Информационное обеспечение в сфере НИОКР

Принятие любого управленческого решения опирается на тот или иной информационный базис. Любые решения по НИОКР направлены в будущее (и часто достаточно далекое), проверка правильности решений осуществляется через значительный промежуток времени, степень неопределенности имеющейся информации очень велика. Управление в НИОКР – это управление по слабым сигналам, управление по прогнозной информации [2].

Стратегия управления фирмой должна постоянно получать новые данные по экономической системе, переменам в обществе и политике не только в собственной стране, но и на мировом уровне.

Современный менеджмент должен учитывать тенденции:

· ускорения глобализации бизнеса, приобретения всемирных масштабов рынками товаров, услуг и технологий;

· ускорения процессов технологического обновления, что ведет к интенсивному взаимодействию науки и сферы НИОКР;

· роста риска конфликтов в мире из-за автономизации народов и наций.

В НИОКР прежде всего принимается стратегическое решение – определение направления работ. Принятие этого решения определяет потребность в конкретной информационной базе. Далее принимаются тактические решения по выбору наилучшего пути достижения цели (и этим определяется потребность в соответствующей информационной базе) и, наконец, ежедневно – оперативные решения конкретных вопросов НИОКР (что требует своей информационной базы).

Роль информации в НИОКР базируется на принципе неразрывности триады: цели – потребности – базы. Это называется принципом 3 В (от француз. buts-besoins-bases) [30].

Известно, что 95% всей информации составляет несекретная информация. Основные семейства источников информации для любого предприятия:

· клиенты (их покупатели, кадры);

· поставщики;

· банкиры;

· общественные службы (рекламные агенты, связь, подрядчики по специализированным работам);

· распределители и агенты;

· консультанты и эксперты;

· местная, национальная и международная пресса;

· специальные издания и банки данных;

· ярмарки, салоны и конференции;

· администрация (правительство, местные органы и т.д.).

Источники можно перегруппировать в каналы информации:

· общие публикации + специальные публикации и банки данных (канал «Текст»);

· клиенты + поставщики + банкиры + распределители и агенты (канал «Фирма»);

· общественные службы + консультанты + администрация (канал «Консультант»);

· ярмарки, салоны, конференции (канал «Беседа»).

По каналу «Текст» фирма получает 30-40% информации. Канал «Фирма» появляется в результате контактов персонала фирмы со всеми партнерами – это еще 30-40% информации. Канал «Консультант» обеспечивает примерно 10-15% информации. Через канал «Беседа» проходит 5-6% информации. Кроме того, информация может быть получена фирмой случайно (канал «Джокер»).

Путь информации из окружающего мира к фирме проиллюстрирован на рис. 12.2.

Рис. 12.2. Путь информации

Важность каналов для различных баз информации разная (табл. 12.2).

Таблица 12.1. Значимость основных каналов информации

Базы информации Каналы по мере убывания значимости
Конкуренция Ф Т КС Б
Рынок Ф Т КС Б
Технология Ф Т Б КС
Законодательство КС Т Ф Б
Ресурсы КС Ф Т Б
Тенденции Т КС    

Примечание: Ф – фирма, Т – текст, КС – консультант, Б – беседа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: