Одной из наиболее влиятельных фигур в истории поп-музыки следует считать не солиста, не рок-звезду, а продюсера звукозаписи или, если использовать более точное определение, «скульптора звука». Фил Спектор, родившийся 25 декабря 1940 года в Нью-Йорке, был enfantterrible [32] рока с довольно эксцентричным характером. Его называли «Тусооп ofТееп» (Магнат-тинейджер), потому чтов 21 год благодаря гонорарам за множество написанных им синглов-хитов, воспевающих юношескую романтику, он стал мультимиллионером. В то время в поп-индустрии работали, как правило, люди средних лет. Спектор внес в этот бизнес ветер перемен. Он потребовал и получил полный контроль над всем процессом производства — от написания песни до записи (включая как техническую, так и художественную сторону) — и почти всегда выдавал чистое золото. Человек умный и проницательный, он был чрезвычайно избирателен в своих записях, что выгодно отличало их от характерной для музыкальной индустрии высокопродуктивной конвейерной системы.
Между 1961 и 1963 годами Спектор кропотливо, один за другим создавал безупречные трехминутные поп-синглы с разными малоизвестными женскими группами, в том числе с Ronettes(их хиты — «ВаЬу ILoveYou» и «Ве MyВаЬу») и с Crystals(запомнившимися по песням «DaDooRonRon», «He'sARebel» и «ThenHeKissedMe»).
Записи, сделанные Спектором, несли отпечаток страсти и клаустрофобии. Они соответствовали чувствам, обуревавшим нас в юности, к тому же чрезмерно драматизированным. У записей Спек-тора было еще одно свойство: они отличались оперной атмосферой, получившей название «стена звука». Он накладывал звук слой за слоем, он не мог жить без реверберации, он доводил до бешенства звукооператоров. Его новшество продолжает вдохновлять продюсеров до наших дней. Он понимал, что записи не следует делать с «живых»концертов или моделировать эти концерты, они должны быть всецело студийным творчеством. Он смешивал звук, как живописец смешивает краски, и этот музыкальный коллаж звучал устрашающе, изливаясь из маленьких транзисторных радиоприемников, которые были в то время чуть ли не у всех подростков. Секрет Спектора заключался в том, что он впихивал в крошечную студию тридцать музыкантов да еще заставлял каждого исполнить по две, а то и по три партии, создавая таким образом великолепную какофонию, которая вырывалась из динамиков подобно грому. Типичный состав при такой записи включал четыре ритм-гитары, две бас-гитары, три клавишных инструмента, один или два барабана и маленький полк ударных, которые задавали ритм, колеблемый волнами эха, создавая иллюзию пространства. Когда добавлялся вокал и множество струнных, казалось, будто целый оркестр и еще несколько рок-групп дают концерт в самолетном ангаре.
Если ранние записи Спектора были «большим взрывом» в поп-музыке, то последние его великие творения («You'veLostThatLovingFeeling», «Ты потерял это чувство любви» (1965) в исполнении группы TheRighteousBrothersи «RiverDeepMountainHigh», «Глубокие реки, высокие горы» (1966) Айка и Тины Тернер), сделанные по тому же принципу «красивого шума», привели автора к апокалиптической кульминации. Трудно поверить, но последняя запись не вошла в список хитов в Соединенных Штатах, и Спектор, оскорбленный до глубины души, удалился от дел, и, как утверждают, стал отшельником, склонным к паранойе. В 1969 году Джон Леннон убедил Спекто-ра выйти из затворничества, чтобы сделать с ним альбом «InstantКагта» и навести лоск на альбом «LetItВе», который, как оказалось, стал завершающим в карьере Beatles.
Парадоксально то, что, обращаясь со своими певцами и музыкантами как с марионетками, Спектор в то же время помог пересмотреть роли исполнителя и продюсера, так что с середины 60-х певцы и группы чувствовали себя уверенней, могли принимать активное участие в создании собственных записей, то есть не были больше только исполнителями, а получили право голоса.