1.Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, а отсюда возникает понимание произведения.
Однако младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова – довольно трудоемкая операция, которая часто мешает пониманию прочитанного и способности сопереживать героям. Поэтому в 1 и 2 классе первое восприятие должно обязательно проходить на слух.
Существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных для учащихся I-II классов и III-IV классов. Дети I-II классов не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: ''страшно'', ''смешно''; читатель шести – восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.
Учащиеся III-IV классов способны самостоятельно уяснить идею произведения. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, они различают свою собственную читательскую позицию и позицию автора.
2. Речедвижения являются основой мыслительной деятельности.
Поэтому для развития уч-ся необходимо как можно больше внимания уделять говорению, чтению, заучиванию наизусть, рассказыванию.
Коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет развивать на уроках такие виды речевой деятельности, как чтение, говорение, слушание (умение анализировать речь во время ее восприятия) и важнейшие речевые умения (полно и кратко пересказывать текст, составлять план, выделять главную мысль и др.).
3. Только при хорошо сформированном навыке чтения происходит процесс осмысливания прочитанного. Поэтому в начальных классах уделяют большое значение совершенствованию техники чтения.
Методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Первичный синтез произведения, складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа).
При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения.