Глава 5. Транспортная задача
Цели
В данной главе рассматривается задача транспортировки продукта, который в определенных количествах предлагается различными производителями. Известны потребности нескольких потребителей в этом продукте. Требуется определить, от каких производителей и в каких объемах должны получать продукт потребители. Поставки должны осуществляться таким образом, чтобы совокупные издержки на транспортировку продукта были минимальными.
После того как вы выполните задания, предлагаемые в этой главе, вы будете уметь составлять и использовать для экономического анализа:
• замкнутую и открытую транспортные задачи;
• транспортную задачу с запретами;
• транспортную задачу с фиксированными перевозками;
• транспортную задачу с ограничениями на пропускную способность;
• транспортную задачу с фиксированными доплатами;
• транспортную таблицу.
Модели
Обозначения:
аi — величина предложения продукта в пункте i (i = 1,..., n);
bj — величина спроса на продукт в пункте j (j = 1,..., т);
cij — затраты на транспортировку единицы продукта из пункта i в пункт j;
xij — количество продукта, перевозимого из пункта i в пункт j.
Модель транспортной задачи:
Здесь (1) — целевая функция (минимум затрат на транспортировку продукта);
(2) — ограничения по величине предложения в каждом пункте производства;
(3) — ограничения по величине спроса в каждом пункте потребления;
(4) — условия неотрицательности объемов перевозок.
1. Замкнутая транспортная задача. Общее предложение равно общему спросу:
Это необходимое и достаточное условие существования допустимого плана задачи (1)—(4).
Открытая транспортная задача.
а) — излишек продукта
Способ сведения к замкнутой задаче. Пусть bm +1 — величина избытка продукции, т.е. - штраф за единицу продукта, не реализованного в пункте i; уi — количество продукта, не реализованного в пункте i.
Замкнутая транспортная задача имеет вид
б) — дефицит продукта.
Способ сведения к замкнутой задаче. Пусть аn +1 — величина дефицита продукции, т.е. - штраф за единицу продукта, недопоставленного в пункт j; уj — количество продукта, недопоставленного в пункту.
Замкнутая транспортная задача имеет вид
3. Транспортная задача с запретами. Пусть Е — множество пар индексов (ij), таких, что из пункта i в пункт j допускается транспортировка продукта. Между любыми другими двумя пунктами транспортировка не допускается.
Пусть М— большое число, например
Тогда
В оптимальном плане { } транспортной задачи при ограничениях (2)—(4) xij = 0, если (i,j) Ï Е.
4. Транспортная задача с фиксированными перевозками. Если объем перевозок между пунктами i и j задан, то в задаче (1)—(4) вводится дополнительное ограничение: xij = vij, где vij — заданный объемперевозок.
5. Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность. Если объем перевозок из пункта i в пункт j ограничен величиной wij, то в задаче (1)—(4) вводится дополнительное ограничение: xij £ wij.
6. Транспортная задача с фиксированными доплатами. Предположим, что в открытой транспортной задаче имеет место дефицит продукта и для его устранения в пунктах i = п + 1,..., k возможно создание новых мощностей di.
Пусть переменные zi = 1, если в пункте i (i = п + 1,..., k) вводятся мощности di и zi = 0, если в пункте i мощности не вводятся. Издержки на ввод мощностей d, в пункте i (i = n + 1,..., k)составляют иi.
С учетом возможности создания новых мощностей транспортная задача может быть записана в следующем виде:
Здесь (5) — целевая функция (минимум затрат на транспортировку и ввод мощностей);
(6) — ограничения по величине предложения в каждом существующем пункте производства;
(7) — ограничения по величине предложения в каждом новом пункте производства;
(8) — ограничения по величине спроса в каждом пункте потребления;
(9) — условия неотрицательности объемов перевозок.
Помимо непрерывных переменных xij в модель включены булевы переменные zi,. Задача (5)—(9) является задачей линейного программирования со «смешанными» переменными.
Все приведенные модели описывают транспортную задачу в виде задачи линейного программирования. В такой форме она может быть решена стандартными средствами линейного программирования, например симплекс-методом.
Для решения транспортной задачи могут быть использованы также и менее трудоемкие (по объему вычислений) алгоритмы, например метод потенциалов.
Большинство специальных алгоритмов решения транспортной задачи использует исходную информацию в форме транспортной таблицы:
Оптимальный план перевозок имеет вид