1) Звуковой анализ слов с выделением нужных звуков (слова можно ввести через загадку, работа ведется со схемой).
2) Выделение звуков и их характеристика (гласный – согласный, твердый – мягкий).
3) Развитие фонематического слуха – подбор слов с новыми звуками или игры а распознавание нужных звуков.
4) Знакомство с буквой:
Приемы:
· Предъявление буквы которой на письме обозначается выделенный звук.
· Показ буквы в разном шрифтовом оформлении.
· Сравнение заглавной и строчной буквы.
· Сравнение печатной и письменной буквы.
· Поэтапный анализ печатной буквы.
· Сравнение буквы с конкретным предметом (игра на что похожа буква).
· Сравнение с ранееизученными буквами.
5) Конструирование буквы:
Приемы:
· Обводка пальчиком контура буквы в букваре (тактильная память).
· Письмо в воздухе (рука на локотке).
· Составление буквы из готовых элементов.
· Дорисовывание буквы.
· Показ с помощью пальцев рук.
· Выкладывание из счетных палочек.
· Вырывание из листа бумаги.
· Конструирование из разных материалов.
6) Печатание буквы или работа с кассой букв.
7) Игры на распознавание букв.
Два типа игр:
1.Узнай букву – единый принцип игры закрыть элементы или часть буквы и узнать ее (закрывается обычно нижняя часть буквы).
2.Упражнение на распознавание буквы в тексте (русский методист 19 века Н.А.Корф, рекомендовал прием запоминания буквы в ее естественном окружении, т.е.среди других букв):
· Ученики в любом тексте находят и подчеркивают букву изучаемого звука.
Методика работы со слогом.
1) Обучение чтению прямого слога: С+Г.
2) Отработка чтения прямого слога:
· Чтение на основе разных приемов (по аналогии сориентировано на гласный).
· Игра на тренировку чтения слогов.
3) Индивидуальная и коллективная работа по слоговым таблицам:
· Чтение столбиков по вертикали, по горизонтали, чтение снежным комом.
· Чтение слогов по мотивам известной песни (Н.А.Зайцев).
· «Домик» - составление слов из слогов.
4) Обучение чтению слогов различной структуры: ГС, СГС, СГСС (март), ССГ (сто), СССГ (страна), ССССГ (встреча), ССГС (крот).
5) Самостоятельное составление учащимися слогов, замена в них отдельных букв и прочтение новых слогов (с кассой или печатанием).
Приемы обучения чтению прямого слога.
1) Чтение по аналогии (используется в букваре Клышки):
Согласный +Гласный а: ма, да, па, ра.
2) С ориентиром на гласный (Сторожева):
Согласный н + гласный: на, но, на, ни, ны.
3) Протяжное произнесение согласного и присоединение к нему гласного.
4) Пошаговый алгоритм чтения слога (в классах развивающего обучения):
· М А – ставят точку под гласной
· М А – объединяют дугой и читают.