В крышке просверлены три параллельных горизонтальных канала. По каналу б через поворотный угольник 5 топливо подводится в полости стаканов, а по каналу а через поворотный угольник 1 отфильтрованное топливо отводится к насосу НК-12М. Средний канал в предназначен для выпуска воздуха из фильтра в бак. Воздух и пары топлива могут быть выпущены через отверстие, закрытое пробкой 10.
Топливный фильтр тонкой очистки ТФК-3:
1 - поворотный угольник трубки отвода топлива от ТФК-3 к насосу НК-12; 2 - стакан; 3 - крышка; 4 - шпилька; 5 - поворотный угольник трубки подвода топлива к ТФК-3 от топливоподкачивающего насоса; 6 - поворотный угольник трубки отвода топлива в систему ТДА; 7 - штуцер; 8 - шпилька; 9 - гайка: 10 - пробка выпуска воздуха; 11 и 12 - прокладки; 13 - картонная фильтрующая пластина; 14 и 15 — проставочные кольца; 16 - сетка; 17 - капроновый чехол; 18 - гайка; 19 - сальник; 20 - тарелка сальника; 21 - пружина; 22 - пробка; 23 - поворотный угольник дренажной трубки к клапану выпуска воздуха; 24 - поворотный угольник дренажной трубки от насоса НК-12; а - канал отвода топлива: б - канал подвода топлива; в - канал выпуска воздуха.
|
|
Топливоподкачивающие насосы. Центробежный насос БЦН-1 предназначен для создания избыточного давления в трассе подвода топлива от левого носового топливного бака к топливоподкачивающему насосу двигателя и топливному насосу подогревателя, а также для прокачки топлива через фильтр ТФК-3 и насос НК-12М перед пуском двигателя после длительной стоянки.
Насос обеспечивает:
заполнение трубопроводов топливом без паровых пробок, необходимым для устойчивой работы двигателя;
выпуск воздушных пузырей и паров топлива из насоса НК.-12М и фильтра ТФК-3 через клапан выпуска воздуха или через соответствующие пробки выпуска воздуха этих узлов;
откачку топлива из системы через сливной штуцер в топливные баки другой машины или любую емкость.
Насос БЦН-1 установлен на фланце, приваренном к левому носовому баку так, что входное отверстие и предохранительная сетка находятся внутри бака, а корпус насоса и электродвигатель расположены с внешней стороны бака.
Насос БЦН-1 состоит из центробежного насоса и электродвигателя Д-100, смонтированных в одном узле. Основными деталями и узлами насоса являются: корпус 14, крыльчатка 9, переходник 23, сетчатый рассекатель 1, крышка 22 насоса, пропеллер 6 и детали уплотнения (втулка 11, манжета 12, конус 13, пружина 20).
Топливо, находящееся в топливном баке, поступает к насосу через сетчатый рассекатель 1 и попадает под лопасти пропеллера 6. Приводимый в движение электродвигателем пропеллер создает подпор топлива на входе в крыльчатку 9. Производительность пропеллера превышает количество топлива, прокачиваемого через насос, поэтому излишек топлива выбрасывается из крышки 22 в бак.
|
|
При работе двигателя на бензине насос БЦН-1 необходимо включать за 2 мин до пуска двигателя. Насос должен работать постоянно во время работы двигателя и выключаться сразу после остановки двигателя.
При работе двигателя на дизельном топливе или топливах Т-1, ТС-1 или Т-2 насос БЦН-1 включается только перед пуском двигателя для заполнения топливом питающей магистрали.
Ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1 является дублирующим топливоподкачивающим устройством и применяется преимущественно при неисправностях в работе насоса БЦН-1. Он служит для заполнения топливом питающей магистрали перед пуском двигателя. Насос установлен на кронштейне с топливными приборами слева от сиденья механика - водителя.
Топливоподкачиваюший насос БЦН-1:
1 - сетчатый рассекатель; 2, 21 - гайки; 3 - шплинт; 4 - шайба; 5 - втулка; 6 - пропеллер; 7 – шпонка; 8, 24 - винты; 9 - крыльчатка; 10 - шайба регулировочная; 11 - втулка; 12 - манжета; 13 - конус; 14 - корпус; 15 - электродвигатель Д-100; 16 - заглушка; 17 - отводящий патрубок; 18 - штуцер; 19 - отражатель; 20 - пружина манжеты; 22 - крышка; 23 – переходник.
Насос состоит из корпуса 1, крышки 3, мембраны 2, приемного клапана 11, нагнетательного клапана 12, перепускного клапана 13 и ручного привода.
Крышка 3 крепится болтами к корпусу насоса. В приливах крышки установлена ось 7 ручного привода насоса. Под крышку устанавливается мембрана 2, изготовленная из бензомаслостойкой резины. Средняя часть мембраны соединена с поводком 8 привода посредством гайки 9 и двух металлических пластин 10, установленных по обеим сторонам мембраны.
Ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1:
1 - корпус; 2 – мембрана; 3 - крышка; 4 - рукоятка; 5 - болт; 6 - рычаг; 7 - ось; 8 - поводок; 9 - гайка; 10 - пластины; 11 - приемный клапан; 12 - нагнетательный клапан; 13 - перепускной клапан.
Привод насоса состоит из рукоятки 4, рычага 6 и поводка 8. Рукоятка соединяется с рычагом с помощью шлицев, стягиваемых болтом 5.
Перед пуском двигателя после длительной стоянки или промывки фильтра грубой очистки необходимо систему заполнить топливом, прокачав ее насосом РНМ-1 или включением насоса БЦН-1.
При перемещении рукоятки в крайнее положение мембрана под действием поводка прогибается. При прогибе мембраны в сторону крышки во внутренней полости насоса создается разрежение, под действием которого топливо из баков через насос БЦН-1 и топливораспределительный кран поступает к всасывающему патрубку насоса, открывает приемный клапан и заполняет внутреннюю полость насоса. При прогибе мембраны в обратную сторону во внутренней полости насоса создается давление, под действием которого приемный клапан закрывается, а нагнетательный клапан открывается, и топливо через фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос и фильтр тонкой очистки поступает к насосу НК-12М. По мере заполнения системы топливом давление в ней повышается. При достижении давления 1—1,3 кгс/см2 открывается перепускной клапан 13, и топливо циркулирует из полости нагнетания в полость всасывания.
При работающем двигателе топливо к насосу НК-12М подается топливоподкачивающим насосом. В этом случае приемный и нагнетательный клапаны насоса РНМ-1 открыты под действием разрежения, создаваемого в трубопроводе топливоподкачивающим насосом.
Топливоподкачивающий насос служит для подачи топлива с повышенным давлением в фильтр тонкой очистки и далее к топливному насосу высокого давления при работающем двигателе. Насос установлен на нижней половине картера и имеет привод от коленчатого вала двигателя. Он крепится на шестеренчатом насосе системы вентиляции картера.
|
|
Для предотвращения образования паровых пробок в топливной системе при работе на бензине и исключения перебоев в работе двигателя насос отрегулирован на давление 3,5 кгс/см2. Производительность насоса 300л/ч. Развиваемое насосом давление и высокая производительность обеспечивают также устойчивую работу термодымовой аппаратуры при совместной работе с двигателем.
Топливоподкачивающий насос коловратного типа. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 1 (рис. 23), крышки 2, стакана 15, ротора 10, плавающего пальца 11, четырех лопастей 12, редукционного клапана 3 и перепускного клапана 17.
5.2.6. Топливный насос высокого давления НК-12М
Топливный насос высокого давления НК-12М дозирует топливо в соответствии с режимами работы двигателя и обеспечивает его подачу в определенные моменты рабочего цикла к форсункам.
Топливный насос НК-12М плунжерного типа, выполнен в многотопливном исполнении. Количество подаваемого топлива регулируется посредством поворота плунжера. В насосе имеется 12 плунжерных пар по числу цилиндров двигателя. Диаметр плунжера 12мм, ход плунжера 10мм.
Топливоподкачивающий насос:
1 - корпус; 2 - крышка; 3 - редукционный клапан; 4 - манжета; 5 - гайка сальника; 6 - хвостовик ротора; 7 - шлицевая муфта; 8 - кольцо, 9 - поворотный угольник; 10 - ротор; 11 - плавающий палец; 12 - лопасть; 13 - футорка; 14 - зажим; 15 - стакан; 16 - подшипник; 17 - перепускной клапан.
Насос расположен в развале блоков цилиндров двигателя и крепится на его верхнем картере. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 8 насоса, кулачкового валика 16, толкателя 12, топливных секций, зубчатой рейки 9 и зубчатых венцов 11.
Подвод масла к насосу осуществлен с помощью трубки, штуцера 14 и отверстия д в корпусе насоса. Отверстие д расположено в направляющей толкателя, во время работы оно периодически открывается корпусом толкателя, и масло подается внутрь корпуса топливного насоса. В топливном насосе применена проточная схема смазки.
|
|
По отверстиям е в стенках корпуса насоса и регулятора масло поступает в регулятор, откуда по штуцеру 32 сливается непосредственно в картер двигателя. Выступание штуцера 32 во внутреннюю полость регулятора определяет необходимый уровень масла в корпусе регулятора для нормальной его работы.
Для уменьшения степени разжижения масла топливом, просочившимся по зазорам между плунжером и гильзой, в гильзе плунжера предусмотрена кольцевая канавка в и сверление б для дренажа просочившегося топлива во всасывающую полость а (полость низкого давления).
Регулятор топливного насоса обслуживания не требует.
Корректирование цикловой подачи в целях создания мощности двигателя при использовании различных видов топлива осуществляется с помощью трехпозиционного упора рейки 9, позволяющего изменять выход рейки путем поворота маховика 19, имеющего три метки: Д— дизельное топливо; К — топливо ТС-1, Т-1, Т-2; Б — бензин.
Трехпозиционный упор состоит из корпуса 17, маховика 19, втулки 20 фиксатора, уплотнительных колец 23, валика 24 фиксатора, гильзы 25, упора 26 с зубчатым хвостовиком, колпачка 27, шарика 28 и пружины 31.
Топливный насос высокого давления НК.-12М:
1 - крышка регулятора: 2 - сферический подшипник; 3 - рычаг регулятора; 4 и 5 - регулировочный винты; 6 - корпус регулятора; 7, 32 - штуцера; 8 - корпус насоса; 9 - зубчатая рейка; 10 - гильза плунжера; 11 - зубчатый венец; 12 - толкатель; 13 - букса; 14 - штуцер; 15 - пробка; 16 - кулачковый валик; 17 - корпус ограничителя максимальной подачи топлива; 18 - штифт; 19 - маховик; 20 - втулка фиксатора; 21 - гайка; 22, 23, 30, 33 - кольца (уплотнительные); 24 - валик фиксатора; 25 - гильза; 26 - упор; 27 - колпачок; 28 - шарик; 29 - кольцо (пружинное); 31 - пружина; а - полость; б - сверление; в - канавка; г, д, е - отверстия.
Для удобства регулировки предусмотрена фиксация упора 26 в гильзе 25 шариком 28 и пружинным кольцом 29. При верхнем расположении одной из букв упор рейки топливного насоса установлен в положение для работы на соответствующем топливе.
При работе на смеси топлив маховик должен быть установлен в положение более тяжелого топлива.
В целях выравнивания работы правого и левого блоков двигателя по степени теплонапряженности в насосе введена дифференцированная регулировка топливоподающих секций по углу начала подачи и по цикловой подаче топлива.
Регулировочные винты 4 и 5 на корпусе регулятора расположены вертикально, чем обеспечивается доступ к винтам сверху.
В целях снижения температуры нагрева насоса со стороны регулятора, уменьшения парообразования в топливе и достижения лучшего и более равномерного (по секциям) наполнения насосных элементов топливо подводится к насосу с двух сторон через обводную трубку, а отводится из средней части корпуса насоса. Такая схема подключения топливного канала насоса к системе двигателя при организации постоянного протока топлива обеспечивает также более полное удаление из канала насоса паров топлива и воздуха.
В корпусе насоса и в стенке ограничителя максимальной подачи топлива выполнены отверстия г для удаления избытка масла из корпуса ограничителя. Трубка слива масла из насоса не устанавливается, отверстие слива в корпусе насоса заглушено пробкой.
На насосе установлена букса 13 для подсоединения муфты закрытого типа привода топливного насоса. Муфта привода топливного насоса предназначена для соединения валика привода с кулачковым валиком топливного насоса и для регулировки угла начала подачи топлива путем изменения положения валика насоса по отношению к валику привода.
На двигателе В-46-6 установлена двухпозиционная муфта привода топливного насоса закрытого типа. Кожух 6 (рис. 25) муфты одним концом входит в буксу 2 топливного насоса, а другим надвигается на корпус 13 привода насоса. Полость муфты уплотняется резиновыми кольцами 10 и 15 круглого сечения. В муфту через смотровое окно крышки буксы 2 заливается масло, применяемое для двигателя.
В приводе установлена шайба 5 с упорами, позволяющая восстанавливать угол начала подачи топлива в случае его уменьшения. Угол начала подачи топлива на новом двигателе устанавливается (33±0,5)° до в.м.т. поршня первого левого цилиндра в такте сжатия в положении I шайбы 5 с упором муфты привода топливного насоса.
Привод управления топливным насосом служит для изменения подачи топлива в цилиндры двигателя путем воздействия на рейку топливного насоса. Управление приводом может осуществляться педалью, расположенной справа от педали остановочного тормоза, и рукояткой, расположенной слева от сиденья механика-водителя.
Привод состоит из педали 2 (рис. 24) с регулировочным болтом 1, педального валика 5, механизма 4 остановки двигателя (МОД), тяги 5, рычагов 19, 6, рукоятки 7 ручной подачи, зубчатого сектора 8, поперечного валика 9, продольной составной тяги 18, двуплечего рычага 17, установленного на двигателе, вертикальной тяги 16, тяги 14 с упругим звеном 10, возвратной пружины 15 и рычага 13 регулятора.
Механизм остановки двигателя соединен одновременно с поперечным валиком 9 и с рычагом 6, свободно сидящим на оси сектора 8. Такое устройство обеспечивает независимое управление приводом от педали и от рукоятки ручной подачи.
Муфта привода топливного насоса:
1 - корпус топливного насоса; 2 - букса; 3 - крышка; 4 - маховик со шлицевой втулкой; 5 - шайба с упорами; 6 - кожух с фланцами; 7 - кольцо; 8 - муфта привода; 9 - пружина; 10 и 15 - уплотнительные кольца; 11 - втулка привода; 12 - стопорный винт; 13 - корпус привода топливного насоса; 14 - валик привода топливного насоса; 16 – планка.
При нажатии на педаль 2 валик 3 поворачивается и через систему тяг и рычагов передает движение рейке топливного насоса, увеличивая подачу топлива. Рукоятка ручного привода при этом остается неподвижной. При снятии усилия с педали пружина 15 совместно с пружинами регулятора возвращает педаль и рычаг регулятора в исходное положение.
При перемещении рукоятки 7 вперед палец рукоятки перемещает рычаг 6, тягу 5 и МОД, воздействуя на рычаг 13. В этом случае педаль также перемещается. Ручным приводом пользуются обычно при установке минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Для удобства установки на секторе 8 расположен рычаг 19 с пружиной 20. Рукоятка 7 перемещается вперед до упора в рычаг 19. Если по условиям эксплуатации необходимо ручным приводом установить частоту вращения вала двигателя больше минимально устойчивой, надо подать рычаг 19 вперед, после чего рукояткой 7 зафиксировать это положение рукоятки 7 относительно сектора 8 подпружиненной защелкой. Для перемещения рукоятки необходимо нажать на нее сверху вниз, при этом защелка выходит из зацепления с зубчатым сектором, обеспечивая возможность перемещения рукоятки.
Привод управления топливным насосом:
1 - регулировочный болт; 2 - педаль; 3 - педальный валик; 4 - механизм остановки двигателя; 5 - тяга; 6, 19 - рычаги; 7 - рукоятка ручной подачи; 8 - зубчатый сектор; 9 - поперечный валик; 10 - упорное звено; 11 - ограничительный винт исходного положения; 12 - ограничительный винт конечного положения; 13 - рычаг регулятора; 14 - тяга; 15 - возвратная пружина; 16 - вертикальная тяга; 17 - двуплечий рычаг; 18 - продольная составная тяга; 20 - пружина; А - регулировочный размер.
В привод управления топливным насосом включен механизм остановки двигателя МОД, который служит для автоматической остановки двигателя при пожаре и обратном пуске двигателя при скатывании с уклона. Он состоит из корпуса 1, наконечника 2, связанного с рычагом привода, замка 4, шариков 3, пружины 5 и электромагнита 6.
Обычно МОД работает как жесткая целая тяга. При подаче напряжения питания на электромагнит якорь электромагнита вытягивает замок 4, освобождая шарики. Под действием возвратной пружины привода и пружины регулятора рычаг регулятора возвращается в исходное положение, подача топлива прекращается, и двигатель останавливается.
Для соединения МОД необходимо рукоятку ручной подачи перевести в крайнее заднее положение и подать педаль на себя до запирания замка 4 наконечником. 2.
У правильно отрегулированного привода при нажатии на педаль до упора регулировочного болта 1 в днище корпуса машины двигатель развивает максимальные обороты, а при отпускании педали двигатель останавливается; при установленной рукоятке 7 привода до упора в рычаг 19 двигатель должен развивать 800—900 об/мин. Регулировать их стяжкой тяги 5.
Если двигатель не останавливается, необходимо укоротить тягу 5 стяжкой, при этом зазор между пальцем рукоятки 7 ручной подачи, установленной в крайнее заднее положение, и рычагом 6 должен быть не менее 1мм.
Если двигатель не развивает максимальной частоты вращения, необходимо:
выжать педаль до упора и проверить удлинение упругого звена тяги 14, которое должно быть 2—4 мм; контролировать разность замеров А в выжатом до упора и исходном положениях педали;
Механизм остановки двигателя (МОД):