С конца 60-х до начала 70-х сложность рок-музыки все больше и больше возрастала, что было вызвано сочетанием разных факторов, и наиболее значимым из них было развитие многотрековой записи. В ранние дни рока всех исполнителей записывали на основной двухдорожечный магнитофон во время игры в студии «в живую». Эти моноаппараты назывались двухдорожечными потому, что использовали катушки магнитной ленты шириной 1/4 дюйма (0,6 см), на которых были двеполосы магнитоносителя, одна вверху, вторая внизу, поэтому пленку можно было перевернуть и использовать нижнюю сторону, что удваивало время проигрывания. В начале 60-х, когда в практику были введены двухдорожечные многотрековые стереомагнитофоны (на которых два трека можно было использовать отдельно, не переворачивая пленку, а затем проигрывать вместе в прекрасной синхронизации), группы, такие, как Beatles, записывали все инструменты на первом треке, затем перематывали пленку и записывали вокал на втором. Ранние стереоальбомы оставляют у слушателя, переключающего каналы воспроизведения, довольно необычное впечатление, потому что вокал без аккомпанемента выходит из одного динамика, а инструментовка без вокала — из второго!
|
|
К 1967 году, к тому времени, когда Beatlesбыли готовы экспериментировать с экзотической инструментовкой, запаздывающим звуком, петлями пленки и необычным сочетанием инструментов для своих новшеств в альбоме «SgtРеррег», стали доступны более гибкие стереоформаты ленты с четырьмя дорожками. Любопытно, что Beatlesвсе еще предпочитали делать запись основных инструментов «в живую» на один трек, а затем вокал на отдельном треке, оставляя только два для накладывания одной записи на другую и для эффектов. В то время аппараты с четырьмя дорожками рассматривались прежде всего как возможность четче контролировать отдельные инструменты для лучшего разделения и достижения таким образом более чистого, свободного и лучшего звука, но для групп прогрессив-рока, которые изо всех сил стремились вырваться из ограничений формата поп-музыки, многотрековость предлагала для инструментровки бесконечное разнообразие возможностей.
К началу 70-х техника, все более совершенствуясь, дала 8, затем 16 и 24 трека записи на двухдюймовой (5 см) ленте. Это изобретение поощряло практику записи каждого инструмента на отдельном треке (барабаны разделялись на составляющие их ударные инструменты). Это позволяло в случае ошибки или технических неполадок заново записывать каждый инструмент, не созывая группу для перезаписи всей песни. Это также сделало возможным практику «нажать и стереть» для исправления короткой фразы или даже единственной неправильной ноты. Создание треков слой за слоем этим способом привело к продукции более «отшлифованной», с совершенным звучанием, но при этом были утрачены оригинальность, неожиданность и чистая энергия «живого» представления.
|
|
Запись инструментов на отдельных треках также подразумевала, что с ними можно работать индивидуально: изменяли тональность, глубину звука, вибрации; к каждому звуку добавлялось различное количество эха или специальных эффектов. Пока инструменты были записаны «сухими», могло быть создано любое число звуковых комбинаций, и когда дело доходило до завершающего микширования, то по вкусу выбирался лучший микс. Если инструмент казался слишком громким, то при миксе его можно было «заглушить», он «подгонялся» к одной или другой стороне звуковой сцены или обрабатывался с различными уровнями эха, чтобы создать впечатление мягкого, но все еще явного звучания. Будучи способными изменять тональность каждого инструмента и равновесие между ними, исполнители и продюсеры получили возможность управлять широким диапазоном звуков, оттенков и динамики, как оркестровые аранжировщики, и изменяли цветовую палитру, как художники в любой творческой среде.
К сожалению, столь широкие возможности выбора неизбежно вели к долговременным проектам и удовлетворению всех желаний музыкантов. Чтобы записать альбом, группы начали проводить в студии месяцы, и первая искра вдохновения быстро гасла в клейких слоях наложения записи.
Группа 50-х вышла бы из студии после типичной трехчасовой сессии с полудюжиной готовых песен в коробке, причем записанных сразу, а не в двух или трех разных версиях для последующего выбора. К 70-м восьмичасовая сессия считалась стандартной и успешной, если к концу дня удавалось записать барабаны для двух или трех песен. К концу десятилетия многие продюсеры радовались, если удавалось завершить программирование аппарата барабанов к одной песне и надеяться на завершение всех треков барабана для альбома к концу первой недели. Но в конце 70-х рок стал многонациональным мегадолларовым бизнесом,и каждая запись рассматривалась как крупное и основное капиталовложение.