Особенности организации коммерциализации НИОКР

Практика показывает, что большинство охраняемых объектов интеллектуальной собственности при их коммерческом использовании убыточны. Лишь 2-3% из них высокоприбыльны и до 10% позволяют восполнить затраты на их разработку.

В завершении работ по НИОКР реализуется система коммерциализации результатов научных исследований в организации посредством отдела передачи технологий (ОПТ), который решает задачи:

· выявление на ранней стадии коммерческого потенциала результатов фундаментальных исследований как с целью будущей коммерциализации по реальной цене, так и с точки зрения утечки информации (интеллектуальной собственности) до ее регистрации;

· создание условий для коммерциализации прикладных исследований, доведение их результатов до товара, реализация на рынке технологий;

· расширение возможностей выхода на внебюджетные источники финансирования, включая венчурный капитал;

· усиление взаимодействия с регионом путем подключения к решению проблем развития промышленности округа и города в целом на инновационных принципах;

· развитие кооперационных связей с другими регионами России;

· развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов в области инновационного предпринимательства, выполнение совместных инновационных проектов;

· защита интеллектуальной собственности на создаваемую наукоемкую продукцию и услуги;

· выход на международный рынок наукоемкой продукции.

Деятельность ОПТ в области интеллектуальной собственности может быть как в виде линейной так и нелинейной модели:

1) линейная модель выглядит следующим образом и соответствует коммерциализации по схеме to push (рис. 10.2);

2) нелинейная модель деятельности в области интеллектуальной собственности включает прямые-обратные связи между всеми структурными подразделениями и соответствует объединенной схеме коммерциализации to push-to pull (рис.10.3).

Рис. 10.2. Коммерциализация результатов НИОКР по схеме to push

Рис. 10.3. Коммерциализация результатов НИОКР по схеме to push-to pull

Структурно-функциональная схема ОПТ включает следующие подразделения (рис. 10.4).

· НИОКР подразделения;

· патентно-информационную службу;

· маркетинго-менеджерскую службу;

· юридическо-финансовую службу.

 
На рис 10.4 представлена как линейная, так и нелинейная схема деятельности:

1. В случае линейнойсхемы – от идеи разработки через создание разработки к ее коммерциализации сопровождение всего процесса тремя структурными подразделениями.

2. В случае нелинейнойсхемы – идея разработки, создание разработки, коммерциализация разработки, сопровождаемые тремя структурными подразделениями – объединены не только прямыми, но и обратными связями.

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности осуществляется службой маркетинга при взаимодействии со службой патентов и информации (регистрация и защита промышленной собственности) и юридическо-финансовой службой (оценка стоимости и юридическо-финансовое сопровождение процесса коммерциализации). Роль маркетинга двояка:

· в схеме to push – выявлять потенциальных покупателей разработки:

· в схеме to pull – выявлять потребности рынка технологии.

Рис. 10.4. Структурно-функциональная схема ОПТ ЦГАИ

В первом случае речь идет об уточнении требуемых для покупателя условий: технических (подразделения НИОКР), патентных (служба защиты и регистрации) и финансово-юридических характеристик (юридическо-финансовая служба).

Во втором случае речь идет о технико-экономическом обосновании принятия решения, о создании требуемой для рынка разработки (как результат совместной оценки подразделения НИОКР, службы регистрации и защиты, юридическо-финансовой службы).

Численность персонала структуры ОПТ ЦГАИ составляет десть человек:

· директор – общее руководство (планы работы, контроль выполнения, принятие решений о коммерциализируемых разработках);

· квалифицированный специалист – технический эксперт (технический аудит разработки);

· квалифицированный специалист – патентовед, имеющий юридические знания;

· квалифицированный специалист – заместитель директора;

· штат технической поддержки (два человека) – программист - логистик - пользователь по работе с базой данных интеллектуальной собственности и Интернетом (маркетинг) с навыками менеджера и знанием иностранного языка;

· штат административной поддержки (два человека) – пользователь РС, секретарские функции, знание иностранного языка (прием и отправка сообщений, прием посетителей, работа с базой данных);

· сервисное обслуживание (два человека) – помещение, телефон, Интернет, факс, оргтехника.

Организационная структура ОПТ представлена на рис. 10.5; функции и содержание работы ОПТ – в табл. 10.3.

Рис. 10.5. Организационная структура ОПТ

Таблица 10.3. Функции и содержание работы ОПТ

Функция Содержание работы
   
Планирование работ группы Составление планов работ группы на год, квартал, месяц, неделю
Контроль исполнения планов Сбор информации о выполнении работ и корректировка планов
Сбор данных о потенциальных партнерах Администрирование системы сбора данных от сотрудников университета
Формирование базы данных Ввод данных о коммерчески значимых результатах и о потенциальных партнерах
Окончание табл. 10.3
   
Инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности Постановка на информационный учет объектов интеллектуальной собственности и результатов НИР и НИОКР
Работа с фондами поддержки инновационного предпринимательства в научно-технической сфере Сбор информации о возможных источниках и формах финансирования, согласование с руководством подразделений - реципиентов, информационная и консультационная поддержка, контроль подготовки заявок, информирование руководства
Проведение технологического аудита Проведение работы с подразделением (автором), составление отчета и резюме
Проведение маркетинговых исследований Оценка объемов и динамики потенциальных рынков. Анализ рыночных тенденций
Анализ коммерческого потенциала Первичный анализ полученных результатов, анализ конкурентоспособности, подготовка проектов бизнес-предложений
Подготовка предложений по стратегии коммерциализации Доработка и согласование бизнес-предложения
Работа с партнерами Поиск потенциальных партнеров, подготовка и проведение переговоров
Правовое и экономическое обеспечение Подготовка договоров и уточнение проведенных экономических расчетов. Разработка мер по правовой защите коммерчески значимых объектов интеллектуальной собственности
Рекламно-информационная деятельность Подготовка, перевод, рассылка рекламных и информационных материалов (в том числе и для Web- сайта), учет откликов
Совершенствование профессиональных навыков команды Планирование и проведение обучения работников ОПТ
Обеспечение режима конфиденциальности Разработка положения, согласование со службами, участие в обеспечении режима конфиденциальности коммерчески значимой информации
Разработка и поддержание Web-сайта Сбор данных, согласование с руководством, формирование, доработка технического задания, тестирование
Протокольные мероприятия Прием партнеров (оформление документов, обеспечение транспортом, проживанием и т.п.)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: