В системе товародвижения очень важную роль играет транспорт. Большая доля затрат в товародвижении приходится именно на транспортные перевозки. Следовательно необходимо искать пути снижения этих затрат, например с помощью маршрутизации, оптимизации процессов сопутствующих перевозкам, а также с помощью математических методов и т.п. Среди математических методов наиболее разработаны методы линейного программирования. Слово «линейное» определяет математическую сущность метода, которая заключается в том, что с его помощью решаются задачи с линейными связями и ограничениями, т.е. если выразить задачу в математической форме, то в ней все неизвестные будут в первой степени.
На автомобильном транспорте методом линейного программирования решают такие задачи:
· отыскание оптимального числа ездок автомобилей на маршрутах при установленном времени пребывания в наряде (задача на минимальные потери рабочего времени);
· отыскание оптимального варианта закрепления получателей за поставщиками однородной продукции (задача на минимум нулевых пробегов);
· составление рациональных маршрутов работы подвижного состава – увязка ездок (задача на минимум холостых пробегов);
· организация развозочных и сборочных маршрутов (задача на определение минимального пробега при объезде грузопунктов);
· распределение подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств по маршрутам работы (задача на максимальное использование рабочего времени автомобилей и погрузочно-разгрузочных механизмов и др.).
Все перечисленные задачи базируются на математическом моделировании изучаемого процесса, т.е. описании количественных закономерностей этого процесса с помощью математических выражений (математической модели). Математическая модель является абстрактным изображением реального процесса и в меру своей абстрактности может его характеризовать более или менее точно.
Применительно к ВМЗ рассмотрим решение транспортной задачи, для отыскания оптимального прикрепления потребителей (розничных магазинов) к региональным складам дилеров занимающихся продажей газовых плит ВМЗ, расположенных в липецкой и белгородской областях.
Постановка задачи. Имеется m поставщиков, располагающих определенным количеством продукции, и n потребителей, у которых есть потребность на данную продукцию. Известны транспортные расходы по доставке единицы продукции от любого поставщика до любого потребителя. Требуется прикрепить потребителей к поставщикам так, чтобы суммарные транспортные расходы по доставке всей продукции потребителям были минимальными.
Для построения экономико-математической модели введем обозначения:
i – номер (индекс) поставщика (i = 1, 2,..., m); пусть m = 4, т.е. имеются четыре поставщика (i = 1, 2, 3, 4);
Аi – ресурсы i-го поставщика (i = 1, 2, 3, 4), т.е. количество продукции, которое поставщик может отправить потребителям; пусть A1 = 160 шт., A2 = 240 шт., А3 = 100 шт., А4 = 200 т, а всего — 700 шт.;
j – номер (индекс) потребителя (j = 1, 2,..., n); пусть n = 5, тогда (j= 1, 2, 3, 4, 5);
Вj – потребность в продукции j-го потребителя; пусть В1 = 150 шт.,
В2 =180 шт., В3 = 200 шт., В4 = 120 шт., В5 = 50 шт., а всего – 700 шт.;
Cij — транспортные расходы по доставке единицы продукции от i-го поставщика j-му потребителю. Пусть транспортные расходы для числового примера заданы в таблице 1;
Xij – количество продукции, поставляемое от i-го поставщика j-му потребителю; эта величина неизвестна и подлежит определению; в процессе решения задачи должны быть найдены все значения Хij, указанные в таблице 2.
Таблица 1
Транспортные расходы по доставке единицы продукции i – го поставщика j – му потребителю
Потребители Поставщики | j =1 | j = 2 | j = 3 | j = 4 | j = 5 | |
i = 1 | С11 = 2 | С12 = 6 | С13 = 4 | С14 = 10 | С15 = 4 | |
i = 2 | С21 = 7 | С22 = 5 | С23 = 2 | С24 = 7 | С25 =10 | |
i = 3 | С31 = 5 | С32 = 2 | С33 = 6 | С34 = 5 | С35 = 9 | |
i = 4 | C41 = 3 | С42 = 9 | С43 = 4 | С44 = 4 | С45 = 4 |
Таблица 2
Матрица решений
Потребители Поставщики | j =1 | j = 2 | j = 3 | j = 4 | j = 5 | |
i = 1 | X11 Xij | X12 … | X13 … | X14 … | X15 Xij | |
i = 2 | X21 Xij | X22 … | X23 … | X24 … | X25 Xij | |
i = 3 | X31 Xij | X32 … | X33 … | X34 … | X35 Xij | |
I = 4 | X41 Xij | X42 … | X43 … | X44 … | X45 Xij |
Составим таблицу 3, в которую сведем исходные данные для решения экономико-математической модели: ресурсы поставщиков, потребности потребителей и транспортные расходы (они проставлены в выделенных прямоугольниках). Кроме того, в таблице 3 предусмотрен столбец для записи потенциалов Ui и Vj.
Таблица 3
Исходные данные для оптимального решения прикрепления потребителей к поставщикам
Потребители | j = 1 | j = 2 | j = 3 | j = 4 | j = 5 | Ресурсы поставщиков | |
Поставщики | Vj | V1 | V2 | V3 | V4 | V5 | |
Ui | |||||||
i = 1 | U1 | X11 | X12 | X13 | X14 | X15 | |
i = 2 | U2 | X21 | X22 | X23 | X24 | X25 | |
i = 3 | U3 | X31 | X32 | X33 | X34 | X35 | |
i = 4 | U4 | X41 | X42 | X43 | X44 | X45 | |
Потребности потребителей |
Построение модели. Экономико-математическая модель оптимального прикрепления содержит целевую функцию, системы ограничений (определенные условия) и условия неотрицательности переменных.
В рассматриваемой модели ставится задача свести к минимуму транспортные расходы.
Для нашего числового примера целевая функция будет иметь вид:
2X11 + 6X12+ 4X13… X21+X22 +…X45 = min
В общем виде целевая функция выглядит так:
C11X11+C12X12+…+C31X31+C34X34+…+CmnXmn = min,
Или
Достижение минимального значения целевой функции должно происходить при определенных условиях. Первое из них состоит в том, что по оптимальному варианту от каждого поставщика планировалось к поставке то количества продукции, которым он располагает. Это условие для рассматриваемого примера записывается в виде системы уравнений.
В общем виде система уравнений для первого условия записывается так:
или
Для нашего числового примера (см. табл. 3)
|
В общем виде система уравнений для второго условия
записывается так:
или
Для нашего числового примера (см. табл. 3)
Xij > 0, т.е. значение переменной (поставки) должно быть рав
но или больше нуля (отрицательное значение поставки не имеет смысла, например, минус 20 т металла).
Таким образом, экономико-математическая модель оптимального прикрепления потребителей к поставщикам будет иметь следующий вид:
при условиях:
Xij ³ 0 (I = 1, 2, …,m), (j = 1, 2, …,n).
Приведенная модель является закрытой, т.к.
Далее решаем задачу прикрепления поставщиков к потребителям. Расчеты выполняют в специальной таблице (матрице) линейного программирования методом потенциалов. В этой таблице имеются столбец и строка для записи потенциалов Ui и Uj, которые дают возможность определить оптимальность плана закрепления поставщиков за потребителями.
Решение задачи начинается с построения исходного плана.
Метод потенциалов, как и другие методы линейного программирования, требует, чтобы исходный вариант и все последующие варианты удовлетворяли условиям:
1) число загруженных клеток Хij в таблице должно быть на единицу меньше суммы чисел поставщиков (m) и числа потребителей (n), в нашем примере это число должно быть равно 8, т.е. m + n - 1 = 4 + 5 – 1 = 8;
2) не должно быть ни одного занятого квадрата, который оказался бы единственным в строке и в столбце таблицы;
3) занятые квадраты таблицы должны быть расположены так, чтобы можно было образовать так называемую вычеркиваемую систему.
Для составления исходного плана воспользуемся приемом, который называется методом северо-западного угла». Заполнение таблицы прикрепления начинают с левого верхнего квадрата и с позиции этого квадрата сравнивают ресурсы первого поставщика (160 шт.) и потребности первого потребителя (150 шт.), выбрать меньшее значение из них и записать в данный квадрат, который с этого момента становится «загруженным».
В нашем примере записано значение «150», равное потребности первого потребителя. Затем необходимо подвинуться вправо от северо-западного угла и сравнить оставшиеся ресурсы первого поставщика (160 - 150 = 10) и потребность второго потребителя (180), записываем наименьшую цифру (10) в квадрат первой строки второго столбца и перемещаемся вниз. Сравниваем неудовлетворенную потребность второго потребителя (180 –10 + 70). Ресурсы второго поставщика составляют (170 + 70 = 240) и т.д.
Так, двигаясь шаг за шагом, получаем исходный план (см. табл. 4). Определим значение некоторых цифр, содержащихся в таблице 4. Числа, выделенные в таблице, - это количество продукции, которое по исходному плану намечено к поставке. Квадраты, в которых расположены эти цифры, называются «загруженными»; квадраты, не содержащие поставок, — «свободными». /21/
Таблица 4
Исходный план прикрепления потребителей к
поставщикам
Потребители | j = 1 | j = 2 | j = 3 | j = 4 | j = 5 | Ресурсы поставщиков | |
Поставщики | Vj | V1=2 | V2=6 | V3=3 | V4=3 | V5=3 | |
Ui | |||||||
i = 1 | U1=0 | ||||||
i = 2 | U2= -1 | ||||||
i = 3 | U3=3 | ||||||
i = 4 | U4=1 | ||||||
Потребности потребителей |
Числа, расположенные в свободных квадратах таблицы, являются вспомогательными и представляют собой сумму соответствующих условных величин Ui + Vj = Сij (потенциалов). Для загруженных квадратов суммы Ui+Vj должны совпадать с транспортными издержками Сij.
После составления исходного плана проверим условие т + п –1 = 8, т.е. необходимо иметь 8 загруженных клеток, что мы и имеем. Итак, по нашему варианту транспортные расходы составят:
150 • 2 + 10 • б + 170 • 5 + 70 • 2 + 100 • 6 + + 30 • 4+ 120 – 4 + 50 – 4 = 2750 тыс.руб.
Проверим исходный план на оптимальность. Для этого необходимо определить индексы Ui и Vj. Индексы определяются для загруженных клеток. Сумма индексов Ui и Vj должна быть равна транспортным издержкам Cij, т.е. U1+V1=C11; U1+V2 = C12 В нашем примере значения Ui и Vj должны быть такими, чтобы U1+V1 = 2; U1+V2= 6; U2+V2 = 5; U2+V3 = 2; U3+V3 = 6; U4+V3 = 4; U4+V4 = 4; U4 + V5 = 4.
Индексы определяем следующим образом. Принимаем U1 = 0, так как U1+V1 = 2, то V1=2–0 = 2.
Аналогично определяем значение V2 = 6 – 0 = 6.
Далее определяем индекс U2. Так как U2 + V2 = 5, а V2 = 6, то U2 + V2 = 5, V2 = 6, U2 = 5 – 6 =1.
Определяем индекс V3. Исходя из того, что U2 + V3 = 2, его значение равно: V3 = 2 – (-1) = 3. Так определяет все значения Ui и Vj.
Далее исчисляем значения Ui + Vj и записываем в свободные квадраты.
Записанные значения сумм Ui + Vj в свободных квадратах , как правило, отличаются от значений Cij (транспортные издержки).
При этом возможны три случая:
1) 2) 3)
Сравниваем определяем, является ли полученный вариант прикрепления потребителей к поставщикам оптимальным. Если для всех свободных квадратов оказывается, что, то план считается оптимальным. Если хотя бы в одном из квадратов это условие не соблюдено, считается, что план не является оптимальным и его можно улучшить. В нашем примере (см. табл. 4) план не является оптимальным, так как Следовательно, его можно улучшить.
Улучшают вариант путем перемещения поставки в «свободные» квадраты, для которых . Если имеется несколько свободных квадратов, необходимо осуществлять перемещение для той, у которой . В нашем примере этот квадрат расположен в третьей строке второго столбца (). В другом квадрате эта разность меньше ().
В случае если разность окажется одинакова для сравниваемых свободных квадратов, следует выбирать один из них произвольно.
Итак, в рассматриваемом примере поставка должна быть перемещена в квадрат третьей строки и второго столбца. Перемещения производятся в определенном порядке с тем, чтобы не были нарушены условия, выраженные в приведенных выше уравнениях. Для этого образуем связку, т.е. замкнутую ломаную линию, состоящую из горизонтальных и вертикальных отрезков таким образом, чтобы одной из вершин образованного многоугольника был сам свободный квадрат, а остальные вершины находились бы в занятых квадратах.
Свободный квадрат может быть соединен четырьмя прямыми отрезками, с соседними занятыми квадратами, как это показано ниже.
После образования связи свободному квадрату и связанным с ним загруженным квадратам присваиваем поочередно знаки «—» или «+», начиная со свободного квадрата. В приведенном выше примере показана расстановка знаков. Направление расстановки знаков безразлично.
Далее просматриваем те занятые квадраты, которым присвоен знак «+», и выбираем тот из них, в котором содержится наименьшая поставка; в рассматриваемом примере она равна 100 т. Именно это значение подлежит перемещению из каждого квадрата со знаком «+» в каждый квадрат (в том числе и свободный) со знаком «-». Перемещение выглядит так:
II столбец III столбец
|
| ||||||||||
|
|
Свободный |
Рис. 10. Перемещение загрузки квадратов
В результате перемещения получаем новый вариант прикрепления (табл. 5).
Таблица 5
Оптимальный план прикрепления потребителей к поставщикам
Потребители | j = 1 | j = 2 | j = 3 | j = 4 | j = 5 | Ресурсы поставщиков | |
Поставщики | Vj | V1=2 | V2=6 | V3=3 | V4=3 | V5=3 | |
Ui | |||||||
i = 1 | U1=0 | ||||||
i = 2 | U2= -1 | ||||||
i = 3 | U3=4 | -1 | -1 | -1 | |||
i = 4 | U4=1 | ||||||
Потребности потребителей |
Транспортные расходы предприятия составляют 2050 руб., т.е. они на 700 руб. меньше, чем в первом варианте.