Словарь

Альбом — до эры компакт-дисков долгоиграющая плас­тинка с собранием песен (некоторые из них могли быть выпущены заранее как синглы), длительностью всего около 40 минут (20 минут одна сторона).

Блюз — песенная форма музыки чернокожих американцев, основанная на трех аккордах — тонике, субдоминанте и доминанте (например, блюз в Е (ми) состоял бы из ак­кордов Е (ми), А (ля) и В (си)) с минорными интервала­ми и пониженными на полтона третьей и седьмой нота­ми в гамме, часто в формате 12 тактов.

Брит-поп — возрождение доминировавшего гитарного сти­ля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Вели­кобритании в 90-х.

Бэк-вокал — группа певцов, вокалистов и музыкантов, на­ходящихся на сцене позади певца и сопровождающих его пение.

Бэкграунд (англ. background; букв.: задний план, фон) — аккомпанемент, сопровождение исполняемой солистом ведущей мелодической линии.

Всемирный сплав (worldfusion) — экзотическая смесь музы­ки всего мира (традиционной народной музыки) и рока, обычно объединяющая этнические инструменты и рок-аппаратуру ради создания танцевальной музыки, привлекавшей взаимопроникновением различных музы­кальных культур.

Гаражный рок — допсиходелическое минималистское дви­жение американского рока середины 60-х годов, которое характеризовалось тремя неистовыми аккордами, трех­минутным трэшем, кричащим вокалом, расстроенными гитарами и периодическими пассажами электрооргана.

Глэм-рок (англ. glamourous— эффектный) — разновид­ность рока, возникшая в начале 70-х годов XX в. как очевидная антитеза напыщенности арт-рока и серьезно­сти прогрессив-рока. Первоначально всецело британс­кое явление, нацеленное на аудиторию младшего подро­сткового возраста. Отцом-основателем считается Марк Болан из ТRex. Позже глэм-рок довели до экстремума Дэвид Боуи, Sweetи Гари Глиттер, которые стремились вернуть поп-музыке веселье и очарование. Глэм-рок со­вмещал рок-н-ролл, эстраду, хард-рок. Его адепты упот­ребляли экзотический макияж, костюмерию и мужскую бижутерию. В музыкальном отношении совмещал рок-н-ролл, хард-рок, эстраду, традиции довоенного английско­го кабаре. Несмотря на все это, глэм-рок имел довольно жесткий звук, в результате чего стал прямым предком нынешних исполнителей хард-н-хэви. Близок к глиттер-року, хотя считается более интеллектуальной формой коммерческой музыки.

Госпел — религиозный песенный жанр чернокожего насе­ления, основанный на евангельской тематике, характе­ризующийся проникновенным стилем бельканто и часто структурируемым вокруг литургического формата «воп­росом-ответом». Через госпел-хоры прошли многие не­гритянские исполнители ритм-энд-блюза.

Грандж — гибрид панк- и хард-рока, возникший в Сиэтле в начале 90-х годов, представленный и популяризирован­ный группой Nirvana.

Движение протеста — политизированная фолк-музыка 60-х годов, примером которой может служить раннее творче­ство Боба Дилана.

Диско — форма танцевальной музыки, популярной в 70-х, в которой считалось, что мелодия должна быть подвласт­на ритму.

Ду-воп (doo-wop) — название стиля, популярного в Америке в 50-х, происходит от слов «ду-воп», подпеваемых бэк-вокалом солисту. Относится к традиции негритянского гармонического пения. Отличительная черта стиля — вокальное исполнение без музыкального сопровожде­ния, то есть акапелла.

Кантри — народная музыка южных штатов США со штаб-квартирой в Нэшвиле. Предыдущее название — кантри-и-вестерн.

Мерсибит — модный недолгое время стиль гитарной поп-музыки, появившийся в Ливерпуле вслед за первыми ус­пехами Beatles(около 1964—1965 годов).

Микширование (от англ. mix— смешивать) — балансиров­ка отдельных треков, на которых записаны разные инст­рументы и голоса, с целью создания пленки, с которой будет сделана запись.

Мультитрек — формат записи, который позволяет запи­сывать множество источников сигнала (инструменты, вокал, эффекты) отдельно на один и тот же участок пленки, а затем проигрывать в совершенной синхрони­зации.

Новая волна — менее анархистское движение пост-панка, которое обещало поместить часть чистой энергии панка в мейнстрим поп-музыки, но вместо этого термин «охва­тил» все новое поколение исполнителей, которые дос­тигли высокого положения в эпоху пост-панка.

Панк — основной минималистский рок, известный с сере­дины до конца 70-х годов, который отличали подход «назад к основам» и этика анти-истеблишмента.

Поп-арт — форма живописи и иллюстрации, модная в 60-е годы, которая стремилась подражать высокостилизо­ванным образам американских книжек комиксов и ис­кать вдохновения в поп-культуре. Обязательно исполь­зуются оформившиеся стереотипы и символы.

Поп-музыка — широкий всеобъемлющий термин, исполь­зующийся в целом для обозначения коммерческой мод­ной популярной музыки, в противоположность року, который считается более тяжелым и бескомпромисс­ным.

Прогрессив-рок (также известный как помп-рок, то есть помпезный рок) — жанр, популярный в конце 60-х и в начале 70-х годов, который попытался расширить музы­кальный словарь, применяемую аппаратуру и темы, ис­пользуемые рок-группами, ради создания гибрида рока и классической музыки. Его можно рассматривать как направление арт-рока. Он характеризуется не только помпезностью и претенциозностью, но и сложными аранжировками, использованием электроинструментов, синтезаторов и ярких сценических эффектов.

Продюсер — номинально творческая сила до сессий звуко­записи, чья работа заключается в направлении исполни­телей к созданию того, что он, продюсер, хочет услы­шать, и в помощи исполнителям ухватить то, что они слышат в своем воображении.

Психоделия/кислотный рок — поп-музыка конца 60-х го­дов, чьи темы и звуки стремились воссоздать галлюци­ногенные эффекты расширяющих сознание наркотиков (ЛСД). Характеризовалась деформированной инстру­ментовкой, расслабляющим, одурманивающим воздей­ствием, плывущим звуком с восточным уклоном и неко­торой внешней «нечеткостью» аранжировок. Была про­явлением течения хиппи, получившего название «flowerpower», «власть цветов».

Псих-поп — гибрид расширяющей сознание психоделии и поп-музыки, стилизованный под 60-е годы (то есть стан­дартный формат трехминутного сингла со сверхъесте­ственно противоречащими звуками и нетривиальной те­мой в противоположность длинному, явно бесформен­ному инструментальному наркотическому бреду).

Реггей — популярная музыка Ямайки с характерным ак­центом на затакте.

Ритм-энд-блюз (R&B) — ориентированная на танец фор­ма черной поп-музыки с сильным фоновым битом, от­носящаяся к 40-м годам, которая позже легла в основу рок-н-ролла. Нельзя путать с мягкой танцевальной формой 90-х годов, которая приняла то же самое на­звание.

Рок — общий термин для популярной музыки с более жес­ткими исполнением, нацеленной на аудиторию двадца­тилетних.

Рок-н-ролл — особенно яркая американская поп-музыка с середины до конца 50-х годов.

Рокэбилли (rockabilly) — первая ласточка рок-н-ролла, по­явившаяся в южных штатах США, с сильным кантри-элементом; ускоренный блюз, исполняемый кантри-му­зыкантами в кантри-звуке.

Рэп — доминирующий жанр черной поп-музыки 80-х и 90-х годов. Рэп представляет собой ритмическое прого-варивание фраз, часто не рифмирующихся и, как пра­вило, не придерживающихся какого бы то ни было сти­хотворного размера. Это могут быть фрагменты стихов, лозунги, обмен вопросами-ответами между солистом и ансамблем или публикой и прочее. Все это произносит­ся поверх фонограммы с настойчивым танцевальным ритмом (фанк, диско) или инструментальных отрыв­ков, сэмплированных из записей других артистов. Сво­им возникновением рэп обязан манере ритмической болтовни диск-жокеев, ведущих вечера диско, поддер­живающих таким образом эмоциональный накал и хлопанье в ладоши у публики во время смены пласти­нок.

Сан-саунд (Sunsound) — отличительный звук ранних аме­риканских записей рок-н-ролла, связанных с фирмой и студией звукозаписи «Sun» в Мемфисе, характеризую­щийся эффектом эха из-за долгой задержки пленки.

Сан-Франциско саунд (San-FranciscoSound) — музыка групп района Калифорнийского залива конца 60-х го­дов, которая не была исключительно психоделической,но вторила эхом идеалам хиппи и появляющейся нарко­тической культуре.

Серфинг — поп-музыка узкой гармонии начала 60-х годов на западном побережье США, связанная с культурой серфинга; ее демонстрируют группа BeachBoysи дуэт JanandDean.

Сессия — исполнение импровизаций и экспромтов группой, солистами, джазовым оркестром.

Сингл — самая маленькая по диаметру виниловая плас­тинка (размер — 7 дюймов, то есть 16 см) со скоростью проигрывания (формат записи) 45 оборотов в минуту с одной песней на каждой стороне. В первые годы поп-музыки на стороне А находилась более коммерческая песня, а В-сторона была просто «наполнителем». Но появлялись пластинки с двумя сторонами А, макси-синглы (три трека, один на стороне А и два — на обо­роте), семидюймовые Eps(расширенный формат; четы­ре трека), а с 70-х годов — 12-дюймовые синглы, кото­рые имеют более широкий динамический диапазон и превосходный звук. Как правило, синглы всегда были валютой коммерческого массового рынка поп-музыки, а альбомы стали входить в моду с конца 60-х годов, поскольку рок-исполнителям требовалось больше вре­мени для выражения своих идей.

Ска — ранняя форма реггей, популярная в среде белой аудитории (а именно, модов) в 60-х годах.

Скифл — грубая и чисто любительская форма народных пе­сен, одним из главных представителей которой в Англии в 50-х годах был Донеган. Возникла из смеси блюза, фолк-музыки и кантри-энд-вестерна. Ее корни — в не­гритянской музыке 20-х годов, ее мелодии исполнялись на нехитрых, в основном самодельных инструментах, поскольку исполнители были слишком бедны, чтобы позволить себе настоящие инструменты. Они обходи­лись акустической гитарой, малым барабаном, трещот­кой, стиральной доской, самодельной бас-гитарой и зна­нием всего двух аккордов. Это и делало скифл наиболеепривлекательным — его исполнение не требовало боль­шого таланта и умения игры.

Скретчинг (царапанье) — эффект, подобный прослушива­нию записи с иглой, увязшей в бороздке, созданный вручную при помощи управления двумя смежными про­игрывателями так, чтобы игла была оттянута назад че­рез бороздку.

Соул — популярная музыка чернокожего населения Амери­ки, в которой смешаны танцевальные ритмы и эмоцио­нальный вокал стиля госпел.

Супергруппа — новая элитная группа, сформированная ис­полнителями, которые ранее создали себе репутацию в других группах. Модная тенденция в конце 60-х и в на­чале 70-х годов.

Сэмплинг — метод записи в цифровой форме фрагментов из записей других исполнителей. Записанными фрагмен­тами затем можно манипулировать, добавляя специаль­ные эффекты, и повторно сыграть в ключевые моменты в полностью новой записи. Таким образом, любимый гитарный рифф или вокальная фраза могут добавить новизны танцевальному треку, который нужно было «приправить».

Техно — ужасная, бездушная, машиногенерируемая танце­вальная музыка, возникшая в Детройте в конце 80-х го­дов.

Хард-рок — жанр, ведомый гитарой, который отличается от тяжелого металла (хэви-метал) тем, что является ме­нее жестким и ориентированным на рифф и часто дви­жимым форматом блюза и чувствами.

Хаус — танцевальный стиль с тяжелой бас-гитарой, воз­никший в Чикаго в начале 80-х. Записи хауса были гиб­ридом музыки диско 70-х и электроники, созданным клубными ди-джеями, которые пропускали записи чер­ных исполнителей диско и соул 70-х годов через компь­ютер, клавишные и автоматический барабан.

Хиллибилли — уничижительный термин, часто используе­мый для названия музыки в стиле кантри. Название бы­товало в 20-е годы. Возможно, оно происходит от имени Билли Хилла (1899—1940) — профессионального скри­пача и певца, исполнителя баллад и ковбойских песен. Для этого стиля характерно использование струнного сопровождения, как правило, банджо. Хиппи — словом «хиппи» американский писатель Майкл Феллон обозначил в 1962 г. калифорнийскую молодеж­ную контр-культуру. Основоположниками философии хиппи были У. Берроуз, А. Гинзберг, Т. Лири, К. Кизи. Хиппи верили, что зло можно победить силой всеобщей любви. Они также полагали, что человек должен полно­стью раскрепоститься, освободиться от предрассудков и раскрыть свои истинные способности. Для этой цели применялись легкие наркотики, что нанесло непоправи­мый вред и движению, и его самым рьяным последовате­лям.

Хэви-метал — чрезвычайно стилизованная форма рока, которая опирается на повторный рифф для продвиже­ния песни вперед. Когда в конце 60-х годов этот стиль появился впервые, он черпал свои образы из фантастики Меча и Колдовства и комиксов ужасов.

Шансонье (эстрадный певец) — исполнителей романтичес­ких баллад, таких, как Бинг Кросби, Фрэнк Синатра и Дин Мартин, популярных в 40-х и 50-х годах, вполне можно назвать шансонье.

Moog(муг) — ранний тип электронного синтезатора.

«Motown» — фирма звукозаписи, отличавшаяся особым звуком. Основана в 60-х в Детройте, получила свое имя от прозвища города «MotorTown» (город моторов). На этой фирме записывались артисты Стиви Уандер и Дайана Росс.


[1]Литтл Ричард (Ричард Пенниман, р. 1932 г.) — амери­канский певец, пианист, композитор, киноактер. Его называ­ют родоначальником современной рок-музыки. Он одним из первых был введен в символический Зал славы рок-н-ролла.

[2]Обращаем внимание читателей на то, что не везде дан перевод названий песен или названий групп. Некоторые на­звания очевидны, другие не имеют устоявшегося перевода на русский язык, и те и другие читатель с помощью англо­русского словаря вполне может перевести для себя самосто­ятельно. Есть названия, которые переводить бессмысленно, потому что они не имеют русского аналога. Например, на­звание группы Buzzcocks— шутка: Шелли и Девото увиде­ли в конце газетной статьи текст «getabuzzсоек», и он показался им вполне подходящим названием для группы.

[3]Буги — разновидность ритм-энд-блюза, характерная фоном с доминирующим фортепиано, имитирующим ги­тарный аккомпанемент.

[4]Свинг — музыкальное выразительное средство, на­шедшее особенно активное применение в джазе. Характери­зуется особым типом ритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или за­паздывающих) от опорных долей. Благодаря этому созда­ется впечатление большой внутренней энергии, находящей­ся в состоянии раскачивания, неустойчивого равновесия.

[5]Спиричуэле (от англ. spiritual— духовный) — амери­канские духовные песнопения, религиозные напевы с тек­стами, основанными на Ветхом Завете. Передают настрое­ния трагического одиночества, отличаются глубиной и по­этичностью. Возникли на юге США на основе африканских и англо-кельтских художественных традиций.

[6]Хаулин' Вулф (англ. «воющий волк») — прозвище Бернетта Честера Артура, американского певца, блюзмена, исполнителя на губной гармонике, гитариста, автора мно­гих блюзовых стандартов; Вулф — одна из наиболее значи­мых фигур в истории блюза вообще и особенно чикагского. Свое прозвище получил в раннем детстве, но оно довольно точно соответствует его исполнительской манере.

[7]Рифф — многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, часто слу­жащей сопровождением к сольной импровизации. То же, что остинато в классической музыке.

[8]Блюз (blues) — предположительно от американской идиомы tofeelblue — «быть печальным» или от английско­го bluedevils — «меланхолия», «хандра».

[9]Буги-вуги — разновидность R&B, характерная бэк­граундом с доминирующим фортепьяно, имитирующим ги­тарный аккомпанемент.

[10]Этот ритм получил название «стук вагонных колес».

[11]Драйв — термин, которым определяют чисто джазо­вый характер исполнения: волевой посыл, раскрепощенную энергию музыки, создающую у слушателя впечатление на­растающего ритма, тогда как он остается неизменным.

[12]Чарт (-ы, -сы) — таблицы, списки наиболее популяр­ных пластинок, книг, фильмов, списки шлягеров, бестселле­ров.

[13]Пампинг — стиль игры на фортепьяно Дж. Л. Льюиса. Этот стиль сравнивали с работой корабельной помпы, от­сюда и название такой манеры игры.

[14]Бренд — здесь: отличительная особенность, яркая, не­повторимая черта.

[15]Настоящее имя Бо Диддли — Эллас Бейтс Мак-Дэни-елс. На жаргоне музыкантов «бо диддли» — однострунная африканская гитара.

[16]Винсент попал в аварию: когда он ехал на мотоцикле, его сбила машина, да так, что нога Винсента ниже колена была почти оторвана. Врачи Военно-морского госпиталя удачно прооперировали певца, однако ограниченную под­вижность колена преодолеть не удалось, осталась и сильная боль в ноге, которая мучила его всю жизнь.

[17]Облигато — название обязательной для исполнения партии сопровождающего инструмента в ансамблевом про­изведении.

[18]«Американские картинки», или «Американские граф­фити», — фильм Джорджа Лукаса о последнем лете друзей-подростков перед вступлением во взрослую жизнь. Дж. Лу­касу вполне хватило бы одного этого фильма, чтобы полу­чить звание классика современного кино.

[19]Саундтрек — фонограмма, звуковая дорожка, музы­ка к кинофильмам. Речь идет о полном комплекте нередактированных песен или композиций, звучащих в картине обычно в сокращенном варианте; часто в саундтреке мож­но слышать звуковой фон кинофильма, что придает фоно­грамме особую прелесть: слова героев, стрельбу и прочее.

[20]РечьидетогруппеFlash Cafillac & The Continental Kids`.

[21]Соул (англ. soul) — душа, дух, сердце.

[22]Бопер — музыкант, играющий в стиле боп, джазовом стиле, сложившемся к началу 40-х годов. Известен названи­ями «бибиоп», «бибап», «рибап», «минтонс-стиль». Харак­теризуется свободной сольной импровизацией, новаторс­кой гармонией и другими выразительными средствами.

[23]Фанк — полиритмическая, предельно синкопирован­ная негритянская танцевали шмузыка. Она вышла из со­ула, а из фанка в дальнейшем появился стиль диско.

[24]Хип-хоп (другое название — рэп) — стиль танцеваль­ной музыки, возникший как самостоятельное явление в Бронксе (Нью-Йорк) около 1974 г. Поначалу хип-хопом именовалось подтечение в рэпе, связанное с декламирова­нием неприличностей.

[25]Стомп (англ. stomp— топать) — широко используе­мый в джазе прием, основанный на эпизодическом прове­дении остинатно повторяемых моделей (мелодических, гармонических, акцентно-ритмических, фактурных), кото­рые, из-за их несоответствия основной фразировке, вре­менно нарушают ее естественную логику, динамизируя музыкальное изложение, насыщая его внутренней конф­ликтностью. Модель, применяемая в этих целях, называет­ся «стомп-паттерн», а техника ее применения — стомпинг. Для свинга типичная разновидность мелодического стом­па — рифф.

[26]«Grammy» — «Грэмми», премия Американской нацио­нальной академии звукозаписи и звукозаписывающих наук. Вручение наград проходит в Лос-Анджелесе.

[27]Бит-комбо — небольшая группа музыкантов, играю­щих в стиле бит. Комбо — это, как правило, солисты, имп­ровизирующие в сопровождении ритм-группы. В современ­ном джазе комбо утвердился как камерный джазовый ан­самбль.

[28]Полное название песни «"StrawberryFields" Forever» («"Земляничные поляны" навеки»). Это песня о приюте Армии спасения «Стробери Филдс», расположенном в при­городе Ливерпуля в старом мрачном доме, память о кото­ром навсегда останется в сердцах его бывших обитателей.

[29]ЛСД, или кислота — диэтиламид лизергиновой кисло­ты. Галлюциногенный синтетический наркотик, изменяю­щий состояние сознания, который из-за вызываемых им необычных ощущений и переживаний считали ключом к раскрытию подсознания. Применялся в психотерапии до тех пор, пока не выяснилось его разрушительное действие на клетки головного мозга. В 1963 г. повсеместно запрещен к продаже и применению.

[30] Движение модов (от англ. modern— современный, мод­ный) зародилось в середине 60-х. Принадлежать к модам оз­начало обадать всем самым модным и современным на дан­ный момент, выделяться среди остальных. Моды противопо­ставляли себя хиппи во всем — от одежды до атрибутики. Их лозунг: «Живи быстро, умри молодым». Они проповедовали саморазрушение: непомерное потребление алкоголя, нарко­тиков, секс без разбора, бешеные скорости, выжимаемые из мотороллеров. Таков был их способ выражения протеста старшему поколению. Их музыкой был американский R&B, но играли модовские группы жестче и быстрее, чем амери­канские исполнители, — это был настоящий неистовый рок.

[31]Слова из песни «Му Generation)).

[32]Enfantterrible (фр.) — ужасный ребенок.

[33]Деннис Уилсон (1944—1983), Марина Дель-Рей и Карл У ил сон (р. 1946).

[34]При записи альбома «Smile» неожиданно загорелась студия, и в пожаре погибли все сведенные фонограммы диска.

[35]TheMonkees— «Обезьянки». Группа создана в Лос-Анджелесе в 1965 г. Просуществовала до 1969 г. «Манкима-нии» была подвержена молодежь в возрасте от 8 до 12 лет.

[36]Кавер-версия (англ. cover— покрытие) — заново аранжированная, обработанная версия какой-либо уже из­вестной ранее мелодии.

[37]Вуди Гатри (1912—1967) — американский певец, гита­рист, главная фигура в наследии американской фолк-музы-ки. Оказал огромное влияние на целое поколение исполни­телей. В своих песнях он протестовал против нищеты и фа­шизма. Некоторые из его прекрасных композиций счита­лись альтернативой государственному гимну Америки.

[38]Кислота — на сленге кислотой называют не только ЛСД и наркотики, требующие химической переработки, но также и характерный обжигающий звук, присущий пред­ставителям «кислотного» стиля, например, Doorsи Джими Хендриксу.

[39]Лето любви, или SummerOfLove, — лето 1967 г., ког­да в столицу хиппи, район Хайт-Эшбери в Сан-Франциско, устремилась молодежь, примкнувшая к движению хиппи. Хиппи провозгласили ряд лозунгов: «Туда, в Сан-Францис­ко, где цветы и любовь...», «Занимайтесь любовью, а не войной». Так они объявляли наступление новой эры — эры мира, любви и свободы, когда тысячи молодых людей, оча­рованных идеями ненасилия, духовного роста и просветле­ния, в венках из цветов танцуют на мостовых босиком и повсюду царит музыка.

[40]Рембо Артюр (1854—1891) — французский поэт-сим­волист. Его творчество отличали нарочитая алогичность и заостренно-прозаическая конкретность образов в сочета­нии с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом.

[41]Дадаисты — последователи дадаизма, движения в литературе и искусстве, возникшего в Цюрихе, Швейца­рия, в 1915 г. Возглавлял движение румынский поэт Т. Тцара. Суть движения состояла в иррационализме, ни­гилистическом антиэстетизме как протесте против Пер­вой мировой войны. Дадаизм оказал заметное влияние на искусство начала XX в., разрушая установившиеся правила и ценности.

[42]Настоящее имя Джони Митчелл — Роберта Джоан Андерсен. Певица, композитор, гитаристка, пианистка.

[43]Власть цветов (flowerpower) — термин принадлежит американскому поэту Алену Гинзбергу. Смысл термина в том, что цветы, музыка, поэзия, искусство и мантры спо­собны противостоять насили) и разрушению. Хиппи назы­вали себя «дети-цветы».

[44]Тимоти Лири (1926—1996) — доктор психологии, ос­нователь гуманистической психологии и групповой тера­пии; апостол ЛСД, экспериментировал с наркотиками, «расширяющими сознание». Его называли гуру психоде­лии. С его помощью поколение «детей-цветов» начало употреблять кислоту. Утверждал, что «необходимо выйти из наших умов, чтобы использовать наши головы» и что стабилизирующие химические препараты обеспечат бес­кровную революцию, вернут обществу психическое равно­весие.

[45]Транс-дэнс — стиль современной танцевальной му­зыки; мягче, чем техно, но позволяет активно двигаться. Скорость треков составляет примерно 150 ударов в минуту.

[46]Кислотный хаус (айсид-хаус) — стиль современной танцевальной музыки (120—140 ударов в минуту).

[47]Экстази — жаргонное название полусинтетического психостимулирующего наркотика, 3, 4-метилендиоксиме-тамфетамина, запрещенного к применению в ряде стран, в том числе в США и России, даже в экспериментальных це­лях.

[48]ELP— название группы сложено из первых букв имен музыкантов, входивших в состав трио: Emerson, Lake, Palmer(Эмерсон, Лейк и Палмер).

[49]У Эрика Клэптона была репутация лучшего блюзово­го гитариста, и на всех лондонских стенах и заборах красо­вались надписи: «Клэптон — бог».

[50]Возможно, автор назвал группу злополучной потому,, что, несмотря на великолепный состав (Э. Клэптон, Д. Бей-кер, С. Уинвуд, Р. Греч), группа «продержалась» всего один альбом и одно турне.

[51]Прозвище «Slowhand», «Медленная рука», Эрик Клэп­тон получил за способность удлинять тон дрожанием паль­цев левой руки на струнах, как это принято у темнокожих блюзменов.

[52]Led— искаженное от lead (англ.) — свинцовый, по­крытый свинцом.

[53]* Вокалист Род Эванс и басист Ник Симпер покинули группу в 1968 году.

[54]Сати Эрик (1866—1925) — французский композитор. Вего музыкальных произведениях часто сочетались мелан­холия и острота. Вего оркестровом произведении «Парад» (1917), созданном в содружестве с Ж. Кокто и П. Пикассо, как звуковой эффект используется звук печатной машинки. Лучшее сочинение — драма с пением «Сократ».

[55]Tourdeforce (фр.) — здесь: проявление большой силы.

[56]Напоминаем, что «Тоmmу» («Томми») — рок-опера, записанная группой в 1969 г.

[57]Музыканты поощряли слухи о том, что они занимают­ся черной магией и оккультизмом.

[58]AOR (Adult Oriented Rock) — рокдлявзрослых.** «TheExorcist» — «Изгоняющий дьявола» (1973); фильм ужасов.

[59]Арт-рок — художественный рок. Жанр рок-музыки, в котором музыканты ставили перед собой серьезные худо­жественные задачи, пытаясь, с одной стороны, создать но­вые музыкальные выразительные средства, а с другой — заимствовать композиционные приемы у академической музыки. Наиболее яркие представители этого направле­ния — Yes, Genesis, Pink Floyd.

[60]Группа была названа по имени английского ученого-агрария XVIII в.

[61]Майк Олдфилд (р. 1953) — английский композитор и мультиинструменталист.

[62]Бонго — латиноамериканская разновидность маракас (предположительно индейского происхождения).

[63]* Арт-деко — стиль в искусстве и архитектуре, возник­ший в Европе в 20-х годах XX века и просуществовавший до 30-х. Это был самостоятельный стиль модерна, с остры­ми линиями и доминирующим декором, с использованием тяжелых, геометрически упрощенных форм.

[64]Рэйв (англ. rave— веселое сборище, вечеринка) — тер­мин возник применительно к вечеринкам или просто местам встреч молодежи, вошедшим в моду в конце 80-х годов XX в. Основные элементы: свет, лазеры; создание звука с помо­щью компьютерных технологий, скорость 120—180 ударов в минуту, сэмплеры с запрограммированными сегментами музыки, вырезанными из других записей.

[65]Джангл (стиль джунглей) — стиль современной танцевальной музыки, синтез европейских и африканских культурных традиций. По скорости этот стиль один из са­мых энергичных — 160—240 ударов в минуту.

[66]Скинхеды — бритоголовые. Движение скинхедов за­родилось в Англии в 60-х годах как реакция на политику открытых дверей, выгодную в то время для метрополии. Когда толпы иммигрантов из стран третьего мира хлынули на остров, они столкнулись с бритоголовыми — бывшими солдатами колониальных войск, привычными к войне с «цветными» в колониях и недовольными тем, что иммиг­ранты отнимали работу у коренных жителей Великобрита­нии. Основателем первой организации скинхедов был анг­лийский рок-певец Ян Стюарт Дональдсон, объединивший соотечественников в союз «Blood& Нопог» в 1987 г.

[67]Рага — в индийской музыке тиническое мелодическое построение, отличающееся определенными ладовыми и ритмическими признаками.

[68]Бабблгам (англ. bubblegum) — название этого течения в музыке происходит от названия сорта жевательной резин­ки, пользующейся на Западе особенной популярностью у детей. Без особой потери смысла можно трактовать как рок для малолетних или подростков.

[69]ELO— ElectricLightOrchestra— группа, образован­ная в 1971 г. в Великобритании.

[70]* Стиви Уандер (р. 1950 г.), пианист и композитор, был слеп от рождения, но с самого раннего детства занимался музыкой. На фирме «Motown» Стиви Уандер появился в возрасте 10 лет. Его привел туда Ронни Уайт из группы Miracles.

[71]Либерэйс Владзю Валентине- — знаменитый пианист и шоумен 50-х, король китча. Любил появляться в очень яр­кой одежде, мехах, парче и фальшивых бриллиантах. Умер в 1987 г. от СПИДа.

[72] Блюграсс — разновидность музыки кантри.

[73]Трэш — стиль, родившийся в Америке и характеризу­емый построением риффов на дорийских ладах, что позво­ляет создавать жесткую музыкальную структуру. Своим происхождением обязан хэви-метал. Темп гитарной игры колеблется от умеренно-быстрого до очень быстрого, вокал довольно низкий и хрипловатый. Основная идея — создать видимость амелодизма, но не антимузыкальности.

[74]Хелл (англ. hell) —- ад.

[75]1 фут = 0,3 м.

[76] Мейнстрим — основное направление, главная линия (в искусстве).

[77]Роттен (англ. rotten) — гнилой, гадкий.

[78]Вишез (англ. vicious) — порочный, злобный; сценичес­кий псевдоним Джона Ритчи.

[79]Биггс Ронни в середине 60-х участвовал в «великом ог­раблении» поезда, следовавшего из Глазго в Лондон. Воору­женные грабители похитили 34 млн фунтов стерлингов. Большей части банды удалось скрыться. Биггс был аресто­ван, бежал из тюрьмы, скрывался в Бразилии, а спустя 35 лет вернулся в Англию и сдался властям. Сейчас 72-летний пре­ступник отбывает оставшийся срок (более 28 лет) в тюрьме. Деньги так и не нашли.

[80]Свенгали — музыкант и злодей-гипнотизер из романа английского писателя Джорджа дю Морье (1834—1896) «Трильби»; своей демонической силой мог заставить окру­жающих исполнять его волю. Героиня романа, величайшая певица Трильби, была полностью в его власти и обретала свой великолепный певческий голос только в его присут­ствии.

[81]Принцип действия.

[82]Прихлопни, а затем трахни.

[83] Хард-кор — подвид панк-рока, гибрид панка и спид-метал. Именно для этого стиля характерен образ исполни­теля, панка, затянутого в кожу, с прической в стиле мохаук. Игногда хард-кор рассматривается как разновидность рей­ва. Основная черта этого музыкального направления — ураганный темп.

[84] Во время телеинтервью музыканты позволили себе непечатные выражения, после чего владельцы залов отказа­лись от выступлений SexPistols.

[85] Концерт LiveAidбыл организован для сбора средств в помощь голодающим Эфиопии. Самые известные рок-му­зыканты выступили одновременно на стадионе Уэмбли в Лондоне и на стадионе имени Кеннеди в Филадельфии. Организатором шоу был бывший панк-рокер Боб Гелдоф. Концерт был разрекламирован как самое грандиозное шоу в мире, и реклама не обманула ожиданий зрителей.

[86] В этот альбом Кейт Буш включила 25-минутную кельт­скую сюиту.

[87]DIY— аббревиатура от «do-it-yourself», что значит «своими руками», «в домагчних условиях», «домашнего розлива».

[88] Название группы в переводе с английского — «Куз­нецы».

[89] Название этой австралийской группы переводится как «Переменный ток / Постоянный ток» вопреки бытующим время от времени намекам на то, что название группы мож­но перевести как «Бисексуалы».

[90] Эдж (англ. edge— лезвие) — так прозвали гитариста и клавишника Дэйва Ивенса за острый ум и любовь к край­ностям.

[91]MTV— американский музыкальный телевизионный канал.

[92] Родительский центр музыкальных ресурсов был со­здан в США при содействии жены сорок пятого вице-пре­зидента Америки Альберта Гора Мэри Гор. Задачей центра было объяснение родителям того вреда, который могут на­нести здоровью детей популярные пластинки с песнями, где есть тексты, содержащие непристойные выражения и вос­хваляющие насилие. Благодаря усилиям Центра на таких пластинках появились надписи, предупреждающие покупа­телей о песнях, содержание которых нежелательно для про­слушивания несовершеннолетними. Эти надписи присут­ствуют на музыкальных носителях и в настоящее время.

[93] «Третий человек» — фильм режиссера Кэрола Рида по одноименной повести Грэма Грина. Философская притча, детективный сюжет которой разворачивается в послевоен­ной Вене. Герой фильма, участвующий в грязных махина­циях с пенициллином, инсценирует свою смерть, похороны и биографии своих близких. Стилистическое решение кар­тины представляет собой синтез немецкого экспрессиониз­ма, детективов Хичкока и реалистической драмы в духе англо-американских романов 30—40-х годов. Фильм полу­чил первую Золотую пальмовую ветвь на Каннском кино­фестивале в 1949 году.

[94] Ряд источников по истории поп-музыки приписывают честь создания стиля техно детройтскому ди-джею Хуану Аткинсу и его другу Рику Дэвису.

[95] Малколм Икс, настоящее имя Малколм Лита (1925— 1965) — лидер мусульманской общины «Черные пантеры», проповедник «черного национализма».

[96] Кора — африканская арфа.

[97] Гамелан — индонезийский традиционный оркестр, а также особый тип музицирования. В классический инстру­ментальный ансамбль гамелана входят разные гонги, гон­товые установки, металлофоны, барабаны, а также флейты, струнные щипковые инструменты (ребаб, цитра) и голос. Руководит гамеланом обычно исполнитель на барабане. Сложная структура композиций гамелана основана на цик­личности.

[98] «Духовными отцами» Suedeбыли Моррисси и Дэвид Боуи.

[99] Петула Кларк (р. 1932) — певица из Великобритании. Англичане с большим уважением относятся к ее творчеству: в годы Второй мировой войны, будучи еще ребенком, она более 500 раз выступала с концертами для английских войск, расквартированных в Европе. Ее карьера была очень удачной. Навсегда ушла из шоу-бизнеса в 1977 г. Из­вестны ее хиты «TheLittleShoemaker» и версия композиции «Downtown» (премия «Грэмми»).

[100] Несмотря на недовольство критики, одноименный альбом группы имел феноменальный успех. В него вошли две самые загадочные композиции Beatles: ((StrawberryFieldsForever» и «I AmTheWalrus» Джона Леннона.

[101] Фильм о поп-фестивале в городе Монтерей (в 135 км к югу от Сан-Франциско на берегу залива Монтерей), состо­явшемся в 1967 г.

[102] Обвиненные в пропаганде насилия, RollingStonesна шесть лет изъяли песню «Сочувствие дьяволу» из своего репертуара, хотя юноша по имени Мередит Хантер был убит во время исполнения другой песни.

[103] Мартин Скорцезе (р. 1942) — американский режиссер, сценарист и продюсер. Его фильмы глубоко психологичны и часто обращаются к темам вины, греха, искупления. Им сняты фильмы «Водитель такси» (1976), «Последнее иску­шение Христа» (1988), «Мыс Страха» (1991), «Возраст неви­новности» (1992).

[104] Настоящее имя этого певца и композитора Трейси Марроу.

[105] Митлоуф (англ. meatloaf— кусок мяса) — прозвище американского певца, актера и композитора, настоящее имя которого Марвин Ли Эдей.

[106] Пинбол — настольная игра, в которой игрок, вытал­кивая с помощью поршня шарик, пытается попасть им в лузы, расположенные на игольчатой поверхности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: