Термины, используемые для обозначения спартанских царей

Цари в Спарте назывались басилевсами (basileuv"), а царская власть соответственно басилейей (basileiva). Это общие для Греции термины, обозначающие царей и царскую власть, в них нет ничего специфически спартанского. 6 Так именовались те, кто обладал царской властью на законном основании (rex у римских авторов). 7 Однако весьма вероятно, что цари в Спарте как наследники дорийских племенных вождей первоначально носили почетный титул - архагеты (архагет досл. означает "главный вождь, глава, основатель"). В самом этом термине уже заключаются возможные варианты интерпретации. Именно это наименование, скорее всего, было общепринятым в официальных документах ранней архаики. В этом названии, вероятно, отражалось представление о царях как военных предводителях и основателях государства. Во всяком случае, в самом раннем государственном акте, получившем название Большая ретра, значится, что в состав совета старейшин, или герусии, вошли также архагеты (ajrcagevtai).8 Плутарх, приведший текст Большой ретры в биографии Ликурга, в своем комментарии к этому документу поясняет, что под архагетами имелись в виду спартанские цари (Plut. Lyc. 6, 3).

Судя по некоторым документам периода архаики, слово "архагет" можно понять как "основатель", будь то основатель нового государства или нового культа. В таком более широком смысле слово "архагет" встречается в ранней дорийской надписи по поводу отправки колонии в Кирену, именуемой "Клятвой основателей" (текст восходит к VII в. до н. э. - ML, N 5). Здесь архагетами именуются бог Аполлон и царь Батт, в обоих случаях в смысле "основатель", "устроитель". Но в таком значении слово "архагет" употреблялось не только дорийцами. Колонисты из Халкиды, основавшие Наксос около 735 г. до н. э., воздвигли алтарь Аполлону Архагету (Thuc. VI, 3). Ксенофонт называет архагетом Спарты Геракла (VI, 3, 6). В таком же значении слово "архагет" употребляет и Эфор, но уже по отношению к спартанским царям. Так говоря о первых спартанских царях Еврисфене и Прокле, считавшихся основателями города, Эфор замечает, что они не удостоились даже титула "архагет", "который давался всем основателям городов" (Ephor. ap. Strab. VIII, 5, 5, p. 366). По-видимому, термин "архагет" как основатель в самом широком смысле слова (новых культов, колоний, политических институтов) был характерен именно для архаической эпохи.

С другой стороны, то, что в Большой Ретре архагеты упоминаются в одной связке с членами совета старейшин, или геронтами, позволяет предположить, что спартанские цари были названы архагетами как члены и председатели герусии. Этот титул четко формулировал их положение в герусии при Ликурге - первые среди равных и не более того. Возможно, в этой фразе - "учредить герусию из 30 членов с архагетами совокупно" (triavkonta gerousivan su;n ajrcagevtai" katasthvsanta) было закреплено новое качество спартанских царей, которые, став при Ликурге членами герусии, были тем самым поставлены под контроль общины.

* * *

После этих кратких, но необходимых замечаний обратимся к рассмотрению различных сторон деятельности спартанских царей - к их военным, сакральным и юридическим функциям. Поскольку полнее всего в древних источниках представлен материал о спартанских царях классического периода, мы в основном будем рассматривать основные функции спартанских царей в том виде, в каком они зафиксированы для V - IV вв. до н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: