Информационные базы

Стратегические решения по НИОКР прямо влияют на их жизнеспособность. Из-за усиливающейся нестабильности на мировом рынке их число постоянно растет [2]. Их последствия все труднее прогнозировать, а цена ошибки повышается. Все это предопределяет важность стратегической информации. По методу 3 В следует определить стратегические цели, затем стратегические потребности и, наконец, перейти к стратегическим информационным базам. Первые два этапа соответствуют стратегическому анализу [1].

На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений для наблюдения (специфическую для каждой фирмы). Например, она может включать:

1) основные тенденции по странам (развитие экономики, группы потребителей, основные направления потребления товаров фирмы, динамика вкусов и т.д.);

2) технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая среда, достижения науки);

3) действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение, бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);

4) возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями применения).

Тактическая цель – выбор наилучшего средства достижения стратегической цели и контроль неизменности условий, которые предопределили этот выбор. Возникают потребности информационных баз двух родов: характеристики основных направлений деятельности и материалы по окружающей среде («по запросу» и «мониторинг»).

Пример базы «по запросу»:

· какие изделия имеются на рынке;

· что объявляют конкуренты о новых товарах;

· над чем работают их конструкторские и исследовательские организа­ции;

· в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные измене­ния;

· может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;

· благоприятно ли законодательство для бизнеса;

· можно ли использовать существующие производственные мощности;

· если нет, то каковы затраты на их переналадку.

Пример тактической базы «мониторинг»:

· основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);

· зоны и территория деятельности;

· производственные мощности и способы производства;

· патентная и лицензионная активность;

· законодательство;

· снабжение (ресурсы, поставки);

· социально-политическая обстановка.

Оперативная информация в первую очередь касается благоприятных возможностей и угроз для фирмы (цены, клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.). Информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях, завтра может получить стратегическое значение, поэтому для фирмы рационально иметь следующие базы:

· конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);

· рынок (потребители, каналы сбыта, цены);

· технология (конструирование, производство, использование);

· законодательство;

· ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);

· общие тенденции (политические, экономические и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: