Подготовка к восприятию произведения

Подготовкой к восприятию текста в традиционной методике принято считать виды деятельности, направленные на решение следующих задач:

  • привлечь внимание к новой теме;
  • создать настроение, соответствующее настроению нового произведения;
  • дать дополнительные сведения по теме;
  • ввести в эпоху;
  • прорекламировать книгу, творчество автора.

На решение этих задач направлены разнообразные приёмы проведения подготовок к восприятию.

· Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. Во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к читательскому опыту. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей.

· Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало.

· Научные сведения (о животных, растениях, технике).

· Этнографические: сведения о культуре народа, быте, обычаях. Такие подготовки можно проводить к разделам, включающим зарубежные произведения, народные сказки, фольклор.

· Игровые. Если тема произведения знакома детям, можно в игре обобщить опыт: классификация птиц, зверей, поступков людей…

· Викторины (сказки, хорошо известные стихи – К. Чуковский).

· Биографии авторов рассказывают в младших классах редко, без перечисления дат, обыденных вех жизни (родился, учился, женился…) и только самые яркие, отличающиеся необычными событиями: А. Барто, Б. Житков, Л. Толстой (детство), Е. Чарушин (как иллюстратор).

· Использование картин: выявление их настроение, характера с последующим заданием сравнить с настроением стихов.

· Картины применяют и для передачи особенностей эпохи.

· Использование музыки для создания эмоционального настроя, сопоставления характера её и литературного произведения.

· Для подготовки ряд методистов используют приём антиципации (предугадывания содержания, темы по заголовку, фамилии автора, рисункам) Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения по теме предстоящего чтения. Следует приучить детей прочитывать первое предложение текста или каждой части. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию.

Примеры подготовок к восприятию представлены в приложении А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: