II склонение

К этому склонению относятся существительные женского рода на -а, -я (стена, земля, статья, комедия), а также мужского и общего рода на (типа юноша, слуга, плакса).

Образцы существительных 2-го склонения Ед. число Мн. число

И. стена, земля, юноша, слуга стены, земли, юноши, слуги

Р. стены, земли, юноши, слуги стен, земель, юношей, слуг

Д. стене, земле, юноше, слуге стенам, землям, юношам, слугам

В. стену, землю, юношу, слугу стены, земли, юношей, слуг

Тв. стеной, землей, юношей, слугой стенами, землями, юношами, слугами

П. (о) стене, земле, юноше, слуге (о) стенах,землях, юношах, слугах

Особой оговорки требуют винительный, творительный и предлож­ный падежи ед. числа и род. падеж мн. числа этого склонения.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Формы винительного падежа, достаточно свободно образуясь от основной массы существительных женского рода и имея флексию -у, -ю (жену, стену, землю), с затруднением образуются от неодушевлен­ных существительных, оформленных увеличительным суффиксом -ина и выступающих в сочетании с согласованным определением. Слова на -ина, как известно, сохраняют род производящего слова: дом - до­мина (мужск. род). Склоняясь по второму (женскому) типу склонения, подобные существительные должны приобретать в вин. падеже флек­сию -у (домину), но в этом случае согласуемое прилагательное не мо­жет быть использовано в форме вин. падежа мужского рода, совпада­ющей с формой им. падежа, поскольку существительное неодушев­ленное (сочетание огромный домину воспринимается как неприемле­мое), и оно, как правило, меняет свою родовую принадлежность: ог­ромный домина - еижу огромную домину. Так рекомендует образовы­вать подобные формы «Орфоэпический словарь русского языка» (М., 1987.- С. 690). Именно таким образом ликвидируется своеобразное противоречие между лексическим содержанием и грамматическим оформлением слова в указанном словосочетании.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

В твор. падеже наряду с закономерным окончанием -ой, -ей упот­ребляется и старая флексия -ою, -ею, характерная для книжной, вы­сокой речи и языка поэзии. Эти две флексии дают возможность варьи­ровать форму одного и того же слова в соответствии со стилем, раз­мером стиха и т.д. Татьяна слушала с досадой такие сплетни (П.); Ты дышишь солнцем, я дышу луною (Ахм.)\ Надежда, белою руною сыграй мне что-нибудь такое, чтоб краска схлынула с лица (Ок.).

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Основное окончание -е, зиме, о комедии). Вплоть до XIX века удерживалась старая форма на у существительного земля:...ле­тит мимо всё, что ни есть на земли (Гог.). Смешно бессмертье на земли (Л.). Требуют особой оговорки и предложно-падежные слово­сочетания типа на Москве: У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве или Буду царем на Москве (П.). Некогда названия городов, наименованных по рекам, имели в местном, падеже предлог на: на Москве-реке > на Москве. Ср. у В.Даля: Была бы догадка, а на Москве денег кадка.

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МН. ЧИСЛА

Нулевая флексия у этого типа склонения является основной. Её имеет большинство существительных с мягкой и твердой основой: стран, зе­мель, деревень, бань, овец, звезд и др. Для слов типа гостья, скамья, шалунья (содержащих j после согласного в основе) нулевое окончание является основным в том случае, если ударение в им. падеже падает на окончание: скамья-скамей, если ударение падает на основу, то пе­ред j появляется и: гостья - гостий, шалунья - шалуний. В словах, содержащих перед окончанием согласный н': вишня, песня, сплетня -происходит чередование -н'//-н и появляется беглый гласный (при ну­левом окончании): песен, вишен, сплетен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь. Если согласному -н'- в основе слова пред­шествует гласный (яблоня, героиня), то отвердения не происходит: яб­лонь, героинь. Некоторые слова подобного типа с трудом образуют формы род. падежа в силу труднопроизносимого стечения согласных: пригоршня > пригоршен и пригоршней.

[[[[[[[[

Балалыкина Э.А. Современный русский язык

Окончание -ей имеют некоторые существительные (особенно с ос­новой на шипящий и мягкий согласный): ханжей, каланчей, бахчей, долей, пеней и др., а также существительные, у которых перед окончанием есть группа согласных гл-, -кл-, -хл-\ буклей, саклей, кеглей и др. Однако наряду с ними возможны и дублетные формы с нулевым окончанием: туч, крыш, свеч и др. Эти флексии могут быть параллельными: свеч-свечей, простынь-простыней, сплетен-сплетней, тихонь-тихо­ней, яблонь ~ яблоней и др. Ср. Игра не стоит свеч, но пошатнулось пламя всех свечей (Горьк.). Или: В бесплодной сухости речей Расспро­сов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки (П.), но ср. Мне ль было сетовать о толках шалунов, О лепетанье дам, зоилов и глупцов И сплетней разбивать игривую затею (П.).

Закреплению флексии -ей в род. падеже способствуют некоторые факторы: а) стремление избежать стечения согласных: притча-прит­чей; б) ударенность на конце форм мн. числа во всей парадигме: западни - западней - западнями.

От некоторых существительных с общим предметным значением или значением лица формы род. падежа образуются с большими зат­руднениями или не образуются вообще. Так, судя по данным совре­менных словарей, не употребляется форма род. падежа мн. числа от существительных: кума, сума, фата, мечта (ср. мечтаний), мольба (ср. молений), чета, юла и т.д. К числу несвободных образований можно отнести род. падеж существительных: корчма > корчем, чадра > чадр, хвала > хвал, карга > карг, кочерга > кочерег и др. На этой языковой ситуации построен известный рассказ М.Зощенко "Кочерга" (где слово кочерга удачно обыгрывается именно в форме род. падежа мн. числа, поскольку главный герой никак не может образовать эту форму, подби­рая различные варианты: пять кочерег? кочережек?). Иногда возможно вариативное употребление форм подобных существительных при од­ной несвободной: госпожа > (несвоб.) госпож и госпожей, кошма > (несвоб.) кошм и кошем.

Особой оговорки требуют слова общего рода - на -а, -я, обладаю­щие дополнительной стилистической окраской, сосновой на мягкий или шипящий согласный. Для подобных слов формы род. падежа образу­ются с затруднениями, поскольку в соответствии с правилами они могут приобретать вариативные флексии (одна из которых закономерная, дру­гая -допустимая). Например, пустомеля > пустомель (доп. пустоме­лей), разиня > разинь (доп. разиней), капризуля > капризуль (доп. кап­ризулей), тихоня > тихонь (доп. тихоней) и т.д. Одну флексию -ей име­ют существительные типа мямля > мямлей, ровня > ровней, рохля >рохлей, ханжа > ханжей и т.д. Нулевая флексия в приведенных образо­ваниях носит нормативный характер для существительных 2-го склоне­ния, флексия -ей, как известно, используется у существительных с мяг­кой основой и ударными окончаниями (либо во всей системе форм, либо в окончаниях мн. числа). Не образуют форм род. падежа и такие суще­ствительные общего рода, которые носят ярко выраженный разговор­ный характер и часто являются по происхождению заимствованными словами. Они имеют в исходе твердый согласный и изменяются по вто­рому типу склонения. Например, балда, брюзга, бука, егоза, тамада и др. Затруднения в образовании форм род. падежа мн. числа для всех подобных существительных вызваны как фонетическими моментами, так и их малой употребительностью в языке и речи.

Испытывают определенные трудности при склонении существитель­ные мужского рода, оформленные уничижительно-экспрессивными суффиксами -ишка, -ишко. Как известно, они сохраняют род того су­ществительного, к которому присоединяются указанные суффиксы: младший сынишка, старый домишко. Существительные типа сыниш­ка склоняются по 2-му (женскому) склонению: люблю младшего сы­нишку, существительные типа домишко - по первому: род. домишка, дат. домишку, твор. - домишком и т.д. Под влиянием одушевленных существительных у неодушевленных также появляются формы кос­венных падежей с флексиями женского рода: род. домишки, дат. до­мишке, твор. домишкой'1. Это связано с теми трудностями, которые вызывает сочетаемость в отдельных падежных формах указанных одушевленных и неодушевленных существительных с определяющи­ми прилагательными (поскольку формально слова на -ишка должны склоняться по второму склонению, а на -ишко - по первому).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: