Практика показывает, что большинство охраняемых объектов интеллектуальной собственности при их коммерческом использовании убыточны. Лишь 2-3% из них высокоприбыльны и до 10% позволяют восполнить затраты на их разработку.
В завершении работ по НИОКР реализуется система коммерциализации результатов научных исследований в организации посредством отдела передачи технологий (ОПТ), который решает задачи:
· выявление на ранней стадии коммерческого потенциала результатов фундаментальных исследований как с целью будущей коммерциализации по реальной цене, так и с точки зрения утечки информации (интеллектуальной собственности) до ее регистрации;
· создание условий для коммерциализации прикладных исследований, доведение их результатов до товара, реализация на рынке технологий;
· расширение возможностей выхода на внебюджетные источники финансирования, включая венчурный капитал;
· усиление взаимодействия с регионом путем подключения к решению проблем развития промышленности округа и города в целом на инновационных принципах;
|
|
· развитие кооперационных связей с другими регионами России;
· развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов в области инновационного предпринимательства, выполнение совместных инновационных проектов;
· защита интеллектуальной собственности на создаваемую наукоемкую продукцию и услуги;
· выход на международный рынок наукоемкой продукции.
Деятельность ОПТ в области интеллектуальной собственности может быть как в виде линейной так и нелинейной модели:
1) линейная модель выглядит следующим образом и соответствует коммерциализации по схеме to push (рис. 10.2);
2) нелинейная модель деятельности в области интеллектуальной собственности включает прямые-обратные связи между всеми структурными подразделениями и соответствует объединенной схеме коммерциализации to push-to pull (рис.10.3).
Рис. 10.2. Коммерциализация результатов НИОКР по схеме to push
Рис. 10.3. Коммерциализация результатов НИОКР по схеме to push-to pull
Структурно-функциональная схема ОПТ включает следующие подразделения (рис. 10.4).
· НИОКР подразделения;
· патентно-информационную службу;
· маркетинго-менеджерскую службу;
· юридическо-финансовую службу.
1. В случае линейнойсхемы – от идеи разработки через создание разработки к ее коммерциализации сопровождение всего процесса тремя структурными подразделениями.
2. В случае нелинейнойсхемы – идея разработки, создание разработки, коммерциализация разработки, сопровождаемые тремя структурными подразделениями – объединены не только прямыми, но и обратными связями.
|
|
Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности осуществляется службой маркетинга при взаимодействии со службой патентов и информации (регистрация и защита промышленной собственности) и юридическо-финансовой службой (оценка стоимости и юридическо-финансовое сопровождение процесса коммерциализации). Роль маркетинга двояка:
· в схеме to push – выявлять потенциальных покупателей разработки:
· в схеме to pull – выявлять потребности рынка технологии.
Рис. 10.4. Структурно-функциональная схема ОПТ ЦГАИ
В первом случае речь идет об уточнении требуемых для покупателя условий: технических (подразделения НИОКР), патентных (служба защиты и регистрации) и финансово-юридических характеристик (юридическо-финансовая служба).
Во втором случае речь идет о технико-экономическом обосновании принятия решения, о создании требуемой для рынка разработки (как результат совместной оценки подразделения НИОКР, службы регистрации и защиты, юридическо-финансовой службы).
Численность персонала структуры ОПТ ЦГАИ составляет десть человек:
· директор – общее руководство (планы работы, контроль выполнения, принятие решений о коммерциализируемых разработках);
· квалифицированный специалист – технический эксперт (технический аудит разработки);
· квалифицированный специалист – патентовед, имеющий юридические знания;
· квалифицированный специалист – заместитель директора;
· штат технической поддержки (два человека) – программист - логистик - пользователь по работе с базой данных интеллектуальной собственности и Интернетом (маркетинг) с навыками менеджера и знанием иностранного языка;
· штат административной поддержки (два человека) – пользователь РС, секретарские функции, знание иностранного языка (прием и отправка сообщений, прием посетителей, работа с базой данных);
· сервисное обслуживание (два человека) – помещение, телефон, Интернет, факс, оргтехника.
Организационная структура ОПТ представлена на рис. 10.5; функции и содержание работы ОПТ – в табл. 10.3.
Рис. 10.5. Организационная структура ОПТ
Таблица 10.3. Функции и содержание работы ОПТ
Функция | Содержание работы |
Планирование работ группы | Составление планов работ группы на год, квартал, месяц, неделю |
Контроль исполнения планов | Сбор информации о выполнении работ и корректировка планов |
Сбор данных о потенциальных партнерах | Администрирование системы сбора данных от сотрудников университета |
Формирование базы данных | Ввод данных о коммерчески значимых результатах и о потенциальных партнерах |
Окончание табл. 10.3 | |
Инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности | Постановка на информационный учет объектов интеллектуальной собственности и результатов НИР и НИОКР |
Работа с фондами поддержки инновационного предпринимательства в научно-технической сфере | Сбор информации о возможных источниках и формах финансирования, согласование с руководством подразделений - реципиентов, информационная и консультационная поддержка, контроль подготовки заявок, информирование руководства |
Проведение технологического аудита | Проведение работы с подразделением (автором), составление отчета и резюме |
Проведение маркетинговых исследований | Оценка объемов и динамики потенциальных рынков. Анализ рыночных тенденций |
Анализ коммерческого потенциала | Первичный анализ полученных результатов, анализ конкурентоспособности, подготовка проектов бизнес-предложений |
Подготовка предложений по стратегии коммерциализации | Доработка и согласование бизнес-предложения |
Работа с партнерами | Поиск потенциальных партнеров, подготовка и проведение переговоров |
Правовое и экономическое обеспечение | Подготовка договоров и уточнение проведенных экономических расчетов. Разработка мер по правовой защите коммерчески значимых объектов интеллектуальной собственности |
Рекламно-информационная деятельность | Подготовка, перевод, рассылка рекламных и информационных материалов (в том числе и для Web- сайта), учет откликов |
Совершенствование профессиональных навыков команды | Планирование и проведение обучения работников ОПТ |
Обеспечение режима конфиденциальности | Разработка положения, согласование со службами, участие в обеспечении режима конфиденциальности коммерчески значимой информации |
Разработка и поддержание Web-сайта | Сбор данных, согласование с руководством, формирование, доработка технического задания, тестирование |
Протокольные мероприятия | Прием партнеров (оформление документов, обеспечение транспортом, проживанием и т.п.) |
|
|