Принятие любого управленческого решения опирается на тот или иной информационный базис. Любые решения по НИОКР направлены в будущее (и часто достаточно далекое), проверка правильности решений осуществляется через значительный промежуток времени, степень неопределенности имеющейся информации очень велика. Управление в НИОКР – это управление по слабым сигналам, управление по прогнозной информации [2].
Стратегия управления фирмой должна постоянно получать новые данные по экономической системе, переменам в обществе и политике не только в собственной стране, но и на мировом уровне.
Современный менеджмент должен учитывать тенденции:
· ускорения глобализации бизнеса, приобретения всемирных масштабов рынками товаров, услуг и технологий;
· ускорения процессов технологического обновления, что ведет к интенсивному взаимодействию науки и сферы НИОКР;
· роста риска конфликтов в мире из-за автономизации народов и наций.
В НИОКР прежде всего принимается стратегическое решение – определение направления работ. Принятие этого решения определяет потребность в конкретной информационной базе. Далее принимаются тактические решения по выбору наилучшего пути достижения цели (и этим определяется потребность в соответствующей информационной базе) и, наконец, ежедневно – оперативные решения конкретных вопросов НИОКР (что требует своей информационной базы).
|
|
Роль информации в НИОКР базируется на принципе неразрывности триады: цели – потребности – базы. Это называется принципом 3 В (от француз. buts-besoins-bases) [30].
Известно, что 95% всей информации составляет несекретная информация. Основные семейства источников информации для любого предприятия:
· клиенты (их покупатели, кадры);
· поставщики;
· банкиры;
· общественные службы (рекламные агенты, связь, подрядчики по специализированным работам);
· распределители и агенты;
· консультанты и эксперты;
· местная, национальная и международная пресса;
· специальные издания и банки данных;
· ярмарки, салоны и конференции;
· администрация (правительство, местные органы и т.д.).
Источники можно перегруппировать в каналы информации:
· общие публикации + специальные публикации и банки данных (канал «Текст»);
· клиенты + поставщики + банкиры + распределители и агенты (канал «Фирма»);
· общественные службы + консультанты + администрация (канал «Консультант»);
· ярмарки, салоны, конференции (канал «Беседа»).
По каналу «Текст» фирма получает 30-40% информации. Канал «Фирма» появляется в результате контактов персонала фирмы со всеми партнерами – это еще 30-40% информации. Канал «Консультант» обеспечивает примерно 10-15% информации. Через канал «Беседа» проходит 5-6% информации. Кроме того, информация может быть получена фирмой случайно (канал «Джокер»).
|
|
Путь информации из окружающего мира к фирме проиллюстрирован на рис. 12.2.
Рис. 12.2. Путь информации
Важность каналов для различных баз информации разная (табл. 12.2).
Таблица 12.1. Значимость основных каналов информации
Базы информации | Каналы по мере убывания значимости | |||
Конкуренция | Ф | Т | КС | Б |
Рынок | Ф | Т | КС | Б |
Технология | Ф | Т | Б | КС |
Законодательство | КС | Т | Ф | Б |
Ресурсы | КС | Ф | Т | Б |
Тенденции | Т | КС |
Примечание: Ф – фирма, Т – текст, КС – консультант, Б – беседа.