Конструкторы и деструкторы
Класс может содержать любое количество функций - членов самого разнообразного назначения, но два типа функций занимают особое положение. Эти функции называются конструктором и деструктором.
Для многих объектов естественно требовать, чтобы они были инициированы (т.е. имели начальное значение, а не мусор) до начала их использования.
В С++ для упрощения процесса инициализации объектов предусмотрена специальная функция, называемая конструктором.
Конструктор – это компонентная функция, вызываемая автоматически при создании объекта класса и выполняющая необходимые инициализирующие действия.
1) Основное назначение – инициализация объектов.
- инициализация данных класса - задание им начальных
значений программно или по умолчанию,
- открытие файлов,
- перевод видеосистемы в графический режим
- вывод сообщения,
- инициализация объектов вспомогательных классов и. т. д.
2) Имя конструктора должно совпадать с именем класса.
3) Функция-конструктор не может возвращать результат, даже тип void не
допустим.
4) Функция автоматически вызывается при определении объекта, или при размещении в памяти объекта с помощью операции new.
5) Формат определения конструктора в теле класса:
< имя класса> (список формальных параметров)
{ операторы тела конструктора }
Конструктор, как и любая компонентная функция, может быть определен и вне тела класса, имея в теле класса прототип.
class T {
…
public:
T (список параметров);
…
};
T::T(список параметров) { тело конструктора}
6) Как правило, конструкторы объявляются в открытой части класса
7) Конструктор может отсутствовать, при создании экземпляров класса
компилятор автоматически выделяет под них память, хотя в этом случае
данные не инициализируются, и будут содержать мусор.
8) В определении класса могут присутствовать несколько конструкторов.
Деструктор - это функция, которая автоматически выполняется, когда экземпляр класса уничтожается.
(либо при выходе объекта за пределы своей области видимости, либо при уничтожении динамического объекта операцией delete).
Назначение – выполнение завершающих действий (напр., закрытие файлов, установка видеосистемы в исходное состояние, написание каких-либо фраз и т.д.)
Деструктор используется, например, если объект – локальный и ему динамически выделялась память, целесообразно, чтобы при выходе из блока, когда объект перестает существовать, память была возвращена системе. Желательно, чтобы память освобождалась автоматически, операцию освобождения памяти можно включить в деструктор.
Класс может иметь несколько конструкторов, но деструктор может быть только один.