Многотрековая запись

С конца 60-х до начала 70-х сложность рок-му­зыки все больше и больше возрастала, что было вызвано сочетанием разных факторов, и наиболее значимым из них было развитие многотрековой записи. В ранние дни рока всех исполнителей за­писывали на основной двухдорожечный магнито­фон во время игры в студии «в живую». Эти моно­аппараты назывались двухдорожечными потому, что использовали катушки магнитной ленты ши­риной 1/4 дюйма (0,6 см), на которых были двеполосы магнитоносителя, одна вверху, вторая внизу, поэтому пленку можно было перевернуть и использовать нижнюю сторону, что удваивало время проигрывания. В начале 60-х, когда в прак­тику были введены двухдорожечные многотреко­вые стереомагнитофоны (на которых два трека можно было использовать отдельно, не перевора­чивая пленку, а затем проигрывать вместе в пре­красной синхронизации), группы, такие, как Beatles, записывали все инструменты на первом треке, затем перематывали пленку и записывали вокал на втором. Ранние стереоальбомы оставля­ют у слушателя, переключающего каналы воспро­изведения, довольно необычное впечатление, по­тому что вокал без аккомпанемента выходит из одного динамика, а инструментовка без вокала — из второго!

К 1967 году, к тому времени, когда Beatlesбыли готовы экспериментировать с экзотической инст­рументовкой, запаздывающим звуком, петлями пленки и необычным сочетанием инструментов для своих новшеств в альбоме «SgtРеррег», стали доступны более гибкие стереоформаты ленты с четырьмя дорожками. Любопытно, что Beatlesвсе еще предпочитали делать запись основных инст­рументов «в живую» на один трек, а затем вокал на отдельном треке, оставляя только два для на­кладывания одной записи на другую и для эффек­тов. В то время аппараты с четырьмя дорожками рассматривались прежде всего как возможность четче контролировать отдельные инструменты для лучшего разделения и достижения таким об­разом более чистого, свободного и лучшего звука, но для групп прогрессив-рока, которые изо всех сил стремились вырваться из ограничений форма­та поп-музыки, многотрековость предлагала для инструментровки бесконечное разнообразие воз­можностей.

К началу 70-х техника, все более совершенству­ясь, дала 8, затем 16 и 24 трека записи на двухдюй­мовой (5 см) ленте. Это изобретение поощряло практику записи каждого инструмента на отдель­ном треке (барабаны разделялись на составляю­щие их ударные инструменты). Это позволяло в случае ошибки или технических неполадок заново записывать каждый инструмент, не созывая груп­пу для перезаписи всей песни. Это также сделало возможным практику «нажать и стереть» для ис­правления короткой фразы или даже единствен­ной неправильной ноты. Создание треков слой за слоем этим способом привело к продукции более «отшлифованной», с совершенным звучанием, но при этом были утрачены оригинальность, неожи­данность и чистая энергия «живого» представле­ния.

Запись инструментов на отдельных треках так­же подразумевала, что с ними можно работать индивидуально: изменяли тональность, глубину звука, вибрации; к каждому звуку добавлялось различное количество эха или специальных эф­фектов. Пока инструменты были записаны «сухи­ми», могло быть создано любое число звуковых комбинаций, и когда дело доходило до завершаю­щего микширования, то по вкусу выбирался луч­ший микс. Если инструмент казался слишком громким, то при миксе его можно было «заглу­шить», он «подгонялся» к одной или другой сто­роне звуковой сцены или обрабатывался с различ­ными уровнями эха, чтобы создать впечатление мягкого, но все еще явного звучания. Будучи спо­собными изменять тональность каждого инстру­мента и равновесие между ними, исполнители и продюсеры получили возможность управлять ши­роким диапазоном звуков, оттенков и динамики, как оркестровые аранжировщики, и изменяли цве­товую палитру, как художники в любой творчес­кой среде.

К сожалению, столь широкие возможности вы­бора неизбежно вели к долговременным проектам и удовлетворению всех желаний музыкантов. Что­бы записать альбом, группы начали проводить в студии месяцы, и первая искра вдохновения быст­ро гасла в клейких слоях наложения записи.

Группа 50-х вышла бы из студии после типич­ной трехчасовой сессии с полудюжиной готовых песен в коробке, причем записанных сразу, а не в двух или трех разных версиях для последующего выбора. К 70-м восьмичасовая сессия считалась стандартной и успешной, если к концу дня удава­лось записать барабаны для двух или трех песен. К концу десятилетия многие продюсеры радова­лись, если удавалось завершить программирова­ние аппарата барабанов к одной песне и надеяться на завершение всех треков барабана для альбома к концу первой недели. Но в конце 70-х рок стал многонациональным мегадолларовым бизнесом,и каждая запись рассматривалась как крупное и основное капиталовложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: