Определение характера героев. Г Андерсен «Дюймовочка»
- Догадайтесь, о каких героях так говорится в сказке (прилагательные давать в одной форме):
бедный | |
некрасивый | |
Красивый | |
прелестный | |
Гадкий | |
добрый | |
Важный | |
Степенный | |
противный | |
безобразный |
Для проведения анализа текста используют тетради на печатной основе (есть не во всех УМК):
2. Языковой анализ проводится по ходу логического. В повествовательных текстах проводится частичный языковой анализ (только самых ярких авторских слов).
В текстах-описаниях и лирических стихах проводится полный языковой анализ: поиск и роль образных выражений (эпитетов, сравнений, олицетворений). Многие учителя поэтические средства выписывают в особые тетради для подготовки к сочинениям.
Ещё одним приемом, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент. М.П. Воюшина определяет стилистический эксперимент как намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Пропуск или замена отдельных слов, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения. Помогают детям определить эти оттенки.
|
|
Например, обратить внимание детей на звукопись в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» можно, сопоставив подлинный текст и искаженный вариант:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Шумят раскаты молодые,
Вот дождик хлынул, пыль летит,
Повисли капли дождевые,
И солнце нити золотит.
Далее следует вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, определение темы, идеи, озаглавливание, определение типа речи. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.
Тема:
- О каком главном событии (поступке) рассказывается?
Идея:
- Какое качество героя вам понравилось (не понравилось) больше всего?
- Чем бы вам хотелось походить на героя?
- чему мы могли бы поучиться, читая текст?
-Над чем заставляет задуматься это произведение?
Идею можно затем определить, выбрав пословицу из ряда предложенных учителем.
На этом этапе используем упражнения из тетради на печатной основе.
К вторичному синтезу относится ещё одно перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. Развитию воссоздающего воображения способствуют творческие виды работ, к которым относятся словесное и графическое рисование, анализ и иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое, сравнительные характеристики героев или героя в начале и конце рассказа.
|
|
Например, сравнительная характеристика мальчиков в рассказе Н. Носова «Фантазёры», Сравнительная характеристика лошади здоровой и больной – К. Ушинский «Слепая лошадь».
Методика этих видов деятельности представим во второй части «Методика работы с текстом»