Содержание и методика лексической работы в начальных классах

Содержание:

Методические основы организации работы на лексическом уровне имеют две главные задачи, стоящие перед учеником и учителем:

· задача обогащения словаря учащихся;

· задача активизации словаря.

Классификация приемов работы объяснения слова:

· самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов, по контексту, в результате морфемного анализа слова;

· с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов;

· объяснение значений и оттенков учителя, введение слова в текст, который разъясняет его значение, выяснение значений слова через этимологический или словарнообразовательный анализ;

· помощь учителя в поиске слов по словарю;

· обучение использованию словарей и справочников.

Перечень лексико-семантических тем, которые могут быть раскрыты на лексическом уровне в начальной школе. В этот перечень входит работа:

· синонимами,

· омонимами (термин можно не вводить);

· с антонимами,

· с паронимами,

· с устаревшими словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;

· с фразеологизмами.

Четыре ступени работы над лексико-семантическими объектами:

ü обнаруживание слова, нуждающегося в толковании в тексте, исследование особенностей слова: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы;

ü семантизация (объяснение значений слова) – одним или несколькими способами;

ü занесение слова в словарик;

ü выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и другие;

ü введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях;

Важным для организации словарной работы является выбор соответствующих данному направлению учебных упражнений.

Упражнения для активизации словарного запаса:

Ø толкование нового слова, его запись;

Ø подбор синонимов к слову, антонимов, выявление значений, если слово многозначно;

Ø составление словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;

Ø составление предложений с изучаемым словом;

Ø словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

Ø словарные игры, кроссворды, ребусы, шарады.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: