Содержание и методика обучения основам русской фонетики и графики

Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучает способы образования звуков речи, их изменение в речевом потоке, их роль в функционоровании языка.

Фонетика изучает: Звуки речи; Их позиция и историческое чередование; Слогоделение; Ударение; Фонетическое (звучащее) слово.

Графика – раздел языкознания, изучающий средства письменности, т.е. знаки, которые используются на письме, их соотношение со звуковой стороной языка.

Изучает: Буквы; Их соотношение со звуками; Знаки препинания и выделения; Абзац; Условные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Задачи изучения фонетики и графики в НШ ( 4 основные):

1. развитие фонематического слуха (умение различать и выделять отдельные звуки в слове, устанавливать их последовательность)

2. формировать правильное произношение звуков

3. усвоение букв русского алфавита и развитие уменя соотнести их с соответствующими звуками

4. овладение позиционным (слоговым) принципом русской графики

Наиболее трудные случаи русской графики: Обозначение звука й на письме; Роль букв э, е, ё, ю, я; Обозначение мягкости согласных; Употребление ь и ъ; Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

Система звуков и букв русского языка: 42 звука: 36 согласных, 6 гласных.

Этапы работы:

1. формирование представления о звуках речи как строит-м материале звучащего слова. Мет. работы: беседа о звуке речи как строит материале языка (2 вывода: -слово., кот. мы произносим состоит из звуков; -слово состоит не из любых звуков, а из звуков человеч. речи).

2. формир-е умения выделять из слов отд. звуки. Мет. работы: способ выдел. звуков в слове- протяжное произношение каждого звука в слове.

3. Формир-е представ. о способе фиксации звука на письме, т.е. знакомство с буквой. Мет. работы: игра- шифровальщик – ученики придумывают слово и зашифровывают его, каждый звук нужно обозначить. Другие ученики должны отгадать слово. Вывод: буквы нам нужны для обозначения звуков на письме.

4. Наблюдение над соотношением звуков и букв. Мет. работы: упражнение фиксирующее внимание на соотношение и различие двух понятий(звук и буква). Напр.: какие звуки обозначает эта буква.

Типы упражнений:

1. фонетический анализ и синтез слов; звуковой, слогово-звуковой, звуково-буквенный анализ слов; определение характера выделяемого звука, установление их особенностей, местоположения, позиции; составление слов из букв, звуков, слогов, подбор слов на заданные слоги, звуки.

2. использование моделей и схем при проведении звуко-буквенного анализа.

3. наблюдения над фонетическими явлениями в тексте, их выявление и объяснение.

4. игровые и занимательные формы работы: нахождение букв, спрятанных в изображении предметов; занимательные стхи о буква, слогах;игры со схемами; игры на изъятие, замену, перестановку слогов, букв с наблюдением смысловых результатов этой замены; игры типа «буква заблудилась»

  1. прием «позвать слова» (для ударения)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: