Стратегические решения по НИОКР прямо влияют на их жизнеспособность. Из-за усиливающейся нестабильности на мировом рынке их число постоянно растет [2]. Их последствия все труднее прогнозировать, а цена ошибки повышается. Все это предопределяет важность стратегической информации. По методу 3 В следует определить стратегические цели, затем стратегические потребности и, наконец, перейти к стратегическим информационным базам. Первые два этапа соответствуют стратегическому анализу [1].
На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений для наблюдения (специфическую для каждой фирмы). Например, она может включать:
1) основные тенденции по странам (развитие экономики, группы потребителей, основные направления потребления товаров фирмы, динамика вкусов и т.д.);
2) технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая среда, достижения науки);
3) действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение, бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);
|
|
4) возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями применения).
Тактическая цель – выбор наилучшего средства достижения стратегической цели и контроль неизменности условий, которые предопределили этот выбор. Возникают потребности информационных баз двух родов: характеристики основных направлений деятельности и материалы по окружающей среде («по запросу» и «мониторинг»).
Пример базы «по запросу»:
· какие изделия имеются на рынке;
· что объявляют конкуренты о новых товарах;
· над чем работают их конструкторские и исследовательские организации;
· в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные изменения;
· может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;
· благоприятно ли законодательство для бизнеса;
· можно ли использовать существующие производственные мощности;
· если нет, то каковы затраты на их переналадку.
Пример тактической базы «мониторинг»:
· основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);
· зоны и территория деятельности;
· производственные мощности и способы производства;
· патентная и лицензионная активность;
· законодательство;
· снабжение (ресурсы, поставки);
· социально-политическая обстановка.
Оперативная информация в первую очередь касается благоприятных возможностей и угроз для фирмы (цены, клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.). Информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях, завтра может получить стратегическое значение, поэтому для фирмы рационально иметь следующие базы:
· конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);
· рынок (потребители, каналы сбыта, цены);
· технология (конструирование, производство, использование);
· законодательство;
· ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);
· общие тенденции (политические, экономические и т.п.).