1. Форма проверки может быть как индивидуальной, так и фронтальной.
2. Проверяя стихи, заученные наизусть, спрашиваем ежедневно по 4-5 человек, начиная по желанию. Спросить всех, оценки поставить в журнале в 1 столбик.
3. Домашние тексты редко перечитывают в классе, спрашивают при этом слабых учеников. Для проверки чтения на оценку предлагается объём:
2 класс – четверть страницы;
3 класс – треть страницы;
4 класс – полстраницы.
4. Желательно выбрать приёмы работы, которые помогут проверить быстро сознательное чтение и ориентацию в тексте:
· А. «Да – нет». Ученикам предлагаются утверждения по произведению (истинные и ложные). Учащиеся сигналят светофорчиками: «да» -зелёный, «нет» - красный. Лучше, если эти отрывочки читают сами дети. Только если техника чтения ещё не сформирована – учитель. Работать можно и письменно, отвечать: да или нет, + или –
Примеры.
- В темноте мы с трудом отыскали белую будку. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять, но на этот раз очень тихо плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже заулыбался (вскликнул) от радости.
|
|
· Предлагается 3-4 абзаца из текста в деформированном порядке. Необходимо восстановить текст и прочитать его вслух.
· На несколько секунд показываются 3 слова из определённого абзаца, учащиеся находят абзац и читают его.
Пример:
туфли | каблуки | принцесса |
Отрывок:
-За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по её волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она ещё уверяла, что она настоящая принцесса!
Так же можно показать рисунки встретившихся в абзаце слов, надо узнать и прочитать отрывок.
Пример:
Отрывок:
-А вы знаете, что СО?
- А вы знаете, что БА?
- А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились, точно птицы, -
Не как звери,
Не как рыбы, -
Точно ястребы летать!
· Выборочное чтение по вопросам, по рисункам.
· Перекрёстные вопросы: 1 ряд задаёт вопросы по тексту, остальные отвечают.
· Проверка пересказа: запись 1 ученика на магнитофон, анализ пересказа.
· Составление плана. Собирать тетради и оценивать самостоятельно составленный план можно тогда, когда программа требует составлять план самостоятельно, без помощи учителя.
· Активизация лексики (работать можно фронтально или индивидуально).
В течение нескольких уроков после чтения каждого текста нужно повторять новые слова из него, чтобы они вошли в активный словарный запас.
Упражнения могут быть индивидуальными и фронтальными:
А). Соотнеси слово (рисунок) и его значение:
Корыто | |
Лохань | |
Ушат |
Б). С новой лексикой можно составлять тесты (на бумажном носителе или электронном – см. презентацию в приложении)
|
|
Пример.
Выбери правильный ответ:
Пороша – это…
1. мягкий снег
2. пушистый снег
3. первый снег
4. глубокий снег
В). Вставь слова в текст:
- А в то время все русские княжества платили Золотой … большую … и кормили прожорливых ханских послов с их …. Иные русские, не выдержав ордынского …, убегали в земли дальние, скрывались в пещеры и леса.
(Челядь, гнёт, Орда, дань)
Слова для справок даются на II уроке после изучения их. Через несколько дней пропуски надо заполнить самостоятельно.