Лабораторная №5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Лабораторная №5

Выполнила студентка: Прядко И.Н.

№ группы: 151104

Подпись студента ___________________

Дата сдачи отчета: «_____» _______________ 20__г.

Оценка ____________ _______________________________ _______________

Ф.И.О. преподавателя-экзаменатора подпись

«______» ______________ 20____г.

Одним из основных результатов, полученных в исследованиях мотивации мышления, следует признать выявление ее сложного, комплексного характера. Прежде всего под этим подразумеваются полимотивированность мышления, включение в актуальную регуляцию мыслительной деятельности и взаимодействие в этом процессе мотивов разных типов – собственно познавательных, или внутренних, и так называемых внешних. Экспериментальные исследования мотивационной обусловленности мышления имеют сравнительно короткую историю. В них четко выделяются два основных направления в подходе к управлению экспериментальными условиями.

Когда говорят о внешней мотивации, то имеют в виду, что задача может решаться субъектом для достижения им каких–то внешних целей и получение результатов не прямо связано с целями познания объекта, т.е. разрешения мыслительной проблемы. Такая мотивация возникает в связи с особенностями внешних условий деятельности: например, в конкретной ситуации соревнования, награды – наказания и т.д.; или благодаря особенностям истории развития конкретной личности, в силу складывающихся ведущих форм ее ценностной ориентации с характерными для данной личности «базовыми» мотивационными образованиями – например, стремление к содержательным достижениям или формальным, т.е. к славе, признанию, материальным благам и т.д.

Когда говорят о внутренней мотивации, имеют в виду прежде всего ее содержательную связь с предметным планом мышления, с познанием объекта. Эта внутренняя мотивация называется познавательной мотивацией, так как отвечает актуализации познавательной потребности и опредмечивается при создании проблемной ситуации, требующей от субъекта поиска новых знаний.

Тема задания­ Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации

В задании рассматривается полный факторный план с межгрупповой схемой сравнения экспериментальных условий. Вводится представление о комбинированных гипотезах и продолжается анализ видов взаимодействия в случае эксперимента с двумя независимыми переменными. Обсуждается проблема формулирования статистических гипотез при экспериментальной гипотезе, допускающей выбор разных зависимых переменных. Специально рассматриваются более частные вопросы управления уровнями независимой переменной при помощи инструкций и возможная неидентичность результатов, полученных разными экспериментаторами.

Цель задания: Проверка сформулированной экспериментальной гипотезы о позитивном влиянии внешней и внутренней мотивации на эффективность решения на основе двухфакторного плана (с двумя НП) при рандомизации подбора испытуемых в группы.

Имеющиеся в литературе данные позволяют предположить, что с усилением познавательной мотивации должна вырастать эффективность мыслительной деятельности. Причем если ведущей в регуляции процесса решения признать внутреннюю мотивацию, то можно высказать более конкретную экспериментальную гипотезу, при усилении мотивации этого типа даже при одновременном действии внешних стрессогенных факторов (например, при ограниченном времени решения, т.е. его дефиците) продуктивность решения задачи должна увеличиваться; причем улучшение эффективности решения будет большим, чем то, которое можно ожидать в результате активизации мыслительной деятельности за счет внешних факторов. Таким образом, предполагается взаимодействие двух факторов: дефицита времени, заставляющего субъекта активизировать попытки найти решение, и познавательной мотивации, приводящей к углубленному анализу условий задачи. Такая комбинированная гипотеза утверждает существование не единичной связи между независимой (НП) и зависимой (ЗП) переменными, и при экспериментальной ее проверке возникают сразу несколько контргипотез, в частности гипотеза о другом – перекрестном виде взаимодействия между условиями дефицита времени и усиления познавательной мотивации.

При выборе зависимых переменных для суждения об эффективности решения необходимо учитывать следующее. Разными исследователями были получены данные о том, что в условиях усиления мотивации время обдумывания отдельных попыток может уменьшаться, а меру достижения, понятую как общую результативность деятельности субъекта, следует оценивать как «уровень выполнения работы ´ на время выполнения». Таким образом, ограничение времени решения может скрыть возможное повышение эффективности деятельности. Следовательно, репрезентативность зависимой и независимой переменных здесь взаимосвязана.

Проблема: Какова эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации?

Объект: Мотивация

Предмет: Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации

НП:

1)познавательная мотивация (активный уровень, менее активный уровень).

2)угроза дефицита времени (нет, есть).

ЗП:

1) Количество общих целей, выдвинутых во время решения
2) Количество промежуточных целей, завершившихся ошибочным преобразованием, плюс количество промежуточных целей, в которых переставляется меньшее(чем требуется) количество спичек
3) Количество конкретных промежуточных целей, приводящих к решению (количество предложенных вариантов решений)
4) Частота называния элементов:
· число всех перемещенных спичек · число спичек
5) Среднее время промежуточного решения:
· общее время
· число всех промежуточных целей

Задачи:

1. Проанализировать как соотносится полученный на основании обработанных результатов вид взаимодействия с выдвинутой экспериментальной гипотезой.

2. Привлечь количественные показатели процессов целеобразования и фиксированные рассуждения испытуемых вслух при решении задачи для вынесения суждения о том, в какой степени оказалось возможным ситуационное задание познавательной мотивации при помощи инструкции. Проверить, дают ли эти данные материал для выводов о том, что при более активном уровне первой независимой переменной – мотивации – осуществляется более углубленный и содержательный анализ условий задачи.

3. Ответить на следующие вопросы:

· Как следует оценить операциональную валидность данного эксперимента с точки зрения его реализации?

· Насколько организация и планирование эксперимента соответствуют проверке выдвинутой гипотезы? Какие другие гипотезы можно обсуждать при таком же плане?

4. Ввыводахпредставить краткие заключения о возможности или невозможности принятия экспериментальной гипотезы и об адекватности организации эксперимента для проверки выдвинутой комбинированной гипотезы. Предложить изменения или дополнения к экспериментальному плану для повышения валидности эксперимента.

Стимульный материал:

Испытуемым предъявляется задача – «Три квадрата», задача дается в зрительном плане, с помощью картинки, а обо всех преобразованиях ситуации испытуемый может сообщить, называя номера элементов. Все свои мысли испытуемых просят проговаривать вслух.

Инструкция испытуемому к задаче «Три квадрата»: «Необходимо убрать шесть палочек таким образом, чтобы осталось три квадрата».

Задача имеет двухфазный характер, – для ее решения необходимо достичь промежуточные цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: