М Организация НИОКР и проектирование. Введение

Н.А. Мурашова

Организация НИОКР и проектирование

Рекомендовано Учёным советом Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева в качестве учебного пособия для студентов специальности 220601 «Управление инновациями»

Нижний Новгород

ББК 65.9 (2 Рос) – 56

М

Рецензент

доктор экономических наук, профессор Ф.Е. Удалов

Мурашова Н.А.

М Организация НИОКР и проектирование: учеб. пособие / Н.А. Мурашова; Нижегород. гос. техн. ун-т.им. Р.Е. Алексеева. – Н.Новгород, 2008. – 141 с.

ISBN

Учебное пособие имеет своей целью привить студентам навыки управления сферой НИОКР и проектирования фирмы как составной части ее деятельности в современных рыночных условиях. Системно рассматриваются вопросы и опыт стратегического управления НИОКР и проектирования, стратегическое значение отдельных этапов процесса НИОКР и проектирования в фирме, использование в управлении экономико-производственными системами математических моделей, управление техническими проектами.

Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности 220602 «Управление инновациями». Изложены основы организации НИОКР, связанные с разработкой, обоснованием и проектированием результатов научно-технических и опытно-конструкторских разработок в различных сферах хозяйственной деятельности предприятий.

Рис. 46. Табл. 32. Библиогр.: 53 назв.

ББК 65.9 (2 Рос) – 56

© Нижегородский государственный

технический университет

им. Р.Е. Алексеева, 2007

© Мурашова Н.А., 2008

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………  
1. Роль НИОКР в управлении фирмой в современных условиях ………  
1.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка …………...  
1.2. Внутрифирменное управление субъектом рынка ………………….…  
1.3. Основные типы реакций фирмы на изменения во внешней среде и роль НИОКР …………………………………………………………….  
1.4. НИОКР как бизнес ……………………………………………………...  
2. Теория и практика современного подхода к управлению фирмой в инновационной сфере …………………………………………………….  
2.1. Анализ макроокружения фирмы (отраслевой и конкурентный анализ) …………………………………………………………………..  
2.2. Ситуационный анализ фирмы ………………………………………….  
2.3. Имитационное динамическое моделирование ………………………..  
3. Стратегические решения фирмы и стратегия НИОКР ……………….  
3.1. Общие подходы к стратегии НИОКР ………………………………….  
3.2. Стратегия НИОКР фирмы как субъекта рынка ……………………….  
3.3. Межфункциональные барьеры стратегическим изменениям в фирме  
4. Маркетинговый подход к разработке нового товара …………………  
4.1. Генерация идей и их фильтрация ……………………………………...  
4.2. Проверка концепции и экономический анализ ……………………….  
4.3. Разработка и испытание нового продукта …………………………….  
4.4. Пробный маркетинг …………………………………………………….  
5. Оценка и отбор идей ………………………………………………………  
5.1. Критерии, связанные со стратегией и политикой фирмы ……………  
5.2. Маркетинговые критерии ………………………………………………  
5.3. Структурные критерии …………………………………………………  
5.4. Научно-технические критерии …………………………………………  
5.5. Сметная стоимость НИР ………………………………………………..  
5.6. Организация оценки идей НИР ………………………………………..  
6. Организация и порядок выполнения НИР ………………...…………....  
6.1. Виды НИР и их основные этапы ………………………………………  
6.2. Информационное обеспечение прикладной НИР …………………….  
6.3. Методы оценки научно-технической результативности НИР ……….  
6.4. Особенности в оценке эффективности НИР ………………………….  
7. Организация и порядок выполнения ОКР …………………………….  
7.1.Основные задачи и этапы ОКР …………………………………………  
7.2. Интегральный технический показатель качества изделия …………..  
7.3. Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность ………………………………………...  
7.4. Экономическая оценка этапов разработки ОКР ………………………  
7.5. Управление эффективностью разработки …………………………….  
8. Финансовая оценка НИОКР ………………………………………………  
8.1. Финансовые критерии оценки …………………………………………  
8.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР ………………………………  
8.3. Оценка инвестиций в НИОКР …………………………………………  
8.4. Финансовая оптимизация структуры НИОКР ………………………..  
9. Неопределенности при принятии решений НИОКР.……….………….  
9.1. Роль неопределенности при оптимизации управления НИОКР ……..  
9.2. Роль концепции риска в управлении НИОКР ………………………...  
9.3. Практика риск-менеджмента инновационного процесса …………….  
9.4. Системы оценок риска НИОКР с высоким уровнем неопределенности ….  
10. Использование интеллектуальной собственности …………………..  
10.1. Признаки нематериальных активов ………………………………….  
10.2. Особенности организации коммерциализации НИОКР …………….  
11. Организация и порядок выполнения проектирования ………………  
11.1. Основные задачи и этапы проектирования …………………………..  
12. Мировая практика организации управления НИОКР ……………….  
12.1. Организационная структура сферы НИОКР как стратегический фактор фирмы ……………………………………………………….  
12.2. Информационное обеспечение в сфере НИОКР …………………….  
12.3. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы ………………………………………………………………….  
12.4. Состояние и стратегические аспекты управления инновационной сферой России ……………………………………………………….  
Глоссарий……………………………………………………………………….  
Библиографический список………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………….  
Приложение 1. Этапы жизненного цикла изделия от идеи до эксплуатации………………………………………………...  
Приложение 2. Техническое задание на выполнение НИОКР….………….  
Приложение 3. Смета затрат на проведениеНИОКР……………………….  
Приложение 4. Календарный план выполнения НИОКР.…………………….  
Приложение 5. Таблицы оценки факторов успешности НИОКР…………….  
Приложение 6. Таблицы оценки рисков по факторам.……………………….  
Приложение 7. Алгоритм проектирования технических средств и систем..  

Введение

Цель дисциплины «Организация НИОКР и проектирование» – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области основ организации поиска изобретательских идей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проектирования научно-технической подготовки производства новшеств, расчётов технико-экономических показателей оценки эффективности проектов, необходимых для их реализации в условиях рыночной экономики.

Основные задачи дисциплины:

· показать студентам огромные резервы, сосредоточенные в правильном использовании инструмента организационно-экономического проектирования НИОКР;

· исследовать взаимосвязи технических, организационных и экономических параметров и показателей, позволяющих определить наиболее эффективное проектное решение при выбранной стратегии фирмы;

· формировать и развивать навыки экономического мышления и анализа при решении конкретных задач и ситуаций в инновационной деятельности.

Теоретической основой дисциплины «Организация НИОКР и проектирование» являются следующие дисциплины «Теория инноваций», «Менеджмент в инновационной сфере», «Маркетинг в инновационной сфере», «Методы и модели в экономике», «Технология инноваций» и другие дисциплины, труды отечественных и зарубежных экономистов, решения Государственной думы, постановления Правительства Российской Федерации, относящиеся к инновационному пути развития России.

В результате изучения дисциплины «Организация НИОКР и проектирование» специалист должен знать своеобразие:

· современного этапа развития экономики страны;

· процесса НИОКР, проектирования и специфику организационно-экономических обоснований;

· критерии оптимизации и эффективности НИОКР;

· организационно-экономического обоснования процессов проектирования;

должен уметь:

· выбирать критерии эффективности проектного решения;

· находить резервы конструкций по экономичному расходованию ресурсов;

· давать экономическую оценку проектируемого объекта;

· применять статистическое моделирование в организационно-экономическом обосновании НИОКР и проектных решений.

В промышленности наиболее важная часть инноваций реализуется в форме НИОКР. Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности каждый фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют постановки со стороны подразделений сферы НИОКР задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. Затраты на НИОКР – это вложения в будущее фирмы, но в то же время им присущи высокие неопределенность и риск.

НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с общей теорией и практикой менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия.

Сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в НИОКР, потребностью в новых идеях, НИОКР определяет будущее развитие корпорации, предполагает изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы.

Особенности управления НИОКР связаны со следующими проблемами:

· маркетингового подхода к НИОКР;

· стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;

· отбора и оценки проектов;

· финансового управления НИОКР;

· планирования и управления программами НИОКР;

· организации и выполнения НИОКР;

· научно-технической подготовки производства новых изделий;

· роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.

Структура этапов создания и освоения производства новых изделий представлена на рис. П. 1.1 (Приложение 1).

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. На рис. П. 1.2 (Приложение 1) приведен «финансовый профиль» проекта создания, освоения и производства нового изделия (жизненные циклы изделия и товара) в рамках многопродуктовой корпорации [1]. Товар инновационной фирмы – документация на изделие, лицензия на ее производство и сбыт, ноу-хау. Финансирование НИОКР может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам с заказчиками.

Дисциплина «Организация НИОКР и проектирование» дает необходимые навыки для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. Менеджмент сферы НИОКР основан на том, что единственным оптимальным критерием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата с учетом следующих положений:

· научно-технические инновации – главное условие выживания и роста фирмы;

· ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;

· необходим анализ выполненных инноваций с целью выявления факторов, приводящих к успеху.

Прежде всего следует получить четкие ответы на вопросы:

· обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?

· обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: