Приёмы работы на уроке чтения

Определение характера героев. Г Андерсен «Дюймовочка»

- Догадайтесь, о каких героях так говорится в сказке (прилагательные давать в одной форме):

бедный  
некрасивый  
Красивый  
прелестный  
Гадкий  
добрый  
Важный  
Степенный  
противный  
безобразный  

Для проведения анализа текста используют тетради на печатной основе (есть не во всех УМК):

2. Языковой анализ проводится по ходу логического. В повествовательных текстах проводится частичный языковой анализ (только самых ярких авторских слов).

В текстах-описаниях и лирических стихах проводится полный языковой анализ: поиск и роль образных выражений (эпитетов, сравнений, олицетворений). Многие учителя поэтические средства выписывают в особые тетради для подготовки к сочинениям.

Ещё одним приемом, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент. М.П. Воюшина определяет стилистический эксперимент как намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Пропуск или замена отдельных слов, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения. Помогают детям определить эти оттенки.

Например, обратить внимание детей на звукопись в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» можно, сопоставив подлинный текст и искаженный ва­риант:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


Шумят раскаты молодые,

Вот дождик хлынул, пыль летит,

Повисли капли дождевые,

И солнце нити золотит.

Далее следует вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, определение темы, идеи, озаглавливание, определение типа речи. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.

Тема:

- О каком главном событии (поступке) рассказывается?

Идея:

- Какое качество героя вам понравилось (не понравилось) больше всего?

- Чем бы вам хотелось походить на героя?

- чему мы могли бы поучиться, читая текст?

-Над чем заставляет задуматься это произведение?

Идею можно затем определить, выбрав пословицу из ряда предложенных учителем.

На этом этапе используем упражнения из тетради на печатной основе.

К вторичному синтезу относится ещё одно перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. Развитию воссоздающего воображения способствуют творческие виды работ, к которым относятся словесное и графическое рисование, анализ и иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое, сравнительные характеристики героев или героя в начале и конце рассказа.

Например, сравнительная характеристика мальчиков в рассказе Н. Носова «Фантазёры», Сравнительная характеристика лошади здоровой и больной – К. Ушинский «Слепая лошадь».

Методика этих видов деятельности представим во второй части «Методика работы с текстом»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: