психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев). 11. Речевая деятельность и другие виды деятельности. 1 2. Язык, речь, текст.

1 3. Формирование и формулирование высказывания. 1 4. Модели и механизмы производства речи. 1 5. Механизмы восприятия слова. 1 6. Методы анализа текста.

1 7. Количественные и качественные расхождения между слы­шимым и услышанном при восприятии речи со слуха.

1 8. Комплементарность речевых механизмов человека. 1 9. Механизмы речевой деятельности. 20. Лексикон носителя русского языка.

21. Специфика единиц лексикона носителя русского языка.

22.Проблемы фоносемантики.

23.Фоносемантика поэзии В. Хлебникова.

24.Фоносемантика личных имен.

25.Значение слова и смысл.

26.Моделирование процессов опознавания слов.

27.Восприятие слов. Синонимия смыслов.

28.Причины возникновения новообразований в языке.

29.Роль фразеологизмов в формировании индивидуальной кар­тины мира.

30. Языковая личность и национальный характер.
3 1. Структура языковой личности.

32.Понятие языковой личности в трудах В.В. Виноградова.

33.Этнокультурные исследования языкового сознания.

34.Языковая картина мира.

35.Языковая игра.

36.Проблемы психолингвистической конфликтологии.

37.Особенности речевого поведения женщин и мужчин.

38.Язык животных.

39.Орудие и знак в развитии ребенка.

40.Основные этапы развития детской речи. 41. Овладение произношением в онтогенезе.

42.Овладение морфологией в онтогенезе.

43.Развитие значения слова в онтогенезе.

44.Овладение синтаксисом в онтогенезе.

45.Речевые ошибки детей и их предупреждение.

46.Особенности детской речи в сопоставлении с речью взрослых.

47.Гипотезы о происхождении речи в филогенезе.

48.Множественность языков и речевая деятельность.

49.Сенсорика и интеллект.

50.Личностно-деятельностный подход к обучению. 51. Билингвизм и его типы.

52.Способы создания речевой ситуации при обучении иност­ранному языку.

53.Психолингвистические проблемы перевода и межкультур­ного общения.

54.Нарушения и дефекты речи.

55.Особенности речи в состоянии эмоциональной напряжен­ности.

56.Язык глухонемых.

57.Языковая характеристика искусственного интеллекта.

58.Проблемы психолингвистики с позиций гендерного фактора.

59.Психолингвистика и искусственный интеллект.

60.Слово - высказывание с позиций психолингвистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: