double arrow

IV Повторное чтение и анализ.

Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения, как отмечают психологи, возможно только при перечитывании. Перечитывание текста — это тот прием, работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения.

При проведении анализа нужно учитывать особенности восприятия произведения младшими школьниками: в 1-2 классе события воспринимаются как реальные, позднее – как воображаемую автором ситуацию.

1. Повторно читать и анализировать произведение можно по частям, маленькое полностью.

После повторного чтения детьми проводим логический анализ, т. е. серию вопросов на понимание поступков героев, причинно-следственных связей событий.

Одни вопросы обращены к фактам, другие на подтекст и собственное отношение, все они задаются в комплексе. Учитель должен учитывать читательский уровень, опытным читателям предлагать смысловые вопросы, слабым – о событиях.

В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

1. Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).

2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.

. - Что ребята делали во дворе?

-Как об этом говорит автор, прочитайте.

- Перечислите, какую работу проделали дети.

. – Зачем снег сваливали в кучу?

- Большая ли горка получилась, почему?

- Как можно назвать этих ребят?

- Покажите, какие знаки показывал Котька ребятам из окна.-

- Зачем он выбежал один на улицу?

Что показывает, как он торопился?

.(В ходе анализа проводим лексическую работу с оставшимися словами (непонятными))

- Как Котька надел шапку? (Нацепил)

-Когда так говорят? (Второпях, небрежно)

-Что он стал делать, перечислите?

- Какие слова вы подобрали о его действиях?

- Смешно ли вам было? Почему?

- С какого момента мы начинаем сочувствовать Котьке? Найдите и прочитайте эпизод.

- Какие чувства испытывал он, когда исправлял свои ошибки?

- А вы?

- Изменился ли Котька к концу рассказа?

- Чему научила Котьку эта история?

3.Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается роль в тексте.

Паустовский К.

- Прочитайте описание дома Грига. Что было украшением дома? Почему? О чём рассказывает нам описание дома? О чём говорят сравнения?

Что было видно из окна., прочитайте.

Зачем автор вставил описание зимнего города?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: