Лексическая работа – вторая составляющая подготовки к восприятию

Словарная работа – вид деятельности, которая обязательно присутствует на уроках чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения.

Приемы

Рассматривание предмета на картинке или рисунке. Особенно важно, если предмет дети не видели (старинный), возможно не видели (городские дети – объекты сельской местности), цвет (багрец, лазурь) или слово из групп, которые слабо различают (рыбы: лещ, плотва; птицы: зяблик, сойка)

В процессе чтения объяснение слов часто проводится помощью синонима: косуля – соха, корысть – выгода, рать – войско.

Встречаясь с неделимыми словосочетаниями, нужно объяснять их путём синонимической замены: куда ни глянь – везде: мириться с судьбой – покориться, терпеть; насмотреться не могут – любуются. Но при пересказах следует избегать такой замены, обучая употреблению в речи характерных для нашего языка словосочетаний.

Полезно объяснение слова путём обращения к его морфемному составу. Постановка вопроса типа: «Какой корень в слове привольная? Почему степь можно назвать привольной?» - развивает в школьниках вдумчивое отношение к слову, и учащиеся накапливают опыт для грамматических наблюдений на уроке русского языка.

Часто приходится прибегать к элементарному определению предмета: называемым родовое понятие и отличительные признаки, например: первопечатник – человек, которые впервые ввёл книгопечатание.

Если трудно дать логическое определение предмета или явления, мы кратко описываем его, т.е. называем некоторые его признаки (обледенение – на большой высоте самолёт снаружи покрывается толстым слоем льда, становится очень тяжёлым, лететь уже не может).

Работа с толковым словарём (1-2 слова)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: