Пружина; 2 - кольцо; 3 - прокладка; 4 - стакан; 5, б и 7 - фильтрующие секции; 8 - прокладка; 9 - крышка; 10 - гайка; 11 и 12 - прокладки; 13 – болт

В крышке просверлены три параллельных горизонтальных канала. По каналу б через поворотный угольник 5 топливо подводится в полости стаканов, а по каналу а через пово­ротный угольник 1 отфильтрованное топливо отводится к насосу НК-12М. Средний канал в предназначен для выпуска воздуха из фильтра в бак. Воздух и пары топ­лива могут быть выпущены через отверстие, закрытое проб­кой 10.

Топливный фильтр тонкой очистки ТФК-3:

1 - поворотный угольник трубки отвода топлива от ТФК-3 к насосу НК-12; 2 - стакан; 3 - крышка; 4 - шпилька; 5 - поворотный угольник трубки подвода топ­лива к ТФК-3 от топливоподкачивающего насоса; 6 - поворотный угольник трубки отвода топлива в систему ТДА; 7 - штуцер; 8 - шпилька; 9 - гайка: 10 - проб­ка выпуска воздуха; 11 и 12 - прокладки; 13 - картон­ная фильтрующая пластина; 14 и 15 — проставочные кольца; 16 - сетка; 17 - капроновый чехол; 18 - гайка; 19 - сальник; 20 - тарелка сальника; 21 - пружина; 22 - пробка; 23 - поворотный угольник дренажной труб­ки к клапану выпуска воздуха; 24 - поворотный уголь­ник дренажной трубки от насоса НК-12; а - канал от­вода топлива: б - канал подвода топлива; в - канал выпуска воздуха.

Топливоподкачивающие насосы. Центробежный насос БЦН-1 предназначен для создания избыточного давления в трассе подвода топлива от левого носового топливного бака к топливоподкачивающему насосу двигателя и топливному насосу подогревателя, а также для прокачки топлива через фильтр ТФК-3 и насос НК-12М пе­ред пуском двигателя после длительной стоянки.

Насос обеспечивает:

заполнение трубопроводов топливом без паровых пробок, необходимым для устойчивой работы двигателя;

выпуск воздушных пузырей и паров топлива из насоса НК.-12М и фильтра ТФК-3 через клапан выпуска воздуха или через соответствующие пробки выпуска воздуха этих узлов;

откачку топлива из системы через сливной штуцер в топ­ливные баки другой машины или любую емкость.

Насос БЦН-1 установлен на фланце, приваренном к ле­вому носовому баку так, что входное отверстие и предохра­нительная сетка находятся внутри бака, а корпус на­соса и электродвигатель расположены с внешней стороны бака.

Насос БЦН-1 состоит из центробежного насоса и электро­двигателя Д-100, смонтированных в одном узле. Основными деталями и узлами насоса являются: корпус 14, крыльчатка 9, переходник 23, сетчатый рассекатель 1, крыш­ка 22 насоса, пропеллер 6 и детали уплотнения (втулка 11, манжета 12, конус 13, пружина 20).

Топливо, находящееся в топливном баке, поступает к на­сосу через сетчатый рассекатель 1 и попадает под лопасти пропеллера 6. Приводимый в движение электродвигателем пропеллер создает подпор топлива на входе в крыльчатку 9. Производительность пропеллера превышает количество топ­лива, прокачиваемого через насос, поэтому излишек топлива выбрасывается из крышки 22 в бак.

При работе двигателя на бензине насос БЦН-1 необходимо включать за 2 мин до пуска двигателя. Насос должен работать постоянно во время работы двигателя и выключаться сразу после остановки двигателя.

При работе двигателя на дизельном топ­ливе или топливах Т-1, ТС-1 или Т-2 насос БЦН-1 вклю­чается только перед пуском двигателя для заполнения топ­ливом питающей магистрали.

Ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1 является дублирующим топливоподкачивающим устройством и при­меняется преимущественно при неисправностях в работе на­соса БЦН-1. Он служит для заполнения топливом питаю­щей магистрали перед пуском двигателя. Насос установлен на кронштейне с топливными приборами слева от сиденья механика - водителя.

Топливоподкачиваюший насос БЦН-1:

1 - сетчатый рассекатель; 2, 21 - гайки; 3 - шплинт; 4 - шайба; 5 - втулка; 6 - пропеллер; 7 – шпонка; 8, 24 - винты; 9 - крыльчатка; 10 - шайба регулировочная; 11 - втулка; 12 - манжета; 13 - конус; 14 - корпус; 15 - электродвигатель Д-100; 16 - заглушка; 17 - отво­дящий патрубок; 18 - штуцер; 19 - отражатель; 20 - пружина манжеты; 22 - крышка; 23 – переходник.

Насос состоит из корпуса 1, крышки 3, мембра­ны 2, приемного клапана 11, нагнетательного клапана 12, перепускного клапана 13 и ручного привода.

Крышка 3 крепится болтами к корпусу насоса. В прили­вах крышки установлена ось 7 ручного привода насоса. Под крышку устанавливается мембрана 2, изготовленная из бензомаслостойкой резины. Средняя часть мембраны соединена с поводком 8 привода посредством гайки 9 и двух металли­ческих пластин 10, установленных по обеим сторонам мем­браны.

Ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1:

1 - корпус; 2 – мембрана; 3 - крышка; 4 - рукоятка; 5 - болт; 6 - рычаг; 7 - ось; 8 - поводок; 9 - гайка; 10 - пластины; 11 - приемный клапан; 12 - нагнетательный клапан; 13 - перепускной клапан.

Привод насоса состоит из рукоятки 4, рычага 6 и повод­ка 8. Рукоятка соединяется с рычагом с помощью шлицев, стягиваемых болтом 5.

Перед пуском двигателя после длительной стоянки или промывки фильтра грубой очистки необходимо систему за­полнить топливом, прокачав ее насосом РНМ-1 или включе­нием насоса БЦН-1.

При перемещении рукоятки в крайнее положение мембра­на под действием поводка прогибается. При прогибе мем­браны в сторону крышки во внутренней полости насоса со­здается разрежение, под действием которого топливо из баков через насос БЦН-1 и топливораспределительный кран поступает к всасывающему патрубку насоса, открывает при­емный клапан и заполняет внутреннюю полость насоса. При прогибе мембраны в обратную сторону во внутренней полости насоса создается давление, под действием которого приемный клапан закрывается, а нагнетательный клапан открывается, и топливо через фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос и фильтр тонкой очистки поступает к насосу НК-12М. По мере заполнения системы топливом давление в ней повышается. При достижении давления 1—1,3 кгс/см2 от­крывается перепускной клапан 13, и топливо циркулирует из полости нагнетания в полость всасывания.

При работающем двигателе топливо к насосу НК-12М по­дается топливоподкачивающим насосом. В этом случае при­емный и нагнетательный клапаны насоса РНМ-1 открыты под действием разрежения, создаваемого в трубопроводе топливоподкачивающим насосом.

Топливоподкачивающий насос служит для подачи топлива с повышенным давлением в фильтр тонкой очистки и далее к топливному насосу высокого давления при работающем двигателе. Насос установлен на нижней половине картера и имеет привод от коленчатого вала двигателя. Он крепится на шестеренчатом насосе системы вентиляции картера.

Для предотвращения образования паровых пробок в топ­ливной системе при работе на бензине и исключения пере­боев в работе двигателя насос отрегулирован на давление 3,5 кгс/см2. Производительность насоса 300л/ч. Развиваемое насосом давление и высокая производительность обеспечи­вают также устойчивую работу термодымовой аппаратуры при совместной работе с двигателем.

Топливоподкачивающий насос коловратного типа. Он со­стоит из следующих основных частей: корпуса 1 (рис. 23), крышки 2, стакана 15, ротора 10, плавающего пальца 11, че­тырех лопастей 12, редукционного клапана 3 и перепускного клапана 17.

5.2.6. Топливный насос высокого давления НК-12М

Топливный насос высокого давления НК-12М дозирует топливо в соответствии с режимами работы двигателя и обес­печивает его подачу в определенные моменты рабочего цик­ла к форсункам.

Топливный насос НК-12М плунжерного типа, выполнен в многотопливном исполнении. Количество подаваемого топ­лива регулируется посредством поворота плунжера. В насосе имеется 12 плунжерных пар по числу цилиндров двигателя. Диаметр плунжера 12мм, ход плунжера 10мм.

Топливоподкачивающий насос:

1 - корпус; 2 - крышка; 3 - редукционный клапан; 4 - манжета; 5 - гайка сальника; 6 - хвостовик ротора; 7 - шлицевая муфта; 8 - кольцо, 9 - поворотный угольник; 10 - ротор; 11 - плавающий палец; 12 - лопасть; 13 - футорка; 14 - зажим; 15 - стакан; 16 - подшип­ник; 17 - перепускной клапан.

Насос расположен в развале блоков цилиндров двигателя и крепится на его верхнем картере. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 8 насоса, кулачко­вого валика 16, толкателя 12, топливных секций, зубчатой рейки 9 и зубчатых венцов 11.

Подвод масла к насосу осуществлен с помощью трубки, штуцера 14 и отверстия д в корпусе насоса. Отверстие д рас­положено в направляющей толкателя, во время работы оно периодически открывается корпусом толкателя, и масло по­дается внутрь корпуса топливного насоса. В топливном на­сосе применена проточная схема смазки.

По отверстиям е в стенках корпуса насоса и регулятора масло поступает в регулятор, откуда по штуцеру 32 слива­ется непосредственно в картер двигателя. Выступание шту­цера 32 во внутреннюю полость регулятора определяет необ­ходимый уровень масла в корпусе регулятора для нормаль­ной его работы.

Для уменьшения степени разжижения масла топливом, просочившимся по зазорам между плунжером и гильзой, в гильзе плунжера предусмотрена кольцевая канавка в и свер­ление б для дренажа просочившегося топлива во всасываю­щую полость а (полость низкого давления).

Регулятор топливного насоса обслуживания не требует.

Корректирование цикловой подачи в целях создания мощ­ности двигателя при использовании различных видов топлива осуществляется с помощью трехпозиционного упора рейки 9, позволяющего изменять выход рейки путем поворота махо­вика 19, имеющего три метки: Д— дизельное топливо; К — топливо ТС-1, Т-1, Т-2; Б — бензин.

Трехпозиционный упор состоит из корпуса 17, махови­ка 19, втулки 20 фиксатора, уплотнительных колец 23, вали­ка 24 фиксатора, гильзы 25, упора 26 с зубчатым хвостови­ком, колпачка 27, шарика 28 и пружины 31.

Топливный насос высокого давления НК.-12М:

1 - крышка регулятора: 2 - сферический подшипник; 3 - рычаг регулятора; 4 и 5 - регулировочный винты; 6 - корпус регулятора; 7, 32 - штуцера; 8 - корпус насоса; 9 - зубчатая рейка; 10 - гильза плунжера; 11 - зубчатый венец; 12 - тол­катель; 13 - букса; 14 - штуцер; 15 - пробка; 16 - кулачковый валик; 17 - кор­пус ограничителя максимальной подачи топлива; 18 - штифт; 19 - маховик; 20 - втулка фиксатора; 21 - гайка; 22, 23, 30, 33 - кольца (уплотнительные); 24 - валик фиксатора; 25 - гильза; 26 - упор; 27 - колпачок; 28 - шарик; 29 - кольцо (пру­жинное); 31 - пружина; а - полость; б - сверление; в - канавка; г, д, е - отвер­стия.

Для удобства регулировки предусмотрена фиксация упо­ра 26 в гильзе 25 шариком 28 и пружинным кольцом 29. При верхнем расположении одной из букв упор рейки топливного насоса установлен в положение для работы на соответствую­щем топливе.

При работе на смеси топлив маховик должен быть установлен в положение более тяжелого топлива.

В целях выравнивания работы правого и левого блоков двигателя по степени теплонапряженности в насосе введена дифференцированная регулировка топливоподающих секций по углу начала подачи и по цикловой подаче топлива.

Регулировочные винты 4 и 5 на корпусе регулятора рас­положены вертикально, чем обеспечивается доступ к винтам сверху.

В целях снижения температуры нагрева насоса со сторо­ны регулятора, уменьшения парообразования в топливе и до­стижения лучшего и более равномерного (по секциям) на­полнения насосных элементов топливо подводится к насосу с двух сторон через обводную трубку, а отводится из средней части корпуса насоса. Такая схема подключения топливного канала насоса к системе двигателя при организации посто­янного протока топлива обеспечивает также более полное удаление из канала насоса паров топлива и воздуха.

В корпусе насоса и в стенке ограничителя максимальной подачи топлива выполнены отверстия г для удаления избыт­ка масла из корпуса ограничителя. Трубка слива масла из насоса не устанавливается, отверстие слива в корпусе на­соса заглушено пробкой.

На насосе установлена букса 13 для подсоединения муфты закрытого типа привода топливного насоса. Муфта привода топливного насоса предназначена для соединения валика привода с кулачковым валиком топливного насоса и для ре­гулировки угла начала подачи топлива путем изменения по­ложения валика насоса по отношению к валику привода.

На двигателе В-46-6 установлена двухпозиционная муфта привода топливного насоса закрытого типа. Кожух 6 (рис. 25) муфты одним концом входит в буксу 2 топливного насоса, а другим надвигается на корпус 13 привода насоса. Полость муфты уплотняется резиновыми кольцами 10 и 15 круглого сечения. В муфту через смотровое окно крышки буксы 2 заливается масло, применяемое для двигателя.

В приводе установлена шайба 5 с упорами, позволяющая восстанавливать угол начала подачи топлива в случае его уменьшения. Угол начала подачи топлива на новом двигателе устанавливается (33±0,5)° до в.м.т. поршня первого левого цилиндра в такте сжатия в положении I шайбы 5 с упором муфты привода топливного насоса.

Привод управления топливным насосом служит для изме­нения подачи топлива в цилиндры двигателя путем воздей­ствия на рейку топливного насоса. Управление приводом мо­жет осуществляться педалью, расположенной справа от пе­дали остановочного тормоза, и рукояткой, расположенной слева от сиденья механика-водителя.

Привод состоит из педали 2 (рис. 24) с регулировочным болтом 1, педального валика 5, механизма 4 остановки дви­гателя (МОД), тяги 5, рычагов 19, 6, рукоятки 7 ручной по­дачи, зубчатого сектора 8, поперечного валика 9, продольной составной тяги 18, двуплечего рычага 17, установленного на двигателе, вертикальной тяги 16, тяги 14 с упругим зве­ном 10, возвратной пружины 15 и рычага 13 регулятора.

Механизм остановки двигателя соединен одновременно с поперечным валиком 9 и с рычагом 6, свободно сидящим на оси сектора 8. Такое устройство обеспечивает независимое управление приводом от педали и от рукоятки ручной подачи.

Муфта привода топливного насоса:

1 - корпус топливного насоса; 2 - букса; 3 - крышка; 4 - маховик со шлицевой втулкой; 5 - шайба с упора­ми; 6 - кожух с фланцами; 7 - кольцо; 8 - муфта при­вода; 9 - пружина; 10 и 15 - уплотнительные кольца; 11 - втулка привода; 12 - стопорный винт; 13 - корпус привода топливного насоса; 14 - валик привода топлив­ного насоса; 16 – планка.

При нажатии на педаль 2 валик 3 поворачивается и че­рез систему тяг и рычагов передает движение рейке топлив­ного насоса, увеличивая подачу топлива. Рукоятка ручного привода при этом остается неподвижной. При снятии усилия с педали пружина 15 совместно с пружинами регулятора воз­вращает педаль и рычаг регулятора в исходное положение.

При перемещении рукоятки 7 вперед палец рукоятки пе­ремещает рычаг 6, тягу 5 и МОД, воздействуя на рычаг 13. В этом случае педаль также перемещается. Ручным приво­дом пользуются обычно при установке минимально устой­чивой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Для удобства установки на секторе 8 расположен ры­чаг 19 с пружиной 20. Рукоятка 7 перемещается вперед до упора в рычаг 19. Если по условиям эксплуатации необходи­мо ручным приводом установить частоту вращения вала дви­гателя больше минимально устойчивой, надо подать ры­чаг 19 вперед, после чего рукояткой 7 зафиксировать это положение рукоятки 7 относительно сектора 8 подпружинен­ной защелкой. Для перемещения рукоятки необходимо нажать на нее сверху вниз, при этом защелка выходит из зацепления с зубчатым сектором, обеспечивая возможность перемещения рукоятки.

Привод управления топливным насосом:

1 - регулировочный болт; 2 - педаль; 3 - педальный валик; 4 - механизм остановки двигателя; 5 - тяга; 6, 19 - рычаги; 7 - рукоятка руч­ной подачи; 8 - зубчатый сектор; 9 - поперечный валик; 10 - упорное звено; 11 - ограничительный винт исходного положения; 12 - огра­ничительный винт конечного положения; 13 - рычаг регулятора; 14 - тяга; 15 - возвратная пружина; 16 - вертикальная тяга; 17 - двупле­чий рычаг; 18 - продольная составная тяга; 20 - пружина; А - регулировочный размер.

В привод управления топливным насосом включен меха­низм остановки двигателя МОД, который служит для авто­матической остановки двигателя при пожаре и обратном пу­ске двигателя при скатывании с уклона. Он состоит из кор­пуса 1, наконечника 2, связанного с рычагом при­вода, замка 4, шариков 3, пружины 5 и электромагнита 6.

Обычно МОД работает как жесткая целая тяга. При по­даче напряжения питания на электромагнит якорь электро­магнита вытягивает замок 4, освобождая шарики. Под дей­ствием возвратной пружины привода и пружины регулятора рычаг регулятора возвращается в исходное положение, по­дача топлива прекращается, и двигатель останавливается.

Для соединения МОД необходимо рукоятку ручной пода­чи перевести в крайнее заднее положение и подать педаль на себя до запирания замка 4 наконечником. 2.

У правильно отрегулированного привода при нажатии на педаль до упора регулировочного болта 1 в днище корпуса машины двигатель развивает максимальные оборо­ты, а при отпускании педали двигатель останавливается; при установленной рукоятке 7 привода до упора в рычаг 19 дви­гатель должен развивать 800—900 об/мин. Регулировать их стяжкой тяги 5.

Если двигатель не останавливается, необходимо укоротить тягу 5 стяжкой, при этом зазор между пальцем рукоятки 7 ручной подачи, установленной в крайнее заднее положение, и рычагом 6 должен быть не менее 1мм.

Если двигатель не развивает максимальной частоты вра­щения, необходимо:

выжать педаль до упора и проверить удлинение упругого звена тяги 14, которое должно быть 2—4 мм; контролировать разность замеров А в выжатом до упора и ис­ходном положениях пе­дали;

Механизм остановки двигателя (МОД):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: