Содержание:
Методические основы организации работы на лексическом уровне имеют две главные задачи, стоящие перед учеником и учителем:
· задача обогащения словаря учащихся;
· задача активизации словаря.
Классификация приемов работы объяснения слова:
· самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов, по контексту, в результате морфемного анализа слова;
· с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов;
· объяснение значений и оттенков учителя, введение слова в текст, который разъясняет его значение, выяснение значений слова через этимологический или словарнообразовательный анализ;
· помощь учителя в поиске слов по словарю;
· обучение использованию словарей и справочников.
Перечень лексико-семантических тем, которые могут быть раскрыты на лексическом уровне в начальной школе. В этот перечень входит работа:
· синонимами,
· омонимами (термин можно не вводить);
· с антонимами,
· с паронимами,
· с устаревшими словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;
· с фразеологизмами.
Четыре ступени работы над лексико-семантическими объектами:
ü обнаруживание слова, нуждающегося в толковании в тексте, исследование особенностей слова: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы;
ü семантизация (объяснение значений слова) – одним или несколькими способами;
ü занесение слова в словарик;
ü выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и другие;
ü введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях;
Важным для организации словарной работы является выбор соответствующих данному направлению учебных упражнений.
Упражнения для активизации словарного запаса:
Ø толкование нового слова, его запись;
Ø подбор синонимов к слову, антонимов, выявление значений, если слово многозначно;
Ø составление словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
Ø составление предложений с изучаемым словом;
Ø словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
Ø словарные игры, кроссворды, ребусы, шарады.