Категория падежа

Падеж - обязательное средство оформления предметности. Сам термин заимствован из ст.слав, языка, где падежь - словообразова­тельная калька греч. ptosis, производного от pipto «падаю». То же в лат.: casus "падеж" при cadere "падать". Понятие «падеж», видимо, взято из терминологии игры в кости. Падеж - это форма имени, выражаю­щая его отношение к другим словам в речи. Каждая падежная форма может иметь несколько значений, организующихся в семантический комплекс, способный отражать разнообразные связи между предме­тами, действиями, качествами и т.д. в реальной действительности.

В начале XIV века из различных греческих трактатов было состав­лено в Сербии сочинение «О восьми частях слова», где определялись для церковнославянского языка пять падежей. Названия их были об­разованы путем калькирования соответствующих греческих терминов. Падеж правый (именительный) калькировал греческое orthe. В XVI веке известный грамматист Максим Грек назвал его прямым. Все осталь­ные падежные формы по отношению к правому - косвенные, так как они "отклоняются" от него (ср. склонение). Вторым падежом в тракта­те был родный (гр. genike), одна из функций которого - обозначение происхождения (подарок брата). Дательный падеж назван по одной из своих функций, связанных с глаголом дать, давать. Виновный па­деж образован от слова вина, «причина», поскольку этот падеж мог обозначать причину того или иного действия (ловить бабочку). Пятый падеж - звательный, который употреблялся при обращении. Только в XVI веке в «Грамматике словенской» Лаврентия Зизания появился творительный падеж, который указывал на деятеля, творца. В1619 го­ду в «Грамматике славенской» Милетия Смотрицкого появился седь­мой падеж - сказательный (сказать о чем-либо). И только М.В. Ломо­носов в своей знаменитой «Российской грамматике» 1755 г. заменил его на предложный, поскольку он употреблялся с предлогом.

Как же выражаются падежные значения в современном русском языке?

Значения падежа выражаются по-разному:

а) при помощи флексий: книга- им. п., книге- дат. и. предл. п., книги- им.и вин. п. мн. числа, род. п. ед. числа; изменения по паде­жам могут сопровождаться изменением места ударения: доска- доску, рука -руку и т.д.

б) при помощи предлогов. В.В. Виноградов называл предлоги «препозитивными флексиями», отмечая их большую роль в выраже­нии падежных отношений. В древнерусском языке предложный падеж назывался местным, поскольку служил для обозначения места и мог употребляться без предлога: княжилъ Новъгородъ, сиделъ Пльсковъ и т.д. Ср. дат. Иде Кыеву и др. {Лавр. лет.). Сочетания с предлогами расширяют и обогащают разнообразными смысловыми оттенками круг значений падежной формы. Двойствен­ность употребления беспредложного и предложного варианта падеж­ной формы ведет к богатой синонимике падежных конструкций. На­пример: о степи, в степи (предл. падеж), но без степи, у степи (дат. падеж) и т.д. Особую роль играют предлоги в установлении падежных отношений так называемых несклоняемых существительных: к бюро, от бюро, в бюро, без бюро и т.д.

в) значения падежей могут выражаться синтаксически: новое пальто, нового пальто и т.д. Спрос на растворимый кофе (вин. пад.) сильно вырос.

В падежной системе современного русского падежа обычно выде­ляют 6 падежей, в древнерусском языке их было 7, включая зватель­ный падеж. Некоторые ученые, например, А.И. Соболевский, считали, что ответ на вопрос о количестве падежей «не только труден, но и даже невозможен» (Цит по книге: Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -С.141.). При определении количества падежей по внеш­нему признаку (сходству или различию во флексиях отдельных падеж

ных форм) или по грамматическому значению можно насчитать раз­ное количество падежей. Так, у существительного шкаф нет совпада­ющих флексий, значит, у него 6 падежей; у существительного рука - 4, поскольку совпадают формы двух падежей (дат. руке, предл. руке); у существительных степь или мышь - 3, поскольку совпадают формы 3-х падежей (род. степи, мыши; дат. степи, мыши и предл. степи, мыши); у существительного пальто - 1 падеж, так как совпадают по форме все падежи. Следовательно, этот критерий, учитывающий внешний признак отдельных форм, нельзя использовать при опре­делении количества падежей.

Значение падежа зависит от лексического значения слова, обус­ловлено им. Так, например, твор. падеж слова берег - берегом имеет значение места (иду берегом), а слова человек - человеком [сделано человеком) - нет, и наоборот, в форме человеком есть значение про­изводителя действия, а в форме берегом - нет. Грамматическая пра­вильность того или иного сочетания тесно связана с лексическим зна­чением слова, и поэтому такие сочетания, как железное лето или стальной месяц, невозможны с точки зрения семантического содер­жания входящих в них слов, а сочетания типа холодному летом или стальным ножа - невозможны с точки зрения грамматики.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

В падежной системе современного русского языка наибольшей не­зависимостью обладает именительный падеж. Он противопос­тавлен всем остальным- косвенным падежам, фактически не выра­жает отношений между словами, отличается большой однозначнос­тью и служит для номинации. Существительное в именительном па­деже выполняет в предложении функции подлежащего - Мороз и сол­нце - день чудесный (П.) - или является главным членом односостав­ного предложения: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).

Именительный падеж может выступать в качестве одиночного или кратного определения, когда он представляет собственное наимено­вание предмета или географическое название. Чижа захлопнула зло­дейка западня (Кр.). А под городом Белая Церковь жаркий бой на заре кипит. А под городом Белая Церковь Был её любимый убит (Шест.). Кратный им. падеж как несогласованное определение объединяет несколько однородных существительных, указывающих на простран­ственные или ассоциативные связи: по дороге Москва - Ташкент, в матче Карпов - Таль и т.д.

В конструкции сравнительная степень + служебное слово чем име­нительный падеж обозначает предмет, с которым что-либо сравнива­ют: маслята вкуснее, чем подберезовики. В том же значении имени­тельный падеж выступает в сравнительных оборотах с как. Например, у И. Бродского: Не помню я чернее ничего. Как уголь были ноги у него. Он черен был как ночь, как пустота. Он черен был от гривы до хвоста.... Так черен, как полуночная мгла. Так черен, как внутри себя игла. Так черен, как деревья впереди, Как место между ребрами в гру­ди.. Как ямка под землею, где зерно. Я думаю: внутри у нас черно1.

Им. падеж выступает при различного рода обращениях: Далёкий друг! Пойми мои рыданья (Фет); Прощай, свободная стихия! (П.)

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Родительный падеж исключительно разнообразен по значениям. Вот почему некоторые исследователи выделяют здесь даже два падежа: собственно родительный (вышел из дому) и родительный раздели­тельный (выпил глоток воды).

В зависимости от употребления различают: родительный при­именной и родительный приглагольный.

Родительный приименной имеет в качестве основных значений: определительное, субъектное и объектное - и может быть представлен в следующих вариантах:

1. Родительный принадлежности выражает значение принадлеж­ности лицу или предмету: книга сестры, дом отца, ствол березы и др. Если определяемое существительное указывает на признак или свойство, то определяющее существительное в род. падеже называет лицо или предмет, которому приписывается этот признак: гнев отца, длина юбки, горечь поражения, откровенность рассказа и т.д. Если определяемое существительное отглагольное, то существительное, называющее лицо, может обозначать реального производителя дей­ствия: Казалось бы, что человеку надо, Если он на склоне лет Мо­жет вдыхать прохладу сада По пути в университет. Если книги к его услугам, А рядом, недалеко, Смех жены, и улыбка друга, и тре­пет учеников (Инбер).

Родительный принадлежности может быть заменен притяжатель­ным прилагательным: книга сестры - сестрина книга. Родительный падеж в этом случае оказывается предпочтительнее, так как он может выражать не только принадлежность, но и давать дополнительную характеристику лицу: книга старшей сестры, книга любимой сесты. В этом кроется одна из причин утраты в языке притяжательных прилагательных. Иногда возможны два значения одной и той же кон­струкции с родительным принадлежности, которые должны быть диф­ференцированы с помощью дополнительного контекста: книга Ивано­ва (Иванов - автор книги, книга принадлежит Иванову).

2. Родительный признака лица или предмета (чаще в сопровожде­нии определяемого прилагательного). Придешь ли, дева красоты, Слезу пролить над ранней урной? (П.). Есть время природы особо­го света, неяркого солнца, нежнейшего зноя. Оно называется бабье лето и в лрелести спорит с самою весною (Берг.).

При сравнительной степени род. падеж указывает на предмет, с которым сравнивается что-либо: умнее товарища, глубже Байкала, добрее сестры и т.д.

Род. падеж, обозначающий качество, может быть заменен соответ­ствующим однокоренным прилагательным: век атома - атомный век, человек дела - дельный человек, день радости - радостный день и т.д. Род. падеж качественного или количественного признака может быть выражен фразеологическим сочетанием: человек высокого рос­та, мебель красного дерева и т.д.

3. Родительный субъекта. Обозначает производителя действия, употребляемого при отглагольном существительном: пение артиста, выступление чтеца. Кукушки крик, как камешек отчаянья, все ка­тится и катится в бору (Ок.). Подобные сочетания развились, види­мо, на базе глагольно-именных сочетаний, при этом родительный па­деж соответствует именительному: Артист выступает - выступ­ление артиста.

4. Родительный объекта действия (при отглагольных существитель­ных). Обозначает тот предмет, над которым производится действие: строительство дома, оборона Севастополя. Мое открытие Аме­рики (Маяк.). В подобных конструкциях управляющее имя - носитель глагольного значения; уборка картофеля, ловля рыбы; при сочета­нии с глаголом наименование предмета становится прямым дополне­нием: убирать картофель, ловить рыбу. Объектное значение реа­лизуется и при переходных глаголах с отрицанием: Не обещайте деве юной любови вечной на земле (Ок.), а также при указании на объект, которого опасаются: бояться темноты, лишиться поддержки, стра­шиться упреков и т.д.

5. Родительный отношения. Выражает отношение какого-либо лица к другому лицу, коллективу, учреждению: студент университета, со­листка балета, рабочий завода, секретарь профкома и т.д.

6. Родительный целого. Обозначает целое, к которому другой пред­мет относится как его часть: решетка сада, рука ребенка, вершина горы, край дороги, окно дома. В количественно-отделительном значе­нии при существительных и других именах могут быть следующие раз­новидности значения род. падежа: а) значение меры, неполноты охва­та (при существительных меры или количества): глоток воды, кусок хлеба, стакан чаю. А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу {Чук.); б) значение исчисляемого предмета (при существитель­ных, называющих количество, или при числительных): два рубля, де­сяток арбузов, много шуму из ничего и т.д.

Многообразие значений род. падежа проявляется как в одном, так и в разных контекстах. Например: чтение книги (объектное), чтение мальчика (субъектное), мальчик шести лет (определительное), книга мальчика (принадлежности).

Родительный приглагольный употребляется при глаголах и служит для выражения следующих значений:

1. Родительный достигательный. Обозначает цель действия, объект желания. Употребляется при глаголах определенной семанти­ки: со значением желания, достижения цели и т.д.: добиться успеха, жаждать славы, ждать писем и др.

2. Родительный прямого объекта. Употребляется при глаголах с отрицанием не: Лев пьяных не любил, сам в рот не брал спиртно­го, но обожал подхалимаж (Мих.). При подобных глаголах может упот­ребляться и винительный падеж, если предмет мыслится как нечто целое, а не часть: не любить бабушку.

3. Родительный отложительный. Обозначает объект при глаголах со значением лишения, удаления, стремления избавиться от чего-либо и т.д.: избегать опасности, бояться темноты, лишиться возмож­ности и др.

4. Родительный разделительный. Используется, когда действие распространяется не на весь предмет, а лишь на его часть. Форма род. падежа при этом обозначает часть целого: выпить молока, ку­пить хлеба, выпить чая.

Ср. различие между вин. и род. падежами в словосочетаниях: дай мне хлеб (вещество), но дай мне хлеба (объем).

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Формы дат. падежа обозначают так называемый косвенный объект, то есть адресат действия, называют лицо (реже - предмет), для кото­рого совершается действие. Дательный падеж ограничен замкнутостью и однородностью функций тех предлогов, которые сочетаются с ним (к, по, благодаря, вопреки, согласно и др.): дорога кхраму, вопре­ки предсказанию и т.д. Употребляется при глаголе: написать письмо матери, помогать товарищу, сочувствовать сестре и т.д. В этом значении он может выступать и при отглагольных существительных: подражание старшим, звонок секретарю, помощь товарищу и т.д.

При инфинитиве или предикативном наречии, а также при безлич­ных глаголах, образованных от личных с помощью частицы -ся, дат. падеж обозначает лицо, которому приписывается данное состояние или признак. Например, в безличных конструкциях: Саше случалось знавать и печали, Плакала Саша, как лес вырубали (Некр.); Волге долго не молчится, Ей ворчится, как волчице (Хлебн.); Казалось, было холодно цветам.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Винительный падеж используется прежде всего при глаголе для выражения следующих значений:

1. Винительный прямого объекта. Форма вин. падежа служит наи­менованием прямого объекта, на которое направлено действие. В этом случае глагол называется переходным: Люблю Отчизну я, но стран­ною любовью (Л.); Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу (П.); Как сладко жить, как сладко побеждать Моря и деву­шек, врагов и слово {Гум.).

2. Винительный времени. Существительные в вин. падеже указы­вают на время (реже - пространство, количество) или на продолжи­тельность действия во времени. В этом значении формы вин. падежа могут употребляться с переходными и непереходными глаголами: Она весь день поет. Субботу и воскресенье мы проводим на даче. Лето он провел в Крыму. Он пробежал километр.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Настолько разнообразен по своим значениям, что А.А. Потебня предлагал даже выделить на его основе несколько падежей.

Творительный приименной обычно называет: а) произво­дителя, субъекта действия. Проверка тетрадей учителем; Поливка деревьев садовником; б) орудие действия: удар топором, работа пилой; в) обстоятельство действия; поездка трамваем, работа ве­черами; г) содержание действия: руководство кружком. Подобный творительный хотя и называется приименным, но выступает прежде всего при отглагольных именах.

Творительный приглагольный выражает следующие значения:

1. Значение орудия и средства действия: написано пером, не вы­рубишь топором (поел.). Старик ловил неводом рыбу (П.).

2. Значение способа действия: добиться трудом и настойчи­востью; Ты дышишь солнцем, я дышу луною. Но живы мы любо-вию одною (Ахм.)

3. Значение сравнения: О ком ты тихо плакала? Все, знать, не обо мне, пока я топал ангелом в защитной простыне (Ок.); Твоей рукой к позорному столбу Пригвождена - березкой на лугу (Цвет.). Я помню первый день, младенческое зверство,...что камнем пада­ло - и ястребом - на грудь (Цв.).

4. Значение места (по которому происходит движение), выражен­ное существительными пространственного значения: ехать знакомой дорогой, проскочить переулком. Верст этак семь пролетели по­лями, След неизвестно куда и пропал (Ник.).

5. Значение времени - существительное в творит, падеже обозна­чает время совершения действия: Шли два приятеля вечернею по­рой и дельный разговор вели между собой (Кр.).

6. Значение субъекта в страдательных конструкциях, когда фор­ма творит, падежа используется для называния реального производи­теля действия: Чины людьми даются, алюди могут обмануться (Гр.). Бурей сломало березу.

7. Значение содержания. Твор. падеж указывает на объект или область распространения действия: заниматься спортом, любовать­ся природой, увлекаться музыкой и т.д.

8. Творительный предикативный, когда он является именной ча­стью сказуемого. Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан (Некр).

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Академическая грамматика (Русская грамматика. - М.: Наука, 1982) предлагает различать два предложных падежа: изъяснительный и местный. Предложный падеж выражает: а) объектное значение (изъяс­нительное); обозначает объект при глаголах со значением мысли, речи: вспоминать о друге, думать о будущем, говорить о фильме и т.д. И долго-долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Некр.); б) значение места: в космосе, на луне и т.д. Не на небе - на земле жил старик в одном селе (Ерш.); в) значение времени: в про­шлом году; г) значение состояния: яблони в цвету, быть в хорошем настроении и т.д. Указанные два значения предл. падежа пред­ставлены в языке в сочетаниях с разными предлогами и разными флек­сиями существительного: я говорю о лесе (изъяснительное), но я живу в лесу (места).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: