Альбом — до эры компакт-дисков долгоиграющая пластинка с собранием песен (некоторые из них могли быть выпущены заранее как синглы), длительностью всего около 40 минут (20 минут одна сторона).
Блюз — песенная форма музыки чернокожих американцев, основанная на трех аккордах — тонике, субдоминанте и доминанте (например, блюз в Е (ми) состоял бы из аккордов Е (ми), А (ля) и В (си)) с минорными интервалами и пониженными на полтона третьей и седьмой нотами в гамме, часто в формате 12 тактов.
Брит-поп — возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-х.
Бэк-вокал — группа певцов, вокалистов и музыкантов, находящихся на сцене позади певца и сопровождающих его пение.
Бэкграунд (англ. background; букв.: задний план, фон) — аккомпанемент, сопровождение исполняемой солистом ведущей мелодической линии.
Всемирный сплав (worldfusion) — экзотическая смесь музыки всего мира (традиционной народной музыки) и рока, обычно объединяющая этнические инструменты и рок-аппаратуру ради создания танцевальной музыки, привлекавшей взаимопроникновением различных музыкальных культур.
|
|
Гаражный рок — допсиходелическое минималистское движение американского рока середины 60-х годов, которое характеризовалось тремя неистовыми аккордами, трехминутным трэшем, кричащим вокалом, расстроенными гитарами и периодическими пассажами электрооргана.
Глэм-рок (англ. glamourous— эффектный) — разновидность рока, возникшая в начале 70-х годов XX в. как очевидная антитеза напыщенности арт-рока и серьезности прогрессив-рока. Первоначально всецело британское явление, нацеленное на аудиторию младшего подросткового возраста. Отцом-основателем считается Марк Болан из ТRex. Позже глэм-рок довели до экстремума Дэвид Боуи, Sweetи Гари Глиттер, которые стремились вернуть поп-музыке веселье и очарование. Глэм-рок совмещал рок-н-ролл, эстраду, хард-рок. Его адепты употребляли экзотический макияж, костюмерию и мужскую бижутерию. В музыкальном отношении совмещал рок-н-ролл, хард-рок, эстраду, традиции довоенного английского кабаре. Несмотря на все это, глэм-рок имел довольно жесткий звук, в результате чего стал прямым предком нынешних исполнителей хард-н-хэви. Близок к глиттер-року, хотя считается более интеллектуальной формой коммерческой музыки.
Госпел — религиозный песенный жанр чернокожего населения, основанный на евангельской тематике, характеризующийся проникновенным стилем бельканто и часто структурируемым вокруг литургического формата «вопросом-ответом». Через госпел-хоры прошли многие негритянские исполнители ритм-энд-блюза.
|
|
Грандж — гибрид панк- и хард-рока, возникший в Сиэтле в начале 90-х годов, представленный и популяризированный группой Nirvana.
Движение протеста — политизированная фолк-музыка 60-х годов, примером которой может служить раннее творчество Боба Дилана.
Диско — форма танцевальной музыки, популярной в 70-х, в которой считалось, что мелодия должна быть подвластна ритму.
Ду-воп (doo-wop) — название стиля, популярного в Америке в 50-х, происходит от слов «ду-воп», подпеваемых бэк-вокалом солисту. Относится к традиции негритянского гармонического пения. Отличительная черта стиля — вокальное исполнение без музыкального сопровождения, то есть акапелла.
Кантри — народная музыка южных штатов США со штаб-квартирой в Нэшвиле. Предыдущее название — кантри-и-вестерн.
Мерсибит — модный недолгое время стиль гитарной поп-музыки, появившийся в Ливерпуле вслед за первыми успехами Beatles(около 1964—1965 годов).
Микширование (от англ. mix— смешивать) — балансировка отдельных треков, на которых записаны разные инструменты и голоса, с целью создания пленки, с которой будет сделана запись.
Мультитрек — формат записи, который позволяет записывать множество источников сигнала (инструменты, вокал, эффекты) отдельно на один и тот же участок пленки, а затем проигрывать в совершенной синхронизации.
Новая волна — менее анархистское движение пост-панка, которое обещало поместить часть чистой энергии панка в мейнстрим поп-музыки, но вместо этого термин «охватил» все новое поколение исполнителей, которые достигли высокого положения в эпоху пост-панка.
Панк — основной минималистский рок, известный с середины до конца 70-х годов, который отличали подход «назад к основам» и этика анти-истеблишмента.
Поп-арт — форма живописи и иллюстрации, модная в 60-е годы, которая стремилась подражать высокостилизованным образам американских книжек комиксов и искать вдохновения в поп-культуре. Обязательно используются оформившиеся стереотипы и символы.
Поп-музыка — широкий всеобъемлющий термин, использующийся в целом для обозначения коммерческой модной популярной музыки, в противоположность року, который считается более тяжелым и бескомпромиссным.
Прогрессив-рок (также известный как помп-рок, то есть помпезный рок) — жанр, популярный в конце 60-х и в начале 70-х годов, который попытался расширить музыкальный словарь, применяемую аппаратуру и темы, используемые рок-группами, ради создания гибрида рока и классической музыки. Его можно рассматривать как направление арт-рока. Он характеризуется не только помпезностью и претенциозностью, но и сложными аранжировками, использованием электроинструментов, синтезаторов и ярких сценических эффектов.
Продюсер — номинально творческая сила до сессий звукозаписи, чья работа заключается в направлении исполнителей к созданию того, что он, продюсер, хочет услышать, и в помощи исполнителям ухватить то, что они слышат в своем воображении.
Психоделия/кислотный рок — поп-музыка конца 60-х годов, чьи темы и звуки стремились воссоздать галлюциногенные эффекты расширяющих сознание наркотиков (ЛСД). Характеризовалась деформированной инструментовкой, расслабляющим, одурманивающим воздействием, плывущим звуком с восточным уклоном и некоторой внешней «нечеткостью» аранжировок. Была проявлением течения хиппи, получившего название «flowerpower», «власть цветов».
Псих-поп — гибрид расширяющей сознание психоделии и поп-музыки, стилизованный под 60-е годы (то есть стандартный формат трехминутного сингла со сверхъестественно противоречащими звуками и нетривиальной темой в противоположность длинному, явно бесформенному инструментальному наркотическому бреду).
|
|
Реггей — популярная музыка Ямайки с характерным акцентом на затакте.
Ритм-энд-блюз (R&B) — ориентированная на танец форма черной поп-музыки с сильным фоновым битом, относящаяся к 40-м годам, которая позже легла в основу рок-н-ролла. Нельзя путать с мягкой танцевальной формой 90-х годов, которая приняла то же самое название.
Рок — общий термин для популярной музыки с более жесткими исполнением, нацеленной на аудиторию двадцатилетних.
Рок-н-ролл — особенно яркая американская поп-музыка с середины до конца 50-х годов.
Рокэбилли (rockabilly) — первая ласточка рок-н-ролла, появившаяся в южных штатах США, с сильным кантри-элементом; ускоренный блюз, исполняемый кантри-музыкантами в кантри-звуке.
Рэп — доминирующий жанр черной поп-музыки 80-х и 90-х годов. Рэп представляет собой ритмическое прого-варивание фраз, часто не рифмирующихся и, как правило, не придерживающихся какого бы то ни было стихотворного размера. Это могут быть фрагменты стихов, лозунги, обмен вопросами-ответами между солистом и ансамблем или публикой и прочее. Все это произносится поверх фонограммы с настойчивым танцевальным ритмом (фанк, диско) или инструментальных отрывков, сэмплированных из записей других артистов. Своим возникновением рэп обязан манере ритмической болтовни диск-жокеев, ведущих вечера диско, поддерживающих таким образом эмоциональный накал и хлопанье в ладоши у публики во время смены пластинок.
Сан-саунд (Sunsound) — отличительный звук ранних американских записей рок-н-ролла, связанных с фирмой и студией звукозаписи «Sun» в Мемфисе, характеризующийся эффектом эха из-за долгой задержки пленки.
Сан-Франциско саунд (San-FranciscoSound) — музыка групп района Калифорнийского залива конца 60-х годов, которая не была исключительно психоделической,но вторила эхом идеалам хиппи и появляющейся наркотической культуре.
Серфинг — поп-музыка узкой гармонии начала 60-х годов на западном побережье США, связанная с культурой серфинга; ее демонстрируют группа BeachBoysи дуэт JanandDean.
|
|
Сессия — исполнение импровизаций и экспромтов группой, солистами, джазовым оркестром.
Сингл — самая маленькая по диаметру виниловая пластинка (размер — 7 дюймов, то есть 16 см) со скоростью проигрывания (формат записи) 45 оборотов в минуту с одной песней на каждой стороне. В первые годы поп-музыки на стороне А находилась более коммерческая песня, а В-сторона была просто «наполнителем». Но появлялись пластинки с двумя сторонами А, макси-синглы (три трека, один на стороне А и два — на обороте), семидюймовые Eps(расширенный формат; четыре трека), а с 70-х годов — 12-дюймовые синглы, которые имеют более широкий динамический диапазон и превосходный звук. Как правило, синглы всегда были валютой коммерческого массового рынка поп-музыки, а альбомы стали входить в моду с конца 60-х годов, поскольку рок-исполнителям требовалось больше времени для выражения своих идей.
Ска — ранняя форма реггей, популярная в среде белой аудитории (а именно, модов) в 60-х годах.
Скифл — грубая и чисто любительская форма народных песен, одним из главных представителей которой в Англии в 50-х годах был Донеган. Возникла из смеси блюза, фолк-музыки и кантри-энд-вестерна. Ее корни — в негритянской музыке 20-х годов, ее мелодии исполнялись на нехитрых, в основном самодельных инструментах, поскольку исполнители были слишком бедны, чтобы позволить себе настоящие инструменты. Они обходились акустической гитарой, малым барабаном, трещоткой, стиральной доской, самодельной бас-гитарой и знанием всего двух аккордов. Это и делало скифл наиболеепривлекательным — его исполнение не требовало большого таланта и умения игры.
Скретчинг (царапанье) — эффект, подобный прослушиванию записи с иглой, увязшей в бороздке, созданный вручную при помощи управления двумя смежными проигрывателями так, чтобы игла была оттянута назад через бороздку.
Соул — популярная музыка чернокожего населения Америки, в которой смешаны танцевальные ритмы и эмоциональный вокал стиля госпел.
Супергруппа — новая элитная группа, сформированная исполнителями, которые ранее создали себе репутацию в других группах. Модная тенденция в конце 60-х и в начале 70-х годов.
Сэмплинг — метод записи в цифровой форме фрагментов из записей других исполнителей. Записанными фрагментами затем можно манипулировать, добавляя специальные эффекты, и повторно сыграть в ключевые моменты в полностью новой записи. Таким образом, любимый гитарный рифф или вокальная фраза могут добавить новизны танцевальному треку, который нужно было «приправить».
Техно — ужасная, бездушная, машиногенерируемая танцевальная музыка, возникшая в Детройте в конце 80-х годов.
Хард-рок — жанр, ведомый гитарой, который отличается от тяжелого металла (хэви-метал) тем, что является менее жестким и ориентированным на рифф и часто движимым форматом блюза и чувствами.
Хаус — танцевальный стиль с тяжелой бас-гитарой, возникший в Чикаго в начале 80-х. Записи хауса были гибридом музыки диско 70-х и электроники, созданным клубными ди-джеями, которые пропускали записи черных исполнителей диско и соул 70-х годов через компьютер, клавишные и автоматический барабан.
Хиллибилли — уничижительный термин, часто используемый для названия музыки в стиле кантри. Название бытовало в 20-е годы. Возможно, оно происходит от имени Билли Хилла (1899—1940) — профессионального скрипача и певца, исполнителя баллад и ковбойских песен. Для этого стиля характерно использование струнного сопровождения, как правило, банджо. Хиппи — словом «хиппи» американский писатель Майкл Феллон обозначил в 1962 г. калифорнийскую молодежную контр-культуру. Основоположниками философии хиппи были У. Берроуз, А. Гинзберг, Т. Лири, К. Кизи. Хиппи верили, что зло можно победить силой всеобщей любви. Они также полагали, что человек должен полностью раскрепоститься, освободиться от предрассудков и раскрыть свои истинные способности. Для этой цели применялись легкие наркотики, что нанесло непоправимый вред и движению, и его самым рьяным последователям.
Хэви-метал — чрезвычайно стилизованная форма рока, которая опирается на повторный рифф для продвижения песни вперед. Когда в конце 60-х годов этот стиль появился впервые, он черпал свои образы из фантастики Меча и Колдовства и комиксов ужасов.
Шансонье (эстрадный певец) — исполнителей романтических баллад, таких, как Бинг Кросби, Фрэнк Синатра и Дин Мартин, популярных в 40-х и 50-х годах, вполне можно назвать шансонье.
Moog(муг) — ранний тип электронного синтезатора.
«Motown» — фирма звукозаписи, отличавшаяся особым звуком. Основана в 60-х в Детройте, получила свое имя от прозвища города «MotorTown» (город моторов). На этой фирме записывались артисты Стиви Уандер и Дайана Росс.
[1]Литтл Ричард (Ричард Пенниман, р. 1932 г.) — американский певец, пианист, композитор, киноактер. Его называют родоначальником современной рок-музыки. Он одним из первых был введен в символический Зал славы рок-н-ролла.
[2]Обращаем внимание читателей на то, что не везде дан перевод названий песен или названий групп. Некоторые названия очевидны, другие не имеют устоявшегося перевода на русский язык, и те и другие читатель с помощью англорусского словаря вполне может перевести для себя самостоятельно. Есть названия, которые переводить бессмысленно, потому что они не имеют русского аналога. Например, название группы Buzzcocks— шутка: Шелли и Девото увидели в конце газетной статьи текст «getabuzzсоек», и он показался им вполне подходящим названием для группы.
[3]Буги — разновидность ритм-энд-блюза, характерная фоном с доминирующим фортепиано, имитирующим гитарный аккомпанемент.
[4]Свинг — музыкальное выразительное средство, нашедшее особенно активное применение в джазе. Характеризуется особым типом ритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии раскачивания, неустойчивого равновесия.
[5]Спиричуэле (от англ. spiritual— духовный) — американские духовные песнопения, религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете. Передают настроения трагического одиночества, отличаются глубиной и поэтичностью. Возникли на юге США на основе африканских и англо-кельтских художественных традиций.
[6]Хаулин' Вулф (англ. «воющий волк») — прозвище Бернетта Честера Артура, американского певца, блюзмена, исполнителя на губной гармонике, гитариста, автора многих блюзовых стандартов; Вулф — одна из наиболее значимых фигур в истории блюза вообще и особенно чикагского. Свое прозвище получил в раннем детстве, но оно довольно точно соответствует его исполнительской манере.
[7]Рифф — многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, часто служащей сопровождением к сольной импровизации. То же, что остинато в классической музыке.
[8]Блюз (blues) — предположительно от американской идиомы tofeelblue — «быть печальным» или от английского bluedevils — «меланхолия», «хандра».
[9]Буги-вуги — разновидность R&B, характерная бэкграундом с доминирующим фортепьяно, имитирующим гитарный аккомпанемент.
[10]Этот ритм получил название «стук вагонных колес».
[11]Драйв — термин, которым определяют чисто джазовый характер исполнения: волевой посыл, раскрепощенную энергию музыки, создающую у слушателя впечатление нарастающего ритма, тогда как он остается неизменным.
[12]Чарт (-ы, -сы) — таблицы, списки наиболее популярных пластинок, книг, фильмов, списки шлягеров, бестселлеров.
[13]Пампинг — стиль игры на фортепьяно Дж. Л. Льюиса. Этот стиль сравнивали с работой корабельной помпы, отсюда и название такой манеры игры.
[14]Бренд — здесь: отличительная особенность, яркая, неповторимая черта.
[15]Настоящее имя Бо Диддли — Эллас Бейтс Мак-Дэни-елс. На жаргоне музыкантов «бо диддли» — однострунная африканская гитара.
[16]Винсент попал в аварию: когда он ехал на мотоцикле, его сбила машина, да так, что нога Винсента ниже колена была почти оторвана. Врачи Военно-морского госпиталя удачно прооперировали певца, однако ограниченную подвижность колена преодолеть не удалось, осталась и сильная боль в ноге, которая мучила его всю жизнь.
[17]Облигато — название обязательной для исполнения партии сопровождающего инструмента в ансамблевом произведении.
[18]«Американские картинки», или «Американские граффити», — фильм Джорджа Лукаса о последнем лете друзей-подростков перед вступлением во взрослую жизнь. Дж. Лукасу вполне хватило бы одного этого фильма, чтобы получить звание классика современного кино.
[19]Саундтрек — фонограмма, звуковая дорожка, музыка к кинофильмам. Речь идет о полном комплекте нередактированных песен или композиций, звучащих в картине обычно в сокращенном варианте; часто в саундтреке можно слышать звуковой фон кинофильма, что придает фонограмме особую прелесть: слова героев, стрельбу и прочее.
[20]РечьидетогруппеFlash Cafillac & The Continental Kids`.
[21]Соул (англ. soul) — душа, дух, сердце.
[22]Бопер — музыкант, играющий в стиле боп, джазовом стиле, сложившемся к началу 40-х годов. Известен названиями «бибиоп», «бибап», «рибап», «минтонс-стиль». Характеризуется свободной сольной импровизацией, новаторской гармонией и другими выразительными средствами.
[23]Фанк — полиритмическая, предельно синкопированная негритянская танцевали шмузыка. Она вышла из соула, а из фанка в дальнейшем появился стиль диско.
[24]Хип-хоп (другое название — рэп) — стиль танцевальной музыки, возникший как самостоятельное явление в Бронксе (Нью-Йорк) около 1974 г. Поначалу хип-хопом именовалось подтечение в рэпе, связанное с декламированием неприличностей.
[25]Стомп (англ. stomp— топать) — широко используемый в джазе прием, основанный на эпизодическом проведении остинатно повторяемых моделей (мелодических, гармонических, акцентно-ритмических, фактурных), которые, из-за их несоответствия основной фразировке, временно нарушают ее естественную логику, динамизируя музыкальное изложение, насыщая его внутренней конфликтностью. Модель, применяемая в этих целях, называется «стомп-паттерн», а техника ее применения — стомпинг. Для свинга типичная разновидность мелодического стомпа — рифф.
[26]«Grammy» — «Грэмми», премия Американской национальной академии звукозаписи и звукозаписывающих наук. Вручение наград проходит в Лос-Анджелесе.
[27]Бит-комбо — небольшая группа музыкантов, играющих в стиле бит. Комбо — это, как правило, солисты, импровизирующие в сопровождении ритм-группы. В современном джазе комбо утвердился как камерный джазовый ансамбль.
[28]Полное название песни «"StrawberryFields" Forever» («"Земляничные поляны" навеки»). Это песня о приюте Армии спасения «Стробери Филдс», расположенном в пригороде Ливерпуля в старом мрачном доме, память о котором навсегда останется в сердцах его бывших обитателей.
[29]ЛСД, или кислота — диэтиламид лизергиновой кислоты. Галлюциногенный синтетический наркотик, изменяющий состояние сознания, который из-за вызываемых им необычных ощущений и переживаний считали ключом к раскрытию подсознания. Применялся в психотерапии до тех пор, пока не выяснилось его разрушительное действие на клетки головного мозга. В 1963 г. повсеместно запрещен к продаже и применению.
[30] Движение модов (от англ. modern— современный, модный) зародилось в середине 60-х. Принадлежать к модам означало обадать всем самым модным и современным на данный момент, выделяться среди остальных. Моды противопоставляли себя хиппи во всем — от одежды до атрибутики. Их лозунг: «Живи быстро, умри молодым». Они проповедовали саморазрушение: непомерное потребление алкоголя, наркотиков, секс без разбора, бешеные скорости, выжимаемые из мотороллеров. Таков был их способ выражения протеста старшему поколению. Их музыкой был американский R&B, но играли модовские группы жестче и быстрее, чем американские исполнители, — это был настоящий неистовый рок.
[31]Слова из песни «Му Generation)).
[32]Enfantterrible (фр.) — ужасный ребенок.
[33]Деннис Уилсон (1944—1983), Марина Дель-Рей и Карл У ил сон (р. 1946).
[34]При записи альбома «Smile» неожиданно загорелась студия, и в пожаре погибли все сведенные фонограммы диска.
[35]TheMonkees— «Обезьянки». Группа создана в Лос-Анджелесе в 1965 г. Просуществовала до 1969 г. «Манкима-нии» была подвержена молодежь в возрасте от 8 до 12 лет.
[36]Кавер-версия (англ. cover— покрытие) — заново аранжированная, обработанная версия какой-либо уже известной ранее мелодии.
[37]Вуди Гатри (1912—1967) — американский певец, гитарист, главная фигура в наследии американской фолк-музы-ки. Оказал огромное влияние на целое поколение исполнителей. В своих песнях он протестовал против нищеты и фашизма. Некоторые из его прекрасных композиций считались альтернативой государственному гимну Америки.
[38]Кислота — на сленге кислотой называют не только ЛСД и наркотики, требующие химической переработки, но также и характерный обжигающий звук, присущий представителям «кислотного» стиля, например, Doorsи Джими Хендриксу.
[39]Лето любви, или SummerOfLove, — лето 1967 г., когда в столицу хиппи, район Хайт-Эшбери в Сан-Франциско, устремилась молодежь, примкнувшая к движению хиппи. Хиппи провозгласили ряд лозунгов: «Туда, в Сан-Франциско, где цветы и любовь...», «Занимайтесь любовью, а не войной». Так они объявляли наступление новой эры — эры мира, любви и свободы, когда тысячи молодых людей, очарованных идеями ненасилия, духовного роста и просветления, в венках из цветов танцуют на мостовых босиком и повсюду царит музыка.
[40]Рембо Артюр (1854—1891) — французский поэт-символист. Его творчество отличали нарочитая алогичность и заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом.
[41]Дадаисты — последователи дадаизма, движения в литературе и искусстве, возникшего в Цюрихе, Швейцария, в 1915 г. Возглавлял движение румынский поэт Т. Тцара. Суть движения состояла в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме как протесте против Первой мировой войны. Дадаизм оказал заметное влияние на искусство начала XX в., разрушая установившиеся правила и ценности.
[42]Настоящее имя Джони Митчелл — Роберта Джоан Андерсен. Певица, композитор, гитаристка, пианистка.
[43]Власть цветов (flowerpower) — термин принадлежит американскому поэту Алену Гинзбергу. Смысл термина в том, что цветы, музыка, поэзия, искусство и мантры способны противостоять насили) и разрушению. Хиппи называли себя «дети-цветы».
[44]Тимоти Лири (1926—1996) — доктор психологии, основатель гуманистической психологии и групповой терапии; апостол ЛСД, экспериментировал с наркотиками, «расширяющими сознание». Его называли гуру психоделии. С его помощью поколение «детей-цветов» начало употреблять кислоту. Утверждал, что «необходимо выйти из наших умов, чтобы использовать наши головы» и что стабилизирующие химические препараты обеспечат бескровную революцию, вернут обществу психическое равновесие.
[45]Транс-дэнс — стиль современной танцевальной музыки; мягче, чем техно, но позволяет активно двигаться. Скорость треков составляет примерно 150 ударов в минуту.
[46]Кислотный хаус (айсид-хаус) — стиль современной танцевальной музыки (120—140 ударов в минуту).
[47]Экстази — жаргонное название полусинтетического психостимулирующего наркотика, 3, 4-метилендиоксиме-тамфетамина, запрещенного к применению в ряде стран, в том числе в США и России, даже в экспериментальных целях.
[48]ELP— название группы сложено из первых букв имен музыкантов, входивших в состав трио: Emerson, Lake, Palmer(Эмерсон, Лейк и Палмер).
[49]У Эрика Клэптона была репутация лучшего блюзового гитариста, и на всех лондонских стенах и заборах красовались надписи: «Клэптон — бог».
[50]Возможно, автор назвал группу злополучной потому,, что, несмотря на великолепный состав (Э. Клэптон, Д. Бей-кер, С. Уинвуд, Р. Греч), группа «продержалась» всего один альбом и одно турне.
[51]Прозвище «Slowhand», «Медленная рука», Эрик Клэптон получил за способность удлинять тон дрожанием пальцев левой руки на струнах, как это принято у темнокожих блюзменов.
[52]Led— искаженное от lead (англ.) — свинцовый, покрытый свинцом.
[53]* Вокалист Род Эванс и басист Ник Симпер покинули группу в 1968 году.
[54]Сати Эрик (1866—1925) — французский композитор. Вего музыкальных произведениях часто сочетались меланхолия и острота. Вего оркестровом произведении «Парад» (1917), созданном в содружестве с Ж. Кокто и П. Пикассо, как звуковой эффект используется звук печатной машинки. Лучшее сочинение — драма с пением «Сократ».
[55]Tourdeforce (фр.) — здесь: проявление большой силы.
[56]Напоминаем, что «Тоmmу» («Томми») — рок-опера, записанная группой в 1969 г.
[57]Музыканты поощряли слухи о том, что они занимаются черной магией и оккультизмом.
[58]AOR (Adult Oriented Rock) — рокдлявзрослых.** «TheExorcist» — «Изгоняющий дьявола» (1973); фильм ужасов.
[59]Арт-рок — художественный рок. Жанр рок-музыки, в котором музыканты ставили перед собой серьезные художественные задачи, пытаясь, с одной стороны, создать новые музыкальные выразительные средства, а с другой — заимствовать композиционные приемы у академической музыки. Наиболее яркие представители этого направления — Yes, Genesis, Pink Floyd.
[60]Группа была названа по имени английского ученого-агрария XVIII в.
[61]Майк Олдфилд (р. 1953) — английский композитор и мультиинструменталист.
[62]Бонго — латиноамериканская разновидность маракас (предположительно индейского происхождения).
[63]* Арт-деко — стиль в искусстве и архитектуре, возникший в Европе в 20-х годах XX века и просуществовавший до 30-х. Это был самостоятельный стиль модерна, с острыми линиями и доминирующим декором, с использованием тяжелых, геометрически упрощенных форм.
[64]Рэйв (англ. rave— веселое сборище, вечеринка) — термин возник применительно к вечеринкам или просто местам встреч молодежи, вошедшим в моду в конце 80-х годов XX в. Основные элементы: свет, лазеры; создание звука с помощью компьютерных технологий, скорость 120—180 ударов в минуту, сэмплеры с запрограммированными сегментами музыки, вырезанными из других записей.
[65]Джангл (стиль джунглей) — стиль современной танцевальной музыки, синтез европейских и африканских культурных традиций. По скорости этот стиль один из самых энергичных — 160—240 ударов в минуту.
[66]Скинхеды — бритоголовые. Движение скинхедов зародилось в Англии в 60-х годах как реакция на политику открытых дверей, выгодную в то время для метрополии. Когда толпы иммигрантов из стран третьего мира хлынули на остров, они столкнулись с бритоголовыми — бывшими солдатами колониальных войск, привычными к войне с «цветными» в колониях и недовольными тем, что иммигранты отнимали работу у коренных жителей Великобритании. Основателем первой организации скинхедов был английский рок-певец Ян Стюарт Дональдсон, объединивший соотечественников в союз «Blood& Нопог» в 1987 г.
[67]Рага — в индийской музыке тиническое мелодическое построение, отличающееся определенными ладовыми и ритмическими признаками.
[68]Бабблгам (англ. bubblegum) — название этого течения в музыке происходит от названия сорта жевательной резинки, пользующейся на Западе особенной популярностью у детей. Без особой потери смысла можно трактовать как рок для малолетних или подростков.
[69]ELO— ElectricLightOrchestra— группа, образованная в 1971 г. в Великобритании.
[70]* Стиви Уандер (р. 1950 г.), пианист и композитор, был слеп от рождения, но с самого раннего детства занимался музыкой. На фирме «Motown» Стиви Уандер появился в возрасте 10 лет. Его привел туда Ронни Уайт из группы Miracles.
[71]Либерэйс Владзю Валентине- — знаменитый пианист и шоумен 50-х, король китча. Любил появляться в очень яркой одежде, мехах, парче и фальшивых бриллиантах. Умер в 1987 г. от СПИДа.
[72] Блюграсс — разновидность музыки кантри.
[73]Трэш — стиль, родившийся в Америке и характеризуемый построением риффов на дорийских ладах, что позволяет создавать жесткую музыкальную структуру. Своим происхождением обязан хэви-метал. Темп гитарной игры колеблется от умеренно-быстрого до очень быстрого, вокал довольно низкий и хрипловатый. Основная идея — создать видимость амелодизма, но не антимузыкальности.
[74]Хелл (англ. hell) —- ад.
[75]1 фут = 0,3 м.
[76] Мейнстрим — основное направление, главная линия (в искусстве).
[77]Роттен (англ. rotten) — гнилой, гадкий.
[78]Вишез (англ. vicious) — порочный, злобный; сценический псевдоним Джона Ритчи.
[79]Биггс Ронни в середине 60-х участвовал в «великом ограблении» поезда, следовавшего из Глазго в Лондон. Вооруженные грабители похитили 34 млн фунтов стерлингов. Большей части банды удалось скрыться. Биггс был арестован, бежал из тюрьмы, скрывался в Бразилии, а спустя 35 лет вернулся в Англию и сдался властям. Сейчас 72-летний преступник отбывает оставшийся срок (более 28 лет) в тюрьме. Деньги так и не нашли.
[80]Свенгали — музыкант и злодей-гипнотизер из романа английского писателя Джорджа дю Морье (1834—1896) «Трильби»; своей демонической силой мог заставить окружающих исполнять его волю. Героиня романа, величайшая певица Трильби, была полностью в его власти и обретала свой великолепный певческий голос только в его присутствии.
[81]Принцип действия.
[82]Прихлопни, а затем трахни.
[83] Хард-кор — подвид панк-рока, гибрид панка и спид-метал. Именно для этого стиля характерен образ исполнителя, панка, затянутого в кожу, с прической в стиле мохаук. Игногда хард-кор рассматривается как разновидность рейва. Основная черта этого музыкального направления — ураганный темп.
[84] Во время телеинтервью музыканты позволили себе непечатные выражения, после чего владельцы залов отказались от выступлений SexPistols.
[85] Концерт LiveAidбыл организован для сбора средств в помощь голодающим Эфиопии. Самые известные рок-музыканты выступили одновременно на стадионе Уэмбли в Лондоне и на стадионе имени Кеннеди в Филадельфии. Организатором шоу был бывший панк-рокер Боб Гелдоф. Концерт был разрекламирован как самое грандиозное шоу в мире, и реклама не обманула ожиданий зрителей.
[86] В этот альбом Кейт Буш включила 25-минутную кельтскую сюиту.
[87]DIY— аббревиатура от «do-it-yourself», что значит «своими руками», «в домагчних условиях», «домашнего розлива».
[88] Название группы в переводе с английского — «Кузнецы».
[89] Название этой австралийской группы переводится как «Переменный ток / Постоянный ток» вопреки бытующим время от времени намекам на то, что название группы можно перевести как «Бисексуалы».
[90] Эдж (англ. edge— лезвие) — так прозвали гитариста и клавишника Дэйва Ивенса за острый ум и любовь к крайностям.
[91]MTV— американский музыкальный телевизионный канал.
[92] Родительский центр музыкальных ресурсов был создан в США при содействии жены сорок пятого вице-президента Америки Альберта Гора Мэри Гор. Задачей центра было объяснение родителям того вреда, который могут нанести здоровью детей популярные пластинки с песнями, где есть тексты, содержащие непристойные выражения и восхваляющие насилие. Благодаря усилиям Центра на таких пластинках появились надписи, предупреждающие покупателей о песнях, содержание которых нежелательно для прослушивания несовершеннолетними. Эти надписи присутствуют на музыкальных носителях и в настоящее время.
[93] «Третий человек» — фильм режиссера Кэрола Рида по одноименной повести Грэма Грина. Философская притча, детективный сюжет которой разворачивается в послевоенной Вене. Герой фильма, участвующий в грязных махинациях с пенициллином, инсценирует свою смерть, похороны и биографии своих близких. Стилистическое решение картины представляет собой синтез немецкого экспрессионизма, детективов Хичкока и реалистической драмы в духе англо-американских романов 30—40-х годов. Фильм получил первую Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 1949 году.
[94] Ряд источников по истории поп-музыки приписывают честь создания стиля техно детройтскому ди-джею Хуану Аткинсу и его другу Рику Дэвису.
[95] Малколм Икс, настоящее имя Малколм Лита (1925— 1965) — лидер мусульманской общины «Черные пантеры», проповедник «черного национализма».
[96] Кора — африканская арфа.
[97] Гамелан — индонезийский традиционный оркестр, а также особый тип музицирования. В классический инструментальный ансамбль гамелана входят разные гонги, гонтовые установки, металлофоны, барабаны, а также флейты, струнные щипковые инструменты (ребаб, цитра) и голос. Руководит гамеланом обычно исполнитель на барабане. Сложная структура композиций гамелана основана на цикличности.
[98] «Духовными отцами» Suedeбыли Моррисси и Дэвид Боуи.
[99] Петула Кларк (р. 1932) — певица из Великобритании. Англичане с большим уважением относятся к ее творчеству: в годы Второй мировой войны, будучи еще ребенком, она более 500 раз выступала с концертами для английских войск, расквартированных в Европе. Ее карьера была очень удачной. Навсегда ушла из шоу-бизнеса в 1977 г. Известны ее хиты «TheLittleShoemaker» и версия композиции «Downtown» (премия «Грэмми»).
[100] Несмотря на недовольство критики, одноименный альбом группы имел феноменальный успех. В него вошли две самые загадочные композиции Beatles: ((StrawberryFieldsForever» и «I AmTheWalrus» Джона Леннона.
[101] Фильм о поп-фестивале в городе Монтерей (в 135 км к югу от Сан-Франциско на берегу залива Монтерей), состоявшемся в 1967 г.
[102] Обвиненные в пропаганде насилия, RollingStonesна шесть лет изъяли песню «Сочувствие дьяволу» из своего репертуара, хотя юноша по имени Мередит Хантер был убит во время исполнения другой песни.
[103] Мартин Скорцезе (р. 1942) — американский режиссер, сценарист и продюсер. Его фильмы глубоко психологичны и часто обращаются к темам вины, греха, искупления. Им сняты фильмы «Водитель такси» (1976), «Последнее искушение Христа» (1988), «Мыс Страха» (1991), «Возраст невиновности» (1992).
[104] Настоящее имя этого певца и композитора Трейси Марроу.
[105] Митлоуф (англ. meatloaf— кусок мяса) — прозвище американского певца, актера и композитора, настоящее имя которого Марвин Ли Эдей.
[106] Пинбол — настольная игра, в которой игрок, выталкивая с помощью поршня шарик, пытается попасть им в лузы, расположенные на игольчатой поверхности.